Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей.
Иммануил Кант
Каждый человек приходит в этот мир с набором уникальных особенностей. На разных этапах жизненного пути нас терзают муки выбора, мы пребываем в поисках своего «я». Специализированные программы обучения позволяют определить сферу успешного применения способностей ребенка.
Мастерство учителя заключается в том, чтобы, подобно алмазам в горстке песка, разглядеть в ребенке проблески одаренности и создать условия для того, чтобы этот талант засиял новыми гранями. Причем процесс огранки должен быть максимально щадящим, в балансе между строгостью педагога и свободой личности ребенка. Педагог может стать для ученика примером трудолюбия, целеустремленности, человечности. Недопустимо требовать от ребят того, чем не обладаешь сам, поэтому учитель всю свою профессиональную деятельность находится в состоянии духовного и личностного роста. Педагоги нашей школы постоянно совершенствуются и участвуют в различных профессиональных конкурсах.
Педагог XXI века должен научить детей мыслить по-новому, чтобы они были востребованными в быстро меняющемся мире. Гибкое реагирование на изменения, происходящие во всех сферах жизни, возможно путем развития у детей дивергентного мышления. Именно благодаря ему рождаются творческие идеи, способные начать новую главу в развитии человечества. Альберт Эйнштейн полагал, что воображение важнее знания. Дивергентное мышление дает разные точки зрения, даже порой смешные, диковинные, неудобные и немодные, но эти идеи могут помочь их обладателю быть успешным в определенных сферах деятельности.
Вызовы современности диктуют нам развитие инновационных подходов в технологической сфере, в частности в медицине. Страна нуждается в квалифицированных специалистах, которые смогут решать нестандартные задачи, совершать открытия, что позволит поднять медицину на новый уровень. Основной вектор профессионального развития ребенка задает школа.
Я работаю в профильных медицинских классах, которые оснащены оборудованием, необходимым для достижения высоких образовательных результатов. Однако ранее мы сталкивались с ситуациями, когда учащиеся медицинского класса имели низкую учебную мотивацию к изучению профильных предметов на углубленном уровне. Кроме того, некоторые ученики 10‑х и 11‑х классов меняли профиль в течение учебного года. Считаю, что данная ситуация возникала из-за отсутствия ранней профориентации.
Сейчас в нашей школе организуются различные погружения (квесты, игры) медицинской направленности для учащихся 5-8‑х классов. В данных мероприятиях в качестве тьюторов выступают ребята из 10-11‑х предпрофессиональных медицинских классов. В ходе погружений ребята выполняют химические эксперименты, решают ситуационные задачи с использованием медицинского оборудования, проходят испытания на развитие дивергентного мышления.
Пример задания на развитие дивергентного мышления:
«Ваша группа представляет собой лабораторию по защите окружающей среды от химического воздействия. В лабораторию поступил образец пресной воды, загрязненной нефтью, взятый с места экологической катастрофы. Вам необходимо очистить воду от нефти. В течение 5 минут нарисуйте на листе бумаги прибор, который позволит произвести разделение. Попробуйте дать название данному прибору».
В процессе работы ребята предложили интересные варианты приборов по очистке воды от нефти. Некоторые из них были похожи на делительную воронку, используемую в лаборатории для разделения подобных смесей.
По итогам естественно-научных погружений достигаются следующие результаты:
– своевременные выявление, поддержка, развитие способностей и талантов у детей среднего школьного возраста;
– формирование у детей среднего школьного возраста мотивации к увлечению естественно-научными предметами с помощью взрослых и детей старшего школьного возраста;
– повышение результатов образовательной деятельности (результаты участия в интеллектуальных конкурсах, ЕГЭ, успеваемость) у учащихся, изучающих химию и биологию на углубленном уровне.
Считаю, что одним из основных направлений в повышении мотивации к изучению естественно-научных дисциплин, а также развитию детей является научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность – деятельность, при которой ученики решают исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом.
В школе ребята осуществляют исследовательские проекты на базе медицинского полигона. В ходе экспериментов учащимися могут быть затронуты различные аспекты медицины: анатомия и физиология человека, медицинская генетика, химия в фармации и медицине.
Внедрение данной технологии в образовательный процесс предполагает логически выверенную последовательность действий педагога по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.
В 2021-2022 учебном году учащиеся нашей школы успешно выступили на научно-практической конференции «Старт в медицину», заняв призовые места:
– победитель – Рената Такташева, руководитель – Юлия Юрьевна Некрасова (секция «Анатомия и физиология человека»);
– призер – Тамилла Такташева, руководитель – Юлия Юрьевна Некрасова (секция «Анатомия и физиология человека»);
– призер – Мария Горупай, руководитель – я (секция «Лекарственные растения»);
– призер – Александра Воронова, руководитель – я (секция «Анатомия и физиология человека»).
В эпоху глобальных вызовов современности очень важно воспитывать молодое поколение в духе гражданственности и патриотизма, поэтому мы постоянно знакомим школьников с достижениями отечественной науки. Будущие медики должны осознавать уровень ответственности перед обществом, подходить к своему делу с полной отдачей, ведь хороший врач – это не только высококлассный специалист в своей области, но и личность с достаточным уровнем эмпатии и милосердия. Уверена, что усилия нашего педагогического коллектива позволят вырастить достойных граждан великой страны.
Юлия ДАВЫДОВА, учитель химии и биологии, руководитель проекта «Медицинский класс в московской школе» школы №1158
Комментарии