search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

ДНЕВНИК

В стране непуганных ibmов.

Казалось бы, совсем недавно ЦК КПСС в рамках реформирования системы образования принимал программу “компьютеризации” школы. В пединститутах открывались первые курсы учителей информатики, жиденькие струйки “Ямах” потекли в СССР, а на отечественных компьютерных “верфях” в противовес тяжелым “броненосцам” БК возводились первые легкие персоналки “Корветы”. Блистали “Агаты”, жужжали “Электроники” и царили богоподобные ibm-286! Эта аббревиатура и цифра произносились восторженным шепотом и с легким придыханием, а обладание ими приравнивалось к владению “мерседесом”. “Макинтош” был вообще запрещен правительством США к ввозу в СССР как военная технология.

Сейчас, кроме как с улыбкой, этот компьютерный “зоопарк” никто не вспоминает. А, выписывая компьютерные классы ibm, директора школ меньше, чем на 486, даже и не смотрят. И все чаще и чаще звучит заветное слово “Пентиум!”. Экзотические, реликтовые компьютеры повымерли, а на бескрайних просторах России гуляют тучные стада ibm и пока менее многочисленные, но более элегантные и утонченные “Макинтоши”. А в “пастухи” начинают брать деток чуть ли не с детского сада.

Поэтому совсем не случайно на закрытии первого конгресса “Образование и информатика” в Париже прозвучало: “В связи с большими успехами в компьютеризации образования, провести второй конгресс в России”.

Сказано – сделано, и с 1 по 5 июля в Московском государственном университете им. Ломоносова прошел второй конгресс [[smpbold]]НЕСКО “Образование и информатика-96”, превзошедший парижский как по числу участников, так и по разнообразию обсуждаемых проблем (1400 участников из 110 стран).

Андрей ЕМЕЛИН

Наивысшая концентрация компьютерно-образовательной мысли

наблюдалась 1 июля в главном здании МГУ на Воробьевых горах. Здесь состоялось открытие второго конгресса ЮНЕСКО “Образование и информатика-96”.

К сожалению, на конгресс не смог приехать генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор (официальная версия – болезнь перед самым началом визита). Таким образом, полномочным представителем ЮНЕСКО оказался Колин Пауэр, помощник генерального директора по вопросам образования. Со стороны России открыл конгресс заместитель председателя Правительства РФ и председатель Государственного комитета по высшему образованию Владимир Кинелев. Пламенную речь произнес ректор МГУ Виктор Садовничий, сделав акцент на важности подобных мероприятий. МГУ, как отметил ректор, весьма польщен проведением конгресса столь высокого ранга в стенах старейшего учебного заведения России.

Конгресс был посвящен следующим тематическим пластам: учащиеся, преподаватели, технологии, социальные, экономические и культурные вопросы; политика в области образования и новые технологии и, наконец, вопросы международного сотрудничества.

Невозможно обозреть все доклады, темы и проблемы, затронутые конгрессом. Вот лишь некоторые из них, дающие представление о круге обсуждаемых проблем.

Вообще подавляющее большинство докладов так или иначе касалось уже не столько самих компьютеров, сколько компьютерных сетей и их использования в процессе образования как учеников, так и самих педагогов.

Профессор Анна Марек, генеральный директор Телеуниверситета Канады, в докладе “Нейро-студент” в реструктурированной системе образования” рассказала о принципиально новой модели, которая обеспечивает беспрерывное обучение на основе обучения дистанционного. Оно осуществляется в “классе-видео”, где существуют “гибкие границы” взаимодействия с внешним миром. Это дает студентам свободу и возможность выбрать все, что им нужно, а при работе с “Интернет” вообще нет понятия расстояния.

Тема доклада профессора Петера Баумгартнера из Института междисциплинарных исследований и послевузовского образования Австрии – “Оценка обучения, основанного на технологии. Социальный подход к качеству. Уверенность в образовании”. Автор считает, что само понятие “Интернет” – серьезная проблема для России, поскольку привычка пользоваться международной компьютерной сетью не вошла в наш менталитет. Граждане России используют только 5% этой системы. Здесь возникает проблема усовершенствования преподавания и приходится перестраивать всю систему обучения.

В докладе профессора Жана Верна из Франции, советника президента Университета Экс-ан-Прованс, прозвучало предложение помочь людям, принимающим решения, понять всю важность информационных технологий. Причем новые технологии в этой области не могут быть приняты как бы в добавление к старым, которые должны быть либо радикально трансформированы, либо полностью заменены. И этот процесс уже начат.

Сегодня, с наступлением компьютерной эры, коренным образом меняются сами понятия педагога, а также непрерывности обучения. Уходит в прошлое негласный принцип единства времени, места и действия в образовании. Теперь пора оценить все происходящие изменения и создать мировой банк данных имеющихся наработок и экспериментов, доступный через “Интернет”. Также надо подготовить в достаточном количестве и на должном качественном уровне таких преподавателей, которые способны в полной мере использовать современные информационные технологии в образовании. И еще один шаг – официальное признание “частично индивидуализированного” образования на базе информационных технологий.

Доклад Ирэны Роберт “Система “виртуальной реальности” в образовании: дидактические проблемы, перспективы финансирования” интересен предложением использовать “виртуальную реальность” в процессе обучения ребенка.

Поднималась проблема потери интереса молодежи к точным наукам, до недавнего времени считавшимся наиболее престижными. Предлагалось решить эту проблему через привлечение школьников к работе с ведущими учеными в крупнейших научных центрах и самостоятельной работе путем обеспечения им доступа к новейшим научным данным. Способ не нов, но теперь компьютерные технологии заметно расширяют аудиторию “жаждущих знания”.

Среди прочего в названиях семинаров фигурировали такие темы, как “Информационные супермагистрали и образование”, “Формирование интегрированных мировых баз данных и знаний о планетах Солнечной системы и их использование для исследования и образования”, “Психолого-педагогическое воздействие и медицинские последствия применения современных информационных и коммуникационных технологий”, “Индивидуальное дистанционное обучение”, “Развитие предвузовского образования с использованием современных информационных технологий и методов дистанционного обучения”.

Под конец хочется привести фразу Колина Пауэра, помощника генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования, о том, что, собственно, компьютеры – это не самое главное. В первую очередь нужно обьяснить людям, зачем они вообще нужны, что на них можно делать и в каких пределах использовать. Иначе возникает ситуация, кругом и всюду встречающаяся в России, когда управленцы, имеющие деньги, накупают всяческую компьютерную технику и не знают, что с ней потом делать, или оказывается, что это все совсем не то, что нужно.

В докладе профессора Женни Сендовой (Болгария, Институт математики и информатики) на тему “Интенсификация творчества учителей посредством исследовательских компьютерных сред” прозвучала мысль, что зачастую в образовательном процессе учитель претендует на роль всезнающего бога и оставляет своим ученикам минимум возможностей для творчества. В то время как возможен принципиально другой способ построения образовательного процесса – нужно, чтобы учеба представляла собой постоянные открытия, а не усвоение уже известного материала. В такой образовательной среде возможности для творчества учеников практически неограниченны. Основная мысль доклада – необходимость “разрушения клише современной школы” и создания “культурного ареала творчества” в классной комнате, в которой ученик исследует и изобретает. При этом главное внимание должно уделяться самостоятельной работе. Известно, что человек часто готов учиться, не желая при этом, чтобы кто-то учил его.

Доклад под названием “Повышение квалификации учителей на основе Интернета в Монтане” представил профессор Дэвид Томас (Университет штата Монтана, США). Профессор рассказал, что его штат чем-то напоминает развивающуюся страну, жители которой преимущественно занимаются сельским хозяйством. В Монтане – 536 школ, расположенных в 436 городах (приблизительное население каждого города около 3 тысяч человек). В таких условиях первоочередная задача школы – преодолеть культурную изоляцию и дать детям образование, которое по своему уровню не отличалось бы от образования в более развитых регионах. Один из наиболее осуществимых путей преодоления изоляции – доступ к Интернету. Существует проект сети “Интернет-Монтана”, к которой планируется подключить в ближайшее время все школы штата. С помощью Интернет, рассказал профессор, возможна организация обучения детей по самым различным предметам, начиная с четвертого класса. Благодаря этому проекту ученики смогут получать информацию прямо со спутника и работать, например, с фотографиями поверхности Марса, измерять высоту вулканов на этой планете или же определять скорость движения динозавров.

Дистанционным обучением занимаются и в России. Профессор Валерий Меськов (зам. председателя Госкомвуза РФ) представил свой проект программы, которая должна быть претворена в жизнь с 1996 по 2000 год. В ней дистанционное обучение представлено как наиболее современная и совершенная форма заочного образования. Согласно замыслу, система дистанционного образования будет “равномерно распределяться” по регионам, в числе которых Московский, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский, Северо-Кавказский и другие районы. Как сообщил г-н Меськов, эта программа уже буквально “лежит на столе” президента и ее подписание должно состояться в ближайшее время.

В день начала конгресса в Центре международной торговли на Красной Пресне открылась организованная ЮНЕСКО выставка-ярмарка “edit-96”. На ней были представлены разработки различных фирм, так или иначе связанные с компьютерами и образованием. Привлекали внимание обучающие программы в форме игр для детей и различные мультимедийные продукты с образовательной тематикой: ролики про памятники старины, тесты на профпригодность и базы данных по нормативным законодательным актам. Во время работы выставки желающие могли посещать учебные семинары на различные темы. К примеру, стенд ibm проводил семинар на тему “Интернет”.

А закончился конгресс подписанием перспективных международных договоренностей о дальнейшем развитии сотрудничества в области информатики и образования.

Мария КРОБКА

Фото Дениса ГРИШКИНА

Читайте в следующих номерах доклад “Образование и цивилизация”, который стал одним из наиболее интересных событий конгресса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте