search
main
0

Долой стереотипы

Кто заменит старую гвардию?

Сын моей хорошей подруги после окончания школы собирается поступать в колледж, на семейном совете единогласно одобрили желание парня стать кулинаром. А почему бы и нет? С армией вопрос давно решен, по состоянию здоровья военкомы гоняться за ним не будут. А престиж? «Главное, чтобы ребенку нравилось», – заявила подруга.

…В пору моего советского детства самой большой страшилкой для нерадивых школьников была фраза «тебе одна дорога – в ПТУ». Родители выбивались из последних сил, чтобы отправить свое чадо в вуз, причем зачастую не важно какой. С того времени прошло почти 30 лет, высшее образование стало чуть ли не поголовным и обязательным, а чтобы избавиться от устрашающего образа пэтэушника, решено было и вовсе устранить этот уровень образования. ПТУ повсеместно заменили колледжами и техникумами, дабы сделать их более привлекательными для молодежи и их родителей. Вместо рабочих специалистов, которых готовили в ПТУ, – слесарей, сварщиков, токарей, маляров, столяров – колледжи стали выпускать помощников юристов, менеджеров, секретарей, банковских работников и специалистов по рекламе.

И процесс пошел. Родители осмелели, понимая, что платить придется меньше, а то и вовсе можно не платить, дети еще больше обрадовались – колледж спасал от ЕГЭ и ненужной тупой зубрежки и натаскивания, в которые превращались два последних школьных года.

Разумеется, большинство пап и мам по старинке нацеливались на вуз, причем зачастую наперекор детским желаниям и возможностям. Высшее образование было пропуском в лучшую жизнь, своеобразным дресс-кодом, долгое время на него ориентировались и работодатели: даже от секретарши, обязанности которой варить ароматный кофе и распечатывать деловые бумаги, требовался заветный диплом. Однако рано или поздно любые стереотипы рушатся, так сейчас на наших глазах происходит с высшим образованием.

Проводившийся с конца января по март опрос показал: за последние десять лет количество родителей, планирующих, что их дети пойдут учиться после школы в университет, сократилось вдвое. Примечательно, что каждый пятый опрошенный заявил, что его ребенок продолжит учиться в среднем профессиональном учебном заведении.

Десять лет назад, в 2010 году, о таком выборе заявляли лишь 8 процентов опрошенных против 21 процента сейчас. 43% родителей сообщили, что их ребенок пойдет после школы учиться в вуз. В 2010 году такой ответ давали 80% опрошенных. Их доля с течением времени снижалась, достигнув 55% в 2015‑м и 48% в 2020 году. В результате по сравнению с прошлым годом доля отвечающих таким образом родителей уменьшилась на 5%, такого резкого падения популярности обучения в вузах не было с 2016‑го. 2% родителей сообщили, что после школы их дети будут не учиться, а работать (столько же в 2010 году). У 26% респондентов дети еще не определились с продолжением обучения после школы, 8% затруднились ответить.

Как объяснить падение популярности высшего образования? Думаю, причин несколько. Главная и основная – снижение уровня доходов россиян, а также рост платного вузовского образования. Теперь позволить себе такую роскошь могут далеко не все. Не менее важный фактор – изменение отношения к «корочке» в среде работодателей. Все больше в различных компаниях, в том числе крупных, смотрят на реальные умения и возможности соискателя и, если человек подходит, могут закрыть глаза на отсутствие диплома или ставят одним из условий получение заочного или дистанционного высшего образования. В некоторых местах популярно так называемое корпоративное образование или повышение квалификации. Почти год пандемии, когда основной формой обучения стал дистант, показал: учиться можно и онлайн, к примеру по вечерам или в любое другое свободное время, и при этом работать, приобретая реальный опыт.

Скрытые причины падения престижа вузов объясняются также снижением уровня качества образования в них. Продолжает происходить дифференциация высших учебных заведений – между такими брендами, как Вышка (Высшая школа экономики), МГУ, МГИМО, РГГУ, СПбГУ и другими элитными университетами, которых по стране единицы, и обычными региональными вузами зачастую пролегает пропасть. В элитные вузы конкурс зашкаливает, к поступлению туда надо готовиться чуть ли не с первого класса, а в институты, где образование оставляет желать лучшего, вряд ли имеет смысл поступать, разве что из-за «корочки», которая не особо котируется в солидных компаниях. Поэтому можно констатировать тот факт, что здравый смысл и прагматизм сегодня берут верх над стереотипами.

Многие молодые люди понимают, что их семья не в состоянии платить за пять лет не особо качественного образования, кроме того, зачастую, получив диплом, приходится идти работать не по специальности. Колледж или техникум гарантируют трудоустройство, поступить туда легче, да и учиться проще. Если и имеет смысл получать высшее образование, то лишь по техническим или медицинским специальностям. Гуманитарии сейчас не в особом почете, как это ни печально.

Среди учреждений высшего образования наиболее популярны медуниверситеты и технические вузы. Это подтверждают и цифры опроса. 16% опрошенных заявили, что их дети пойдут учиться на врачей, 11% – на инженеров, 7% – на экономистов, по 5% – на учителей, военных и менеджеров, по 4% – на юристов и дизайнеров и лишь 2% – на филологов и журналистов.

Возвращаясь к проблеме рабочих кадров, могу сказать, что у нас их резкая нехватка, пока работает старое поколение, те, кому за 50‑60 лет, на смену им приходят мигранты, которые зачастую не обладают необходимой квалификацией. Пока что недавний снегопад, засыпавший столицу, показал: своими силами мы даже снег расчистить не можем, не говоря уже о том, чтобы насытить производство молодыми и квалифицированными рабочими. Сегодняшняя ситуация в экономике меняет отношение к образованию, молодые люди понимают: чтобы быть успешным, не всегда нужно гнаться за «корочкой».

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте