Любая система образования в мире стремится к повышению своего качества. Может ли качество системы образования быть выше качества работающих в ней учителей? Ответ однозначный – нет, не может, а значительный разброс в образовательных результатах учеников во многом обусловлен уровнем подготовки педагогических кадров.
Одним из действенных механизмов улучшения образовательных результатов является профессиональное развитие педагогов. В связи с этим возникают закономерные вопросы: чему и как учить учителей? Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования на протяжении многих лет большое внимание уделяет профессиональному развитию и создает условия для повышения квалификации педагогов. Реализуются как программы курсов повышения квалификации, так и различные форматы неформального образования (проводятся тренинги, мастер-классы, конференции, проектные мастерские). По данным собственных исследований, каждый второй педагог формулирует свой запрос на профессиональное развитие. Как сделать так, чтобы каждый учитель был мотивирован на совершенствование своей работы? МГО профсоюза непрерывно участвует в совершенствовании отраслевой системы оплаты труда, которая стимулирует достижение высоких образовательных результатов обучающихся. Значительное внимание уделяется и повышению престижа педагогической профессии, и созданию возможностей для общественного признания педагогов.
Что же может помешать достижению высоких результатов и в чем учителя испытывают основные затруднения? Большее внимание профсоюз уделяет изучению дефицитов и ключевых запросов педагогов. Проводимые социологические исследования помогают разрабатывать и реализовывать программы, актуальные для слушателей.
Традиционно в профессиональном развитии педагогов предпочтение отдавалось предметному обучению, в этом учителя достаточно успешны. Но в то же время со стороны работодателей существует устойчивый интерес к сотрудникам, обладающим компетенциями 4К (креативность, коммуникативность, командная работа и критическое мышление) и так называемыми навыками XXI века. Основной задачей организаций, занимающихся профессиональным развитием педагогов, становится обучение тому, что педагог передаст своим воспитанникам, или тому, что обеспечит достижение высоких образовательных результатов. Важным аспектом при этом является поддержка образовательных организаций при выстраивании персонифицированного обучения и индивидуальных образовательных траекторий.
В настоящее время МГО профсоюза осуществляет повышение квалификации по 12 программам, которые прошли экспертизу Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций (Москвы).
Приоритетными направлениями повышения квалификации в различных форматах являются:
– коммуникации с участниками образовательных отношений;
– применение проектных технологий;
– развитие лидерских навыков;
– новые технологии развития команд и социального капитала;
– эффективное управление финансами (личными и организации);
– здоровьесберегающие технологии;
– основы стратегического управления, профсоюзный менеджмент;
– социальное партнерство;
– профсоюзный маркетинг и управление проектами;
– правовые основы в вопросах труда;
– охрана труда;
– наставничество;
– финансовая грамотность (личная и организации).
По запросу образовательных организаций разрабатываются программы, «персонифицированные» для конкретной образовательной организации и ее потребностей. Такой подход позволяет отрабатывать наиболее важные аспекты для педагогического коллектива и формировать сообщество профессионалов. Для обеспечения более полного охвата направлений подготовки целевой аудитории к разработке и реализации программ привлекаются партнеры МГО профсоюза.
Так, например, для подготовки к Московскому туристскому слету педагогов образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, на Кубок Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования была разработана совместная программа с Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма «Организация туристского похода выходного дня с обучающимися», реализуемая в сетевой форме с использованием ресурсов центра.
В основу разработки программ ложатся принципы, призванные обеспечить оптимальное соотношение качества, полезности и удобства обучения для слушателей. Наряду с развитием традиционного формального обучения (программами курсов повышения квалификации, в рамках которых слушатели проходят итоговую аттестацию и получают документ об образовании установленного образца) в систему дополнительного профессионального образования внедрены элементы неформального образования. МГО профсоюза проводит интенсивные программы обучения, семинары, тренинги, коуч-сессии, стратегические сессии, профсоюзные школы, конференции, конкурсы, интерактивные игры, развивает систему наставничества. Такие форматы становятся дополнением и/или альтернативой формальному образованию.
Среди неформального образования можно выделить следующие форматы повышения квалификации.
Реализация программ:
– «ПрофФинПросвет» – серия семинаров по развитию финансовой грамотности педагогов и проведение открытого чемпионата «Финансовые компетенции учителей»;
– «Молодежь – наш стратегический выбор» – образовательные проекты для студенческой молодежи, преподавателей вузов, молодых педагогов, кадрового резерва и профессиональных объединений;
– «Эффективная коммуникация в первичной профсоюзной организации».
Проведение и сопровождение в профессиональных конкурсах:
– конкурс наставников и систем наставничества в отношении молодых педагогов образовательных организаций города Москвы «Наставник молодых педагогов»;
– конкурс «Молодой преподаватель вуза города Москвы»;
– конкурс на лучшую методическую разработку профсоюзного урока;
– трек «Педагогический старт» конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагоги года города Москвы».
Реализация проектов:
– проект «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков»;
– «Здоровые решения – выбор педагога» (образовательные мероприятия);
– Международный фестиваль профессиональных мастерских «Общайся! Создавай! Применяй!»;
– «Педагог и медиа: от потребления к созданию»;
– «День молодого педагога» (серия образовательных событий).
Профсоюзные школы:
– профсоюзная школа профессионального роста молодых педагогов «Новый вектор»;
– школа профсоюзного актива.
Интерактивные игры:
– «Профсоюзный марафон»;
– «Учительское многоборье»;
– «Битва профсоюзных умов»;
– «Профсоюзные умники»;
– «Маршрутами победы 1941-1945»;
– «ПроБег»;
– «Профи во всем»;
– профсоюзные квесты;
– профсоюзные квизы.
Неформальное образование позволяет реализовать более персонифицированный подход к обучению, учитывающий специфические особенности и запросы целевой аудитории, а также способствует выявлению лидеров среди членов профсоюза. Для всех форматов обучения характерной особенностью становится смещение акцентов с лекционного обучения на максимальное включение слушателей в образовательный процесс, активизацию их деятельности. Использование актуального содержания и современных технологий позволяет достичь максимальной вовлеченности слушателей в процесс обучения. В основу всех программ МГО профсоюза ложатся формирование, совершенствование и отработка конкретных умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Использование активных форматов, основанных на конкретных профессиональных ситуациях, способствует повышению эффективности как организации в целом, так и каждого члена профсоюза в отдельности. Обучайтесь вместе с профессиональным союзом!
Дмитрий СКОВОРОДКИН, заведующий отделом дополнительного образования и проектной деятельности аппарата МГО Общероссийского профсоюза образования
Комментарии