search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям «Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Примерно 1,5 тысячи челябинских девятиклассников после осеннего ОГЭ останутся на второй год Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Минобрнауки утвердило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Ирина Димова: конкурс «Учитель года» открыл много прекрасных преподавателей, «моцартов» в педагогике В Карачаево-Черкесии назвали 15 лауреатов конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023» Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023» Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Школьнику в помощь: полезные советы для успешной учебы В Белгородской области состоялось открытие первого центра одаренных детей
0

Докатились?

Куда бы вы ни приехали, почему-то одни обращают внимание прежде всего на окружающую красоту, а другие – на грязь и мусор. То же самое происходит, когда люди знакомятся с теми или иными новостями или документами, касающимися образовательных реформ. Одни умеют видеть в этом преимущественно плюсы, а другие, кроме минусов, ничего не видят.

Есть все основания полагать, что предпочитающие негативную информацию граждане преследуют какие-то свои цели, никак не связанные с реальным положением дел. Они либо одурачены пропагандой, либо проецируют свои собственные жизненные неудачи на весь остальной мир. «У меня ничего не получается, но виноваты в этом все вокруг!» или «Не решал ни одного задания ЕГЭ, но на все 100% убежден, что это тупое угадывание примитивных тестов!» Кто-то пытается таким способом реализовать свои политические амбиции, получить какие-то дивиденды. Ведь если ругать власть, то можно автоматически стать своим в доску для всей «прогрессивно мыслящей общественности», и никак иначе.

А если серьезно, то согласно опросам населения ситуация в российском образовании вовсе не выглядит ужасающей. Причем получается довольно курьезная картина, когда в одной и той же анкете люди говорят, что конкретно в нашей школе все нормально, мы всем довольны, а вот вообще по стране все плохо! То есть мы имеем дело c явным промыванием мозгов теми источниками информации, которым почему-то выгодно представить положение дел в России именно в таком ключе. И складывается впечатление, что огромное количество людей читают только блоги всевозможных скандалистов и фейкометов, веря им абсолютно. А спорить с ними невозможно, потому что они изначально воспринимают все только со знаком «минус».

Между тем у нас немало поводов для гордости. Например, налицо факт, что, вопреки усилиям свести вариативность образования к минимуму (в том числе посредством единых учебников), эта задумка не сработала. Нам удалось сохранить школы с разными программами и учебниками, где обучение выстроено в зависимости от профиля, направленности и уровня развития детей. И это несомненный плюс, который следует признать.

Также следует отметить, что за последние годы учителя перестали быть слепыми исполнителями чужой воли и стали все более и более активно отстаивать свои права, говорить о том, что нужно изменить в образовании. И, что очень важно, к ним начали прислушиваться. Классический пример – обсуждение ФГОС, которое проходило очень бурно и конструктивно.

Вопреки всему, нам удалось сохранить свои позиции в целом ряде международных рейтингов и сравнительным исследованиям, в первую очередь PIRLS и TIMSS. То есть предметная грамотность, в которой мы были традиционно сильны, сохраняется на высоком уровне. Аналогичная ситуация и с международными олимпиадами. Наши дети регулярно берут и «золото», и «серебро», и «бронзу», и Гран-при. Да, мы не везде в лидерах, но везде в Топе.

Поэтому все разговоры о том, что за годы реформ наше лучшее в мире образование было полностью разрушено, как минимум ошибочны. И, на мой взгляд, именно 2020 год с его колоссальными потрясениями, вызванными пандемией и массовым переходом на дистанционное обучение, показал: школам, вузам и ссузам в целом удалось справиться с этим грозным вызовом. По крайней мере, ситуация у нас была ничуть не хуже, а подчас и гораздо лучше, чем в других странах, где практиковали всего лишь «уроки по телевизору». Мы все в массе своей поняли: информатизация образования принесла вполне реальные плоды! ИКТ из экзотики превратились в реальный и массовый инструмент образования.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте