Марина УМРИХИНА, заместитель руководителя Департамента образования: – В инициативе Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «Наша новая школа» подчеркивается, что школа – «критически важный элемент» в решении задачи модернизации и перехода на путь инновационного развития современного общества.
При этом от учащихся требуются способность самостоятельного социального самоопределения, достижения серьезных целей, умение реагировать на разные жизненные ситуации.Эти задачи напрямую связаны с системой воспитания, поскольку именно она обеспечивает формирование мировоззрения учащихся, их отношение к багажу русской культуры и истории, их ценностную позицию по отношению к явлениям социальной жизни, готовность к общественному социальному действию. Именно система воспитания призвана создать условия для самоопределения учащихся, формирования их позиции в непростом и динамично развивающемся мире.Воспитание как целостный процесс пронизывает всю систему образования.Определяя приоритеты программы развития воспитания, мы считали, что ее отличие – инициативный характер. Наша задача не только оптимизировать имеющуюся практику воспитания, но и предложить перспективные направления развития системы воспитания, отвечающие на основные требования нашего времени. Основой этого проекта, несомненно, станет богатый практический опыт, имеющийся в системе образования. Так, экспериментальные подходы в области воспитания, обновление форм и технологий, моделирование и проектирование воспитательных систем отрабатываются на многих тематических экспериментальных площадках. В нынешнем учебном году работают 48 экспериментальных площадок, в деятельности которых участвуют 327 образовательных учреждений. Однако оценка работы ГЭП еще раз подтверждает, что авторские воспитательные системы не только должны быть связаны с отдельными инновациями, но и обеспечивать единую целостную систему подходов к воспитанию.В дальнейшей перспективной работе мы планируем проведение экспертизы действующих экспериментальных площадок с позиции их соотнесенности с основными городскими приоритетами и задачами, отраженными в программе. Перспективные проекты развития воспитания должны стать основными ориентирами для открытия новых ресурсных центров по основным направлениям этой деятельности. Подготовка программы развития воспитания в системе образования – задача не одного дня. За время работы сложился коллектив не только ученых, которые разрабатывали Концепцию развития воспитания, но и практиков. Департамент образования видит свою основную задачу в создании консолидированного проекта, где были бы объединены усилия научных институтов, вузов и структур переподготовки педагогических кадров, представителей родительской и ученической общественности, окружных управлений и методических центров, учреждений образования, педагогов-практиков. В группу разработчиков поступило много предложений, завершал эту работу трехдневный семинар в форме организационно-деятельностной игры по формированию структуры программы воспитания. Сегодня предложенная структура программы строится с учетом этих предложений. Материалы, которые иллюстрируют дальнейшее наполнение программы, имеют рабочий и рамочный характер.Структура программы разрабатывалась с учетом требований, определенных в нормативных документах и в первую очередь в постановлении Правительства Москвы «О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве».При разработке структуры было учтено, что:- программа должна представлять собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных социальных, образовательных и других проблем;- программа может включать в себя подпрограммы (проекты), направленные на решение конкретных задач.Приоритеты для нас в программе – это: понимание воспитания как неотъемлемой части единого образовательного процесса; требования к результатам образования, заложенным в федеральных стандартах нового поколения, в частности требования к личностным результатам, предполагающим «развитие ценностно-смысловых установок обучающихся, развитие их индивидуально-личностных позиций, формирование социальных компетенций, сформированность основ гражданской идентичности». Именно на этой основе были сформулированы основные восемь проектов, которые и определяют структуру программы, которая позволяет достаточно четко зафиксировать условия формирования и целостного развития новой практики обучения и воспитания в пространстве города и системы образования в частности. При ее разработке будет учтено все поле системы столичного образования как по вертикали (от дошкольных учреждений до высшей школы), так и по горизонтали (на всех уровнях: учреждение – район – округ – город).В каждом из восьми проектов будут отражены: характеристика проблемы, на решение которой направлена программа, и оценка сложившейся ситуации; основные цели; привлекаемые ресурсы; предложения по участию органов исполнительной власти Москвы в формировании и реализации программы, по привлечению государственных заказчиков и разработчиков программы. Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.Цель программы – обновление содержания и технологий воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, разработка новых воспитательных программ, как на уровне образовательного учреждения, так и районного и окружного масштаба. В настоящий момент необходима консолидация ведущих педагогических вузов, научных институтов, образовательных учреждений и общественности Москвы по созданию новой практики воспитания.Реализация задач программы имеет основные этапы и трехлетний цикл, достаточный для внедрения нововведений и фиксирования результатов изменений:1-й этап, 2010-2011 учебный год, характеризуется созданием условий и предпосылок для вовлечения максимального числа субъектов процесса воспитания и формирование механизмов повышения эффективности использования всех ресурсов; разработка приоритетных городских проектов;2-й этап, 2012-2013 учебный год, характеризуется усилением работы по расширению воспитательного пространства, уровня самоорганизации всех субъектов воспитательного процесса, введению в действие новых ресурсных центров, инновационных механизмов обновления содержания воспитания, укреплению государственно-общественного партнерства, упрочению устойчивости развития воспитания. В содержание подразделов заложены ключевые направления развития воспитательного пространства.Первые три проекта задают понимание содержания воспитания и направления развития эффективных методов и технологий.Здесь мы опираемся на такие задачи, как: формирование идентичности и мировоззрения учащихся; развитие способности ответственного социального действия, способности к сотрудничеству, гражданской позиции учащихся; развитие инновационного потенциала детей, что предполагает, говоря словами президента, «умение изобретать, понимать и осваивать новое» и связано с формированием позиции инноватора, приобщением молодежи к пониманию научно-индустриального развития нашей страны.Важнейший вопрос – развитие уклада и среды школы, совершенствование системы психологического сопровождения учащихся. При разработке воспитательных систем в рамках программы необходимо развивать идею семейного проектирования, использовать поддержку префектур и районных управ. Такое сотрудничество на основе взаимодействия образования и территориального управления – мощный ресурс развития воспитания.Мы не можем обойти вниманием социализацию особых контингентов детей, создание эффективных форм их полноценного включения в жизнь нашего общества. Это касается как вопросов педагогического профессионализма, так и создания специальных инвариантных программ сопровождения обучающихся.Важный вопрос – развитие педагогического профессионализма, дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров (педагогов и управленцев). Наконец, важное условие совершенствования системы воспитания мы видим в создании эффективных управленческих моделей, в том числе в дальнейшем развитии модели единого воспитательного пространства и социальной инфраструктуры детства, где должно быть обеспечено эффективное взаимодействие школы с другими социальными структурами. Необходимо подчеркнуть государственно-общественный характер управления воспитательным пространством мегаполиса и определить устойчивые, продуктивные, реально действующие модели взаимодействия государственных структур и общественных институтов, участие профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней.В каждом проекте заложена основа создания условий для развития системы воспитания в образовательных учреждениях: основания для предложений в плане организационных мероприятий, совершенствования нормативно-правовой базы, методического сопровождения всех участников воспитательного процесса, мониторинговые и научные исследования, мероприятия. При этом дальнейшая подготовка программы воспитания на основе предлагаемой структуры предполагает как отработку основных моментов содержания и развития воспитания, так и определение роли каждого округа, вуза и структурного подразделения Департамента образования в реализации программы.Вместе с тем мы понимаем, что программа открыта и предполагает корректировку в ходе ее реализации. Сегодня воспитание становится приоритетной задачей развития образования.Следующим шагом будет разработка программы, которая создаст реальные предпосылки для дальнейшей совместной деятельности, для эффективного включения научных разработок в воспитательную практику, для развития практического опыта, совершенствования подготовки и переподготовки кадров, для формирования основы для межведомственного взаимодействия, что позволит продуктивно развиваться всей системе образования.
Комментарии