search
main
0

Длинная дорога в школу

Мастерство педагога в том, чтобы взять ситуацию в свои руки

От Калмыкии до Якутии больше 8 тысяч километров. Именно столько пришлось преодолеть Роману Николаевичу ОКОНОВУ, чтобы стать учителем года-2020 Республики Саха.

Роман Оконов шутит, что охота к переменам в нем заложена судьбой: название поселка Шин-Мер, в котором он вырос, в переводе означает «новый путь». Именно там началась главная дорога его жизни – дорога в школу. В детстве маленький Роман бегал за старшим братом, который, собрав портфель, уходил в совершенно другой мир, как ему казалось. Однажды решился и заглянул в класс, где шел урок. На него шикнула строгая женщина, проходившая мимо: «Тебе тут не место». Малыш испугался, но твердо решил, что это место станет его. Как сделать школу своей – пожалуй, это была первая серьезная проблема, которую он начал решать со всей основательностью.

– Мои первые учителя трепетно относились к каждому ученику, – рассказывает Роман Николаевич. – А в пятом классе я влюбился! Нет, не в девочку, а в науку под названием «история». Когда я читал учебник, слушал учителя, охватывала масса чувств – от любви до ненависти. Конечно, огромная заслуга принадлежит моему учителю истории Ларисе Васильевне Кандуевой, которая на своих уроках вдохновляла нас на изучение удивительного мира истории. Стал представлять себя в роли учителя. Девизом для меня служил знаменитый исторический приказ №227 «Ни шагу назад!», для того чтобы мечта стала явью, надо было преодолеть множество трудностей и преград.

Поступить на бюджетное место в вуз тогда было очень непросто, и Роман пошел в колледж, окончив его с красным дипломом. Теперь часто вспоминает студенческие годы в Калмыцком государственном университете имени Б.Б.Городовикова, сравнивая процесс накопления знаний и применения их на практике с захватывающими приключениями. Мог бы остаться в столице Калмыкии, но по Интернету нашел себе работу на Крайнем Севере. Родители, конечно, были в ужасе, а Оконов считает, что ему повезло:

– Я оказался в родной сельской среде – поселке Огородтах Усть-Алданского улуса, – рассказывает он. – Дети у нас открытые, любознательные. Пусть не все сразу стремятся к знаниям: у кого-то нет интереса к учебе, у кого-то проблемы в семье. Но и учителя в нашей Соттинской школе напоминают тех, у которых я учился, – внимательные, заботливые. Проработав в школе первый месяц, понял, что не представлял, с каким количеством трудностей придется столкнуться, но коллектив мне очень помог. Исследовать, творить, изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот наставления, которые я услышал от старших коллег.

По мнению Романа Оконова, сегодняшний учитель выполняет несколько ролей: он не только наставник, но и друг, иногда и родитель, понимающий каждого своего ученика.

– Планируя урок, понимаешь, что необходимо затронуть каждую струну, чтобы вызвать отклик в душе ребенка, – считает он. – Учитель – это сценарист, актер, певец, художник, режиссер своего урока. Наверное, у всех есть любимые и нелюбимые фильмы. Так и с уроком: хорошо срежиссированный вызовет бурю эмоций и восхищения у детей, а плохой уничтожит интерес к знаниям.
Поэтому нужно быть способным к импровизации, уметь быстро сориентироваться, чтобы найти правильное решение в сложившейся ситуации. Дети могут удивить своими ответами или зайти в тупик: мастерство учителя проявляется в том, чтобы взять ситуацию в свои руки и вместе с ними найти пути решения. Стараюсь на своих уроках создавать проблемные и поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения учебных задач. Методы преподавания должны быть разнообразными в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета. Ребенок должен постоянно находиться в состоянии успеха, как говорил прекрасный педагог Виктор Федорович Шаталов.

Роман Николаевич обладает редким умением четко видеть проблему в процессах и находить оптимальные решения, учитывая ресурсы и время. Проще говоря – проектным мышлением. Как современный педагог, он и прежде не мыслил образовательной деятельности без информационных технологий. Но пандемия заставила изобретать новые формы и методы работы.

– Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения новому, а жизнь человека – процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем, – говорит он. – Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с учителем, но на сегодняшний день все кардинально поменялось. Честно признаться, я не очень был готов к тому, что в условиях распространения COVID-19 школьники перейдут на дистанционное обучение, но вовремя вспомнил восточную мудрость: «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

На практике возникла масса проблем, например низкая скорость Интернета или, того хуже, отсутствие электроэнергии, которое коснулось и Соттинской школы. Все это навело педагога на мысль о создании проекта, где каждая школа будет иметь некую «подушку безопасности», которая поможет организовать беспрерывный учебный процесс.

– Необходимо создать школьную образовательную платформу, где будут реализовываться основные образовательные программы, – считает Оконов. – Ведь не секрет, что перед учителем стоит тяжелый выбор из множества образовательных платформ: Zoom, РЭШ, Якласс, Учи.ру, скайп и другие. В каждой есть свои преимущества и недостатки. Анализируя практическую составляющую дистанционного обучения, невольно ищешь ответы на вечные вопросы педагогики «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», «как учить результативно?». Считаю, что ответом будут кейс-технологии.

Кейс-технологии, по Оконову, – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя. Это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. К преимуществам этой модели он относит быстроту внедрения и небольшие финансовые затраты учебного заведения в сравнении с другими видами дистанционного обучения. При такой организации основные силы ложатся на разработчиков кейсов. Также в данной модели можно предложить создавать коллекции электронных образовательных ресурсов, используя готовые продукты, сайты, тренажеры, локальные электронные образовательные ресурсы и прочие технологии.

– При переносе кейса в дистанционную среду необходимо обратить внимание на формулировку вопроса в практическом задании, снабдить кейс-шаблонами и подсказками для решения, а также расставить акценты в теории, – объясняет он. – Это позволит наиболее эффективно использовать этот метод в дистанционном обучении. Подобная организация обучения требует соблюдения основных принципов дистанционного обучения: открытость, доступность, модульность. Для онлайн-образования требуются только компьютер, планшет или смартфон с выходом в Интернет. А если нет Интернета, необходимо создать печатный учебный материал ранее сформированный из школьной дистанционной учебной платформы. Самое главное – это понимание концепции реализации дистанционного образования в целом. Образование – это не только обучение, но и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями, летняя занятость, участие в мероприятиях различного уровня… Огромная доля ответственности ложится на плечи сегодняшнего современного учителя, тьютора, организаторов, классных руководителей. Именно им принадлежит будущее развития дистанционного образования. Анализируя первый опыт, с уверенностью могу сказать, что педагогическое сообщество сделало огромный шаг к будущему.

С первых дней своего пребывания в Якутии Роман Николаевич стал знакомиться с бытом, традициями, обычаями и культурой местного населения. Якутия стала для него второй родиной. На главной странице своего сайта он создал интерактивную карту, отмечая на ней улусы (районы) республики, в которых побывал. У каждого своя богатая история, и Оконов с удовольствием делится ею со всем миром. Дети подхватили его инициативу, рассказывая в своих проектах об интересных фактах. В Агинском улусе писатель Владимир Короленко, сосланный сюда в1881‑м, создал 20 известных всему миру произведений. В Вилюйском районе находится одно из старейших учебных заведений Якутии – первая казачья школа, создавать которую помогал декабрист-просветитель Матвей Муравьев-Апостол, а репетитором был пи­сатель Николай Чернышевский. В Усть-Янском улусе уже в нашем веке найдена Янская стоянка – самый северный памятник палеолита.

Сам страстный путешественник, Оконов увлеченно включился в проект «Образовательные экспедиции», метод повышения квалификации педагогов и образования школьников в Республике Саха. Разработал свои маршруты – от улиц наслега Огородтах, названных в честь знаменитых людей поселка, до достопримечательностей Нерюнгри и музеев Москвы. Рассказывая о людях, вдохновляя детей на изучение судеб предков, он дает им уверенность: каждый человек должен знать историю родного края, которым невозможно не гордиться.

– На мой взгляд, экспедиции должны потеснить традиционные формы внеурочной деятельности: расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории и культуре, посещение исторических и литературных мест одновременно воспитывают уважение к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю, – утверждает Роман Николаевич.

Еще один живой проект, которым увлечен Оконов, – «Образовательные события», включающий в себя и проектирование, и учебные занятия с включением агрокомпонента, и мастер-классы родителей, специалистов и мастеров-умельцев, и практические занятия на природе.

– Проект предполагает создание условий для преодоления обыденности, повседневности школьной жизни, – объясняет он. – Классы заменяются лесом, озером, производственными мастерскими, школьной столовой. Тут ведущей формой обучения становится не урок, а занятие с учителем, мастерами, родителями, специалистами вне школы. В таких занятиях больше практических навыков по изучаемому предмету, дети набираются жизненного опыта, у них воспитываются духовно-нравственные качества.

Наверное, было бы странно, если бы, обладая системным мышлением, Оконов не играл в шахматы, особенно любимые в Калмыкии. И конечно, он принес в этот заснеженный край частичку своей теплой родины.

– Я родился в регионе, где шахматы – образ жизни, – делится он. – С малых лет старший брат обучил меня этой захватывающей игре.
С 2014 года я преподаю шахматы в Соттинской школе, мои ученики не раз становились призерами и чемпионами района, обладателями 4‑1‑го разрядов. Шахматы учат логически мыслить и рассуждать, предугадывать и прогнозировать события, просчитывать все возможные варианты и исходы игры, принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы.
К профессиональным конкурсам, которые Роман Оконов считает ступенями педагогического развития, он подходит так же четко и рассудительно. Считает, что большой долей педагогических побед обязан не только действенной помощи коллег, наставников, любимой семьи, но и детям:

– С каждым новым днем, с каждым новым уроком из тех шести лет, что работаю в Соттинской школе, понимаю, что мне все больше нравится работа. Я наслаждаюсь ею, заряжаюсь поддержкой моих учеников, делюсь с ними эмоциями и переживаниями. Люблю вместе с ребятами совершать открытия, удивляться и восхищаться. Общение с ними мне всегда в радость. Для меня важно научить ребят думать и творить. Искренне радуюсь их успехам, большим и малым. Вижу, как они меняются из года в год, как меняют меня.
Мои первые ученики сразу заняли прочное место в моем сердце. Светлана Алексеева, ставшая студенткой Якутского юридического полицейского колледжа, Айсиэн Васильев, будущий учитель истории и обществознания, Кирилл Кривошапкин, который готовится быть юристом… Обучая ребят, я обучаюсь сам. Искренне горжусь, что в их выборе профессии есть и мой скромный вклад.

Наталья ЯКОВЛЕВА, с. Огородах, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте