«В педагогике нет не только легких путей, но и ничего неразрешимого». Это изречение принадлежит не древним римлянам, а… Жанне СуходИльской. Кто она? Об этом лучше всех могут рассказать ее ученики из средней школы №1 г. Кашина Тверской области, где более десяти лет трудится Жанна Владиславовна, учитель истории и обществознания.
На вопрос: «Какой ваш любимый предмет?» – многие отвечают: «История». С этой удивительно интересной и поучительной наукой, а также с ее преподаванием в школе их любимая учительница связана почти 20 лет! За это время Жанна Суходильская завоевала не только глубокое уважение в профессиональной среде и среди своих воспитанников, но и получила награду от государства – звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Проблем много. В нашем распоряжении учебные пособия, качество которых зачастую более чем сомнительно. Содержание образования перегружено информацией, которая носит второстепенный характер и часто не может быть полезной ни для дальнейшего образования, ни для духовного развития. Недостаточное финансирование.
Но почему тогда при всем этом далеко не полном перечне сегодняшних проблем, недостатков и трудностей бегство учителей из школы в иные структуры не принимает массовый характер? Почему есть у нас и учителя-новаторы, продолжается поиск инновационных технологий, есть просто увлеченные своим делом люди, идущие в школу к своим ученикам с открытым сердцем и светящимися радостью глазами?
Наверное, это русская загадка. А может быть, ответ более прозаичен. Е.Н.Ильин продекламировал пять деятельных глаголов: «Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!» Не им ли следует учительство в России? Это ли не подвижничество? Если это так, значит, школа будет жить, а у России есть будущее.
Как сделать так, чтобы школа реально стала для каждого ребенка желательной средой саморазвития и самореализации? Как сделать образование совместным, интересным, творческим делом и детей, и родителей, и учителей?
Говорят: обратитесь к опыту западных мэтров педагогики. Указывают на то, что есть школа Марии Монтессори, система индивидуализированного обучения, названная Дальтон-план, есть Вальдорфская школа с «погружением» в предмет. Но ведь и у нас тоже есть чем ответить на предложения западных дидактов! Как насчет концепции Школы свободного развития А.В. Хуторского, Русской школы И.Ф. Гончарова, Школы самоопределения А.Н.Тубельского? А что вы можете сказать по поводу принципа природосообразности ритмов деятельности как основного принципа обучения в школе М.П. Щетинина? Удивительно, что порой мы изучаем опыт западной педагогики лучше, чем отечественной. Попробуйте там, «за бугром», угнаться за нами! Вы говорите, что у вас на первом месте интерес к личности, к ее потребностям, к стремлению школьника быть признанным в обществе? А у нас уже давно многие школы работают по принципу сотрудничества и сотворчества. У нас на опыте проверены наработки И.П. Иванова, Л.С. Выготского и многих других воспитателей, психологов, учителей-практиков. У вас там в сознание каждого внедряется идея «Self made men»? Пожалуйста, у нас в школе с первого по одиннадцатый класс ведется курс «Самосовершенствование личности», созданный Г.К. Селевко. Вырабатываем и развиваем положительную Я-концепцию, учимся демократизации отношений. Надеемся, что демократической личности в будущем жить в демократической России.
Так что нужно признать, наша некогда действительно унифицированная школа успешно трансформируется в подлинную школу развития. В такой школе в центре внимания всегда находится личность ребенка.
Я радуюсь, когда мои ученики встречают меня любопытным взглядом с легко читаемым вопросом в нем: «Сегодня открытия совершать будем?». Я радуюсь, когда бегущий по школе совсем еще наивный первоклашка с широко распахнутыми от восторга познания глазами просто ошеломляет фразой: «Вы знаете, что паутина в тысячу раз тоньше человеческого волоса?» – и, не дождавшись ответа, радуясь своему новому знанию, гордо объявляет, что он-то теперь это знает, и устремляется в свой класс за следующим открытием.
Может ли все это сравниться с обилием проблем в нашей жизни? С ростом цен, с задержкой выплаты заработной платы, с ее мизерным уровнем, с социальной незащищенностью учителя? Нет!
Комментарии