Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Доброволец – это звучит гордо. Как помочь ребенку поверить в свои силы

Учительская газета, №50 от 11 декабря 2018. Читать номер
Автор:

В Омске прошел III Сибирский социальный добровольческий форум. Его участниками стали более 270 человек из разных регионов России. Волонтеры всех возрастов встретились, чтобы поделиться опытом, обсудить проблемы и продемонстрировать свои успехи.

По мнению координатора Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» по Сибирскому федеральному округу Сюзанны Егиян, волонтерам Сибири действительно есть чем похвастать: активно развиваются направления работы с детьми, со старшим поколением, помощь и поддержка малообеспеченных. А вот развитие инклюзивного волонтерства, когда люди с особыми возможностями из разряда благополучателей переходят в разряд благодарителей, только набирает обороты. Впрочем, как и во всей стране. Как говорит волонтер Александр Кузюков, люди с инвалидностью только начинают выходить из дома. Александр оказался в инвалидной коляске в 2006‑м, получив травму позвоночника. У него всегда был спортивный характер, и он решил строить жизнь заново. Получил высшее образование дистанционно, занялся спортом. Теперь он заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион Европы и мира, 19‑кратный чемпион России по паралимпийскому фехтованию. Но этого ему показалось мало, он стал активно помогать другим. Недавно омичи выбрали Александра лауреатом премии «Народный герой»: общественная деятельность тоже постепенно меняет город. Десять лет назад, когда он в первый раз выехал из дома прогуляться, оказалось, что это неосуществимо. Конечно, все идет трудно и медленно, но сейчас, по его мнению, стало гораздо проще: появляются пандусы, подъемники, становятся доступны культурные учреждения.- Меня часто приглашают как эксперта при установке пандусов, оборудовании учреждений элементами доступной среды, например, железнодорожного вокзала, – рассказывает Александр. – Мы организуем в школах уроки доброты, мониторим доступность, работаем со СМИ, все это очень важно, для того чтобы люди понимали и принимали не таких, как они. Я часто замечаю, что прохожие боятся смотреть в глаза тем, кто в коляске. И хотят помочь, но не знают, как. Ведь раньше у нас инвалидов просто «не было», многие не знают, как к ним относиться. Для меня такая помощь другим стала и отдушиной, и потребностью. Мне важно показать и объяснить людям, что инвалидность не обязательно ухудшение качества жизни. Для кого-то это может, напротив, стать открытием себя: только преодолевая себя, человек становится человеком… Как-то, еще в самом начале, мама мальчика, ставшего колясочником, попросила встретиться с ним, поговорить, и тогда я понял, насколько важен личный пример. С десантом добра выезжаю к таким же, как я, ребятам, надеюсь, что и они поверят в свои силы.Помочь поверить в свои силы не менее важная задача, чем организовать доступную среду. 28‑летняя колясочница Дарья Беляева, педагог-психолог из Томска, уже второй год живет отдельно от родителей, несмотря на все трудности, самостоятельность – ее принципиальная позиция. Признается, что непросто, элементарные вещи вроде надевания сапог или мытья пола поначалу превращались в серьезную проблему. Но она справляется и помогает справляться другим. Дарья стала зачинателем в Томске городской программы переселения маломобильных граждан с верхних этажей на нижние: бюджет доплачивает полмиллиона, чтобы человек мог поменять квартиру. Увы, за три года только 10 человек воспользовались программой, сказывается привычка зависеть от других…- Десять человек – это, наверное, мало для кого-то, – говорит Даша. – А для меня это десять человек, изменивших свою жизнь.Дарья работает в Томском центре планирования карьеры, занимается с особенными детьми. Осенью центр впервые организовал каникулярную смену по авторской программе Дарьи «Твоя жизнь в твоих руках!». В инклюзивном отряде было 26 ребят с нарушениями слуха. Подбор педагогических кадров осуществлялся таким образом, чтобы опыт работы и образование соответствовали направленности отряда, поэтому руководили им сама Дарья, двое ее коллег с теми же проблемами здоровья, что у детей, и один без проблем. Цель программы – создание условий для профессионального самоопределения детей, а также формирование у них начальных навыков, необходимых для успешных социализации и интеграции в обществе.- Мы хотим создать условия для раскрытия и развития творческих и коммуникативных способностей ребят в инклюзивном пространстве, развить навыки самостоятельности и ответственности за свою деятельность, сформировать представление о навыках, необходимых для успешной работы. Мы не только работали над проектами, но и моделировали ситуации из реальной жизни, в условиях которых ребята могли применять полученные навыки, – рассказала Дарья Беляева. – Это наш первый опыт, но не последний. Я считаю, что любой человек может быть успешен, если найдет свое место в жизни, дело, от которого у него горят глаза.Для Дарьи таким делом стало волонтерство, она помогает детям найти свое место в жизни. А новосибирский проект «Городской доброхот» направлен на помощь в самореализации людей старшего возраста. Он объединил более двух тысяч пенсионеров-добровольцев с пятью тысячами детей, которым теперь легче определиться с выбором своего будущего. «Серебряные» волонтеры не только передают молодежи профессиональный опыт, но вместе с юными помогают слабым. Проводят интересные мероприятия, занимаются спортом!- Вместе – это очень важно, – говорит Мария Лубанец, руководитель Алтайского штаба волонтерских отрядов «Выбор молодых» и автор проекта «Воплощая мечты». – Мы заметили, что, когда волонтеры занимаются вместе с детьми одним из видов терапии, предполагаемых проектом, – кинестетической, танцевальной, профориентационной, экологической, это дает серьезные результаты. Одобрение в глазах старших, добрые слова, объятия – это очень много значит для деток с диагнозами ДЦП, аутизм, синдром Дауна, с нарушениями зрения, отклонениями в умственном развитии и другими ограниченными возможностями здоровья. Ребята-волонтеры тоже учатся: самодисциплине, ответственности, умению работать в команде, взаимоуважению…Толерантное отношение к людям с инвалидностью формируется постепенно. В том числе и с помощью федерального проекта «Добрая страна», который реализуется в пяти пилотных сибирских регионах, начавшись с Омской области.- Одно из мероприятий проекта – «Классный час» – для школьников и студентов, – объясняет Сюзанна Егиян, координатор Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» по СФО, организатор III Сибирского социального добровольческого форума. – Казалось бы, что такое классный час? Мелочь. А меняется многое, когда мы показываем фильм «Сломанная кукла», потом обсуждаем его, когда предлагаем ребятам почувствовать себя, к примеру, невидящим, надев маску. Кроме того, масштабно обучаем, проводим тренинги для педагогов-психологов, заместителей по воспитательной работе, воспитателей детских садов. И знаете, дети больше готовы к эмоциональному отклику. С учителями, родителями работать тяжелее, у них страхов, предрассудков больше. Поэтому решили, что надо начинать раньше – готовим студентов Омского педагогического университета, которые уже работают со старшими классами по отработанной системе. Доступная среда – это ведь не только барьеры на улице, это и барьеры в сознании. Меня радует, что волонтерство все больше становится способом самореализации, получения новых знаний, формирования активной гражданской позиции, объединяя людей разных поколений. Казалось бы, появилось это движение в современной России не так давно, но слово «доброволец» уже звучит гордо. Год добровольца (волонтера) заканчивается, но для нас это только начало…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту