Сидя за маминым рабочим столом, заваленным школьными тетрадками, представляла себя учителем. Повзрослев, профессию выбирала не разумом, а сердцем. Почему именно химия? Здесь выбор был более осознанным, и повлияла на него мой учитель химии Алла Ивановна Иванова. Предмет, который многие считают скучным и непонятным, она могла преподнести образно и ярко. Ведь химия – это не только производство и вредные выбросы, это еще и таинственный мир живой и неживой природы, который мы можем читать как раскрытую книгу. Дать хорошие знания может любой учитель, а показать ребенку картину целостности мира, где каждый из нас его частичка, может только учитель с большой буквы.
Чтобы увлечь и заинтересовать ребят, часто включаю в урок игры, занимательный материал, опыты. Но ведь это своего рода наркотики, которые действуют недолго. Дидактические игры, химические сказки будут интересны восьмиклассникам, только постигающим азы предмета. С ребятами постарше нужно забывать о долгих утомительных повествованиях. Здесь больше подойдет диалог.
Я – организатор учебного процесса, не веду учеников, а иду вслед за ними. Рассматривая свой предмет как основной в школьной программе, все-таки задаю себе вопрос о смысле обучения химии. Ведь многие твердо уверены, что химия им не пригодится. В таких случаях главное постепенно, на доступных примерах показать, как эта наука необходима в жизни. Узнав о том, что жирные кислоты – исключительный источник энергии для сердца, девочки задумаются об опасности неразумной диеты. Нужно объяснить, какие жиры полезны, какие нет, почему на растительном масле нельзя жарить бесконечное множество пирожков.
Занятия, проведенные в таком «потребительском» русле, всегда вызывают живой интерес. Если ученик не сможет сказать, что такое скорость реакции, или забудет формулировку правила Ле Шателье, он переживет это. Но если он не будет знать, что пары бензина опаснее, чем сама жидкость, последствия могут быть плачевными. Так я вплотную подошла к внедрению валеологического подхода в образование. Валеологизация курса химии обусловлена необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью. Начиная с 8-го класса я стараюсь вводить в практику решение задач валеологической направленности.
Вряд ли можно стать хорошим учителем, если, выйдя за школьную дверь, ты все проблемы оставляешь по ту сторону. Пожалуй, учитель – это не столько профессия, сколько образ жизни. И мой урок всегда со мной.
Инесса ЖАГЛИНА, учитель химии гимназии Карабулака, финалист конкурса «Учитель года Ингушетии–2005»
Комментарии