search
main
0

Добрый и гостеприимный дракон

Школьный музей как исследовательский центр возрождения и развития традиций

Школьный музей – это уникальная возможность непосредственного приобщения учащихся к истории Отечества, включения подрастающего поколения в живую культурно-историческую традицию, в преемственность поколений, а также музей – это возможность привития детям чувства и осознания неразрывной связи с предками, гордости за их деяния и ответственности за переданное всем нам наследство: за великую Россию, непревзойденную русскую культуру и исторические традиции нашего народа.

Школьному музею вполне по силам стать центром исторического знания, нашедшего отклик в душах детей, не сухого абстрактного знания простейших схем исторических процессов, а конкретного осознания живой ткани истории.

Музейная педагогика – это обучение и воспитание детей с помощью музеев: на примере музейной экспозиции, путем взаимодействия с музейными экспонатами. Причем это взаимодействие мы понимаем буквально: прикосновение к музейным экспонатам, ощущение живой истории в своих руках. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Применительно к музейной педагогике школы скажем, что лучше один раз подер­жать в руках, чем сто раз увидеть.

Экспонаты школьных музеев – это вещи и предметы реальной человеческой жизни, и дети, прикасаясь к ним, ощущая их, чувствуют историю, пробуют историю на ощупь. Психологами доказано, что для детей тактильные ощущения очень важны, ведь дети сами не поверят, пока не прикоснутся. В этом по большому счету и есть предназначение музейной педагогики: не книжная, не экранная, не компьютерная и не виртуальная, а живая, осязаемая, трогаемая и оттого трогающая душу история.

Укоренившийся запрет «Руками не трогать!» не совсем работает в школьных музеях. Специфика школьной музейной педагогики в том и состоит, что у нас «память рук» сливается и восходит к памяти чувства, а через нее к цели образования – к памяти разума. Конечно, все хорошо в меру и с должной предусмотрительностью, так как есть экспонаты хрупкие, достаточно редкие или уникальные, которым может повредить частое прикосновение, но на то мы и учителя и воспитатели, чтобы регулировать эти частные вопросы.

Мы уверены, что школьный музей не может быть неживым хранилищем сокровищ, он должен стать интерактивной площадкой обучения, взаимодействия истории и ребенка, площадкой обучающих игр – квестов, квизов, викторин – и даже, как ни странно это прозвучит, площадкой для досуга ребенка. На перемене или после уроков ребенок заходит в музей, берет с полки книгу, альбом, старинные фотографии, открытки, пазл, головоломку…

Трудится его ум, а значит, работает и его детская пытливая душа. В наших музеях есть открытое пространство, в котором экспонаты не спрятаны в витрины, предметы музейной экспозиции соседствуют с альбомами, книгами, открытками исторической и краеведческой тематики, школьник может поиграть с экспонатом (например, со старой пишущей машинкой или механическим арифмометром), посмотреть альбом со старинными фотографиями.

В школе №1222 работают четыре музея, объединенные в 2019 году в музейный комплекс «Исторический кругозор». Сегодня, учитывая общую ситуацию, огромное значение приобретает музейная деятельность в онлайн-режиме. Сотрудники школьного музейного комплекса подготовили и разместили на музейной странице школьного сайта видеоэкскурсии по школьным музеям, аудиолекции по разделам экспозиций, онлайн-викторины и презентации, посвященные школьным музеям.

Как только стали возможны очные посещения, наши музейные мероприятия возобновились, музеи снова стали площадками исторического и культурного развития и образования, живого соприкосновения с историей. Никакой рассказ или онлайн-лекция не заменят детям прикосновения к подлинной кавалерийской шашке маршала Баграмяна или к каске красноармейца Великой Отечественной войны, пробитой пулями, за этими артефактами из школьного музея поднимается история страны – история трагедий, драм и побед.

Мемориальный музей Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна основан в 2010 году по инициативе родственников маршала – его внуков И.С.Баграмяна и К.С.Наджаровой. В музее хранятся такие уникальные экспонаты, как подлинный маршальский мундир Ивана Христофоровича Баграмяна, письма, написанные рукой маршала, чернильный прибор, подаренный Ивану Баграмяну в 1946 году. Музей знакомит учащихся и других посетителей с жизнью выдающегося полководца, с эпохой Великой Отечественной войны. Экспозиция музея особенно интересна тем, кто увлекается военной историей, жизнью и деятельностью выдающихся полководцев Отечества.

Музей истории школы и района Нижегородский действует с 2004 года. Экспозиция музея представляет собой историю района Нижегородский начиная с давних времен, содержит предметы быта прошлых эпох: утюги, ухваты, серпы, самовар, а также вещи городского быта: патефон, пишущая машинка, фотографии прошлых эпох. В музее хранятся уникальные русские монеты XVII – XIX веков. Военный раздел экспозиции рассказывает о жителях района Нижегородский и учащихся школы, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Музей «За Рогожской заставой», основанный в 2013 году, повествует об истории района Москвы, издавна именуемого Рогожской слободой, и о судьбе жителей этого района в разные эпохи. В музее хранятся личные вещи москвичей, живших в этом районе: письма, дневники, предметы домашнего быта. Интересен дневник, который вел боец Красной армии, уроженец Рогожского поселка, во время Великой Отечественной войны, переданный в дар музею его родственниками.

Музей «Сталинградская битва», работающий с 2001 года, рассказывает об истории Сталинградской битвы, а особенно об участии в этом эпохальном сражении 37‑й гвардейской стрелковой дивизии, воинам и боевому пути которой посвящена значительная часть экспозиции музея. В музее хранятся личные вещи ветеранов Великой Отечественной войны: солдатские каски, фляжки, части оружия. Экспозиция музея позволяет посмотреть на войну сквозь призму солдатского быта.

В школьных музеях организует свою работу музейный совет, объединяющий детей и педагогов: школьники проводят экскурсии, организуются встречи с замечательными людьми, например с председателем Совета ветеранов 11‑й гвардейской армии Василием Гавриловичем Прониным, одним из почетных гостей на параде в честь Победы в Великой Отечественной войне 9 Мая 2021 года.

Школьный музейный комплекс – это образовательная система, позволяющая возрождать и развивать традиции, способствовать формированию нравственного облика подрастающего поколения.

Музеи не замыкаются в себе, они открыты для всех. «Музей – дракон, охраняющий наши сокровища» – есть такой афоризм. Но это дракон добрый и гостеприимный. Приходите в музей!

Вячеслав КОРПАЧЕВ, учитель истории и обществознания, руководитель музейного комплекса школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна

 

Комментарий

Наталья БЕЛОВА, учитель истории и обществознания школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна, почетный работник системы общего образования РФ:

– Музейная педагогика возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. Сегодня не только в музеях Москвы, но и в музеях России создаются разнообразные культурно-образовательные программы, нередко определяемые типом самого музея, будь то музей изобразительного искусства, музей-заповедник, краеведческий музей. Музей сегодня стал образовательным центром города, и в этом смысле значение музея в воспитательной политике особенно велико.

Многие музеи Москвы располагают в настоящее время специальными залами для занятий, хорошо оснащенными лабораториями и исследовательскими центрами. Музеи сегодня делают ставку на развитие представлений ребят о мире, истории, способности наблюдать, классифицировать и генерировать информацию. Урок в музее использует активные формы познания, свободный обмен мнениями, ролевые и творческие задания. При этом знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков. Задачи формирования гармонично развитой личности с широким культурным кругозором стоят и перед школой, и перед музеем. Это совмещение интересов позволяет установить партнерство, планировать общую деятельность, создавать интегрированные программы, а по ним проводить совместные занятия с детьми.

Учителя всегда приводили учеников в музей, и это очень часто увязывалось со школьной программой. Школа нуждалась в том, чтобы проиллюстрировать знания с помощью возможности прикоснуться к музейному подлиннику. Но музейный предмет имеет гораздо большую ценность, чем только наглядность, он обладает неисчерпаемой информацией. Поэтому музеи с таким вниманием относятся к потребностям школы совместно развивать проектную деятельность учащихся.

Особенность урока в музее – это использование в качестве источника знаний музейного предмета (экспоната), который является носителем исторической информации. Поэтому наиболее удачная форма для урока в музее – практическая работа учащихся в музейной экспозиции. Основным содержанием урока является решение сформулированной школьниками совместно с учителем проблемы, поиск ответов на собственные вопросы с помощью обращения к музейному подлиннику. Урок в музее позволяет обучающимся сделать то, что невозможно в барьерной классной среде.

Проект помогает обучающимся освоить навыки исследовательской деятельности, развивает умение решать проблемные задачи в условиях, максимально приближенных к реальным, привлекает участников к работе с виртуальным пространством (городскими информационными порталами). «Урок в музее» направлен на создание для каждого ученика условий для успешного освоения информации, мотивирует к самостоятельной учебной деятельности, развивает критическое мышление и способствует успешному воспитанию.

Учебное пространство проекта – уникальная инклюзивная среда, способствующая расширению возможностей каждого обучающегося независимо от возможностей здоровья. Совместный проект Департамента образования и науки и Департамента культуры города Москвы «Урок в Москве» позволяет педагогу использовать современные технологии для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, воспитывая разносторонне образованную, творчески свободную личность.

Музей – это возможность адаптации ребенка в социальном пространстве. Через музей осуществляется связь со школьными предметами, знание которых получает прикладной характер. Мой любимый девиз «Не для школы, для жизни мы учимся!» находит свое воплощение в музейной педагогике.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте