«Знаете, кто ищет проблемы, тот всегда их найдет!» – энергично заявила Любовь САБУСОВА, директор школы поселка Подножье острова Русский. Это в ответ на мой вопрос о том, все ли в порядке в нынешнем феврале со снабжением острова продуктами и не приходится ли школьникам ходить по льду пролива между островом и Владивостоком.
Тревога моя основывалась на новостях из дальневосточных СМИ о том, что жители некоторых островов, расположенных близ Владивостока, вынуждены каждый день добираться на материк и обратно по льду. «Нет! – успокаивает меня Любовь Николаевна. – Между островом Русский и материком ходит паром. Жителям острова только в одном месте нужно минут 10 идти по льду, через бухту Новик. Но нашим детям нет необходимости передвигаться по льду, они все живут на острове Русский, причем преимущественно в микрорайоне возле школы. Я сама выросла на нашем острове и могу сказать, что мы по бухте ездим зимой каждый год. Частники сориентировались, стоят, ждут пассажиров на микроавтобусах. Муниципальный транспорт не занимается у нас перевозками по льду. Нынешняя зима еще бесснежная, поэтому передвигаться по льду легче, а бывали на моей памяти и более трудные погодные условия. Ничего страшного, это временные проблемы, с которыми можно справиться. В магазины к нам продукты паром доставляет, больницы и учреждения образования на острове нормально функционируют. Что делать, проживание на островных, удаленных территориях всегда предполагает какие-то трудности, к ним надо быть морально готовыми. Зато летом у нас большие преимущества!» Да, можно себе представить, как красиво здесь летом! Школа, которой руководит Любовь Сабусова, находится в распадке между сопками – эти невысокие горы занимают большую часть территории острова, все поселки расположены исключительно вдоль линии побережья. В поселке с красочным названием Подножье средняя общеобразовательная школа существует с 1940 года. В ней стабильно учатся от 130 до 150 детей и работают 14 преподавателей. Любовь Николаевна рассказывает о достижениях учеников. Жизнь небольшой школы интересная и разнообразная. В первую очередь директор отмечает танцевальный кружок – он выступает на профессиональной сцене больше 5 лет, а руководит им преподаватель Наталья Владимировна Колпикова. Под профессиональной сценой подразумеваются различные концертные площадки столицы Приморского края Владивостока. «На Дне тигра выступали наши дети во Владивостоке, на Дне моря, – делится своей гордостью Любовь Сабусова. – И конечно, для населения острова Русский ребята дают концерты. Наши дети не только хорошо танцуют, но и хорошо поют. На базе нашей школы работает музыкальная школа, которой руководит Наталья Викторовна Добровольская. Ее воспитанники добиваются серьезных успехов. Два года назад один из мальчиков завоевал во Владивостоке первое место в конкурсе патриотической песни. Песенный детский коллектив тоже приглашают выступать на сценах города Владивостока. Ну и для жителей Русского острова, для ветеранов мы, конечно, проводим совместные концерты с музыкальной школой. Очень интересный педагог у нас работает – Сергей Александрович Волокитин. Он преподаватель-организатор ОБЖ, бывший военный. Дети под его руководством ухаживают за памятником русским воинам, изучают богатую военную историю острова, совместно с клубом воинов-ветеранов совершают восхождения на сопки. Сергей Александрович учит детей стрельбе, проводит спортивные мероприятия, в том числе туристические слеты. Задания на выживаемость, на умение вести себя в экстремальных ситуациях на природе наши дети выполняют легко: и палатку соберут, и узел любой завяжут, и выносливость в походе продемонстрируют. Фактически нет ни одной субботы, чтобы школа не проводила какое-то мероприятие, часто спортивное. Здоровье детей – это не только спорт, но и профилактика болезней. Школа сотрудничает с санаторием «Белый Лебедь» на острове Русский, в прошлом году мы отвозили туда ребят после учебы, родители платили за оздоровительные процедуры – грязевые ванны, массаж – минимальную сумму. Этой весной собираемся повторить такую же акцию по желанию родителей. А сейчас, зимой, преподаватели школы вывозят на территорию санатория детей покататься на санках, ледянках, отдохнуть на свежем воздухе». День тигра, о котором упомянула Любовь Сабусова в своем рассказе, застрял в моей журналистской памяти. Расспросить об этом экзотичном местном празднике не моя, наверное, сейчас цель, но мне известно, что в отдельных районах Приморья действительно водятся тигры и даже представляют опасность для жителей деревень и поселков. «Есть ли на территории острова тигры?» – напрямик спрашиваю директора школы. Любовь Николаевна, биолог по образованию, отвечает распространенным и эмоциональным рассказом, в котором самым понятным мне сочетанием слов является «тигров у нас нет», а самым неясным, за объяснением которого я потом полезу в Интернет, – «эндемичный реликт». Тем, кто не знает, как пишется слово «эндемичный», и смутно представляет себе его значение, поясняю: эндемичные животные и растения можно найти на определенной территории, как правило, ограниченной со всех сторон от окружающего мира, как большая Австралия или маленький остров Русский, а на других территориях их днем с огнем не найдешь. О реликтовых животных и растениях многие из нас имеют более четкое представление. Правильно, это виды древние, но сохранившиеся до наших дней. Растение с названием заманиха – и эндемик, и реликт одновременно. Растет эта двойная редкость по всему Русскому острову, а по целебным свойствам не уступает прославленному женьшеню. Заманиха, элеутерококк, рододендрон, розовый багульник – предмет исследовательских работ учеников поселковой школы, а руководит их научными поисками преподаватель экологии Наталья Геннадьевна Чумакова. Дети высаживают редкие растения на грядках возле школы, участвуют в конкурсах экологической направленности, которые объявляет Дальневосточное отделение РАН, составили альбом птиц Русского острова, а также убирают по своей инициативе летом мусор с островных пляжей. «Кстати, о птицах. К нам иногда залетают голубые сороки, это тоже эндемичный вид, обитает только в Испании и в России на территории Приморского края. У голубых сорок очень необычная красивая расцветка, – говорит Любовь Сабусова. – Мы с ребятами видели однажды, как утка-мандаринка плавала в пруду со своими детками. Осенью у нас фазанов можно увидеть. Они пролетают через остров и останавливаются на кормежку. У нас места миграции птиц, и мы со школьниками имеем возможность наблюдать за многими видами. Белохвостый орлан наш постоянный житель. Из животных сохранился на острове маньчжурский заяц – мы его увидели, когда с детьми ходили далеко в поход, а встретить сейчас маньчжурского зайца – это, знаете ли, большая редкость! Уже два года подряд из-за бескормицы лисицы очень близко подходят к людям, выпрашивают у рыбаков рыбу. Ну а бурундуки – это для нас фактически наполовину домашние животные: как начинается сезон клубники, они по огородам бегают, ничего и никого не боясь!» Ну вот я и представила себе из рассказа моей собеседницы лето на острове Русский! А последний мой вопрос для Любови Николаевны каверзный. Удаленность от материка наверняка предполагает сбои со снабжением, например топливом школы зимой. «Давайте воспользуемся случаем, расскажем о какой-нибудь школьной проблеме!» – предлагаю директору. «Да нет у нас проблем! – отвечает Любовь Николаевна. – Я ведь с этого и начинала наш разговор. Есть просто вопросы, которые можно так или иначе решить. У нас в школе очень тепло. В поселке центральное отопление и водоснабжение центральное, вокруг школы стоят в основном благоустроенные дома, а если где-то остался дом старой постройки, у таких домов все равно своя котельная и тоже проведен водопровод. Есть на острове Русском отдельные поселки, где сохранилось еще печное отопление, но для нашей школы такая проблема не стоит. Мы к учебному году готовимся достаточно хорошо. У нас так тепло, что ученики пытаются даже сейчас, в морозы, открывать на переменках окна. Надо настроить себя на оптимистичный лад, любить жизнь, любить свою школу и детей, вот тогда и будет все в школе хорошо!»Владивосток, фото автора
Комментарии