Заведующий лабораторией казачества Южного научного центра РАН, доктор исторических наук Андрей Венков рассказал сетевому изданию «Учительская газета», зачем современной школе нужна система казачьего образования и как она поможет государству выстоять в век гибридных войн и политических кризисов.
– Андрей Вадимович, почему, по-вашему, тема казачьего образования сейчас популярна?
– Чтобы это понять, нужен небольшой экскурс в историю российского казачества. Взаимоотношения казачества и государства являют собой смену процессов «показачивания» (перевод в служилое сословие – ред.) и «расказачивания» (лишение казаков прав, ликвидация – ред.). В трудные для страны времена патриотически настроенная, но не задействованная на государственной службе часть населения бралась за оружие и становилась под знамена, объявляя себя «казаками». Государство способствовало этому процессу. Так было в Смутное время; так было, когда Россия вышла к берегам Черного моря и на Северный Кавказ; так было, когда возникла необходимость прикрыть наши границы на Дальнем Востоке; так было перед Великой Отечественной войной, когда восстановили казачьи части; так было на рубеже 1980-1990 гг.
За процессом «показачивания» обычно следовал процесс «расказачивания». У нас на слуху насильственное «расказачивание» 1919 года, но таких процессов было несколько. «Расказачивание» после Смутного времени вылилось в гражданскую войну между дворянами и казаками и тоже было достаточно кровавым, но остальные подобные процессы были мирными и заключались либо в превращении казачьих структур в регулярные воинские части, либо в обычной демобилизации. Так было в 1950-е годы, когда казачьи кавалерийские дивизии Красной армии банально переформировали, а личный состав перевели в другие части.
– Что происходит с казачеством сейчас?
– Нынешний рост казачьих обществ показывает, что какая-то часть патриотически настроенной молодежи испытывает тревогу за судьбу Родины (в век гибридных войн это не мудрено) и стремится помочь стране под казачьими знаменами, вдохновившись казачьей легендой. Легенда эта очень стойкая и живучая, существующая несколько веков.
– Какую педагогическую идею несет эта легенда?
– Казачье воспитание основано на традиционных ценностях традиционной семьи в традиционном обществе. Уважение к родителям, к старшим, к женщине, преданность Родине и готовность в любой момент встать на ее защиту – все это исконные казачьи устои.
– Они живы и сейчас?
– Конечно, живы. Казачество бережно хранит свои традиции и готово ими делиться. Примечательно, что казачье воспитание имеет прямое влияние на демографическую ситуацию. Например, в ХIХ веке казачье население Дона, придерживаясь традиционных семейных устоев, выросло в 5 раз. За 70 лет Советской власти, когда эти ценности не были еще забыты, население СССР увеличилось в 2 раза. А сейчас – последние 30 лет – в проблеме демографии мы топчемся на месте, и прирост населения за счет рождаемости идет там, где сохранились традиционные семейные ценности.
– В решении каких проблем может помочь казачье образование?
– У нас в стране острый дефицит мужского воспитания. Очень много неполных семей, а детей в случае развода суд практически всегда оставляет с матерью. И все мы, наверняка, были свидетелями такой сцены: мама с 10-летним сыном заходит в троллейбус и на единственное свободное место усаживает мальчика, сама остается стоять, а отпрыск, развалившись, с «девичьими» интонациями в голосе щебечет о том, чего бы он хотел скушать вкусненького. И какой из этого недоросля через 10 лет будет гражданин, защитник Родины, оплот семьи?
Казачье образование, прежде всего, предполагает казачье воспитание. А казачье воспитание – это, в первую очередь, мужское воспитание.
– Сейчас тема казачьего образования активно обсуждается в обществе, у кого-то вызывает скепсис, а у кого-то опасение – не заставят ли всех поголовно учить казачьи предметы?
– Казачье образование предполагает добровольность. В первую очередь его необходимо ввести в местах традиционного проживания казаков, чтобы сохранить этот драгоценный генофонд от размывания, от культурной нивелировки. Нет казачьей математики, нет казачьей химии, но есть целенаправленно подобранные особенности при преподавании гуманитарных дисциплин.
– Насколько популярны в местах традиционного проживания казаков казачьи учебные заведения?
– Сейчас в городах в казачьи учебные заведения устроить детей стремятся многие, и это в основном те семьи, которые осознают дефицит мужского воспитания и его необходимость. Как показывает опыт кадетских корпусов в Ростовской области и Краснодарском крае, конкурс при поступлении в них довольно высок. При этом в качестве мотивации для поступления будущие кадеты, помимо качества образования, указывают возможность стать частью коллектива, где мужчины носят форму.
– Какова роль наставника в системе казачьего образования?
– Институт наставничества в системе казачьего образования играет большую роль. Имеется в виду иерархия, во главе которой стоит казак-наставник – уважаемый человек, бывалый военный (при этом он может не иметь педагогического образования). В свою очередь, старшеклассники являются наставниками для младших классов.
– Казаки всегда были защитниками интересов государства. В казачьем образовании делается на этом акцент?
– Безусловно. Казачье воспитание предполагает активную наступательную позицию в защите интересов Родины. Позицию, которая отражена в старой солдатской песне: «Мы прошли с тобой полсвета, если надо – повторим».
Казачье воспитание несет в себе идею коллективизма. Индивидуализм изжил себя, чему пример – процессы на Западе. Необходима объединяющая молодежь наступательная идея. Примером могут служить исторические факты: как казаки-первопроходцы добрались до Тихого океана и покорили Аляску, как во времена Наполеона вступили в Париж, освобождая Европу, как три раза брали Берлин.
Также казачье воспитание основывается на патриотизме. В истории есть примеры, как структуры из казачьего ополчения становились со временем лучшими войсками империи. Посмотрите, какими были казаки в начале своего становления и какими они стали в начале ХХ века. Казачество «доросло» до объединенной силы – опоры российской государственности. И это хороший пример для тех молодых людей, которые находятся в процессе встраивания в наше общество.
– Создание системы казачьего образования и воспитания – процесс сложный и довольно трудный. С чего, как вы считаете, нужно начинать?
– Начинать этот процесс нужно фундаментально, с детских садов. При этом необходимо помнить о роли педагогических кадров. Они не возьмутся из пустоты, их надо готовить. Необходима сложная совместная работа Минобрнауки и Минпросвещения. Требуется перепрофилирование педагогических колледжей в местах традиционного проживания казачества, чтобы их выпускники занялись казачьим воспитанием в детских садах и младших классах. Нужны новые педагогические факультеты в вузах, или хотя бы педагогические отделения на уже имеющихся факультетах. Актуальна переподготовка преподавательского состава университетов, вошедших в Ассоциацию казачьих вузов. На все это уйдет не один год.
Справка
Андрей Вадимович Венков – профессор кафедры отечественной истории XX-XXI веков Южного федерального университета, Ростов-на-Дону. Советский и российский ученый-историк, автор многих работ, в числе которых 18 монографий, 9 учебников и учебных пособий.
Комментарии