search
main
0

Диванная для малышей, тусовочка для старших

Счастье - это когда детей понимают и обнимают

Жеблахтинская сельская школа в далекой сибирской глубинке светит ярким маяком для всех ее выпускников. Они называют ее любовно: «Наша школа на крутояре». Здание стоит на высоком берегу реки Оя, правом притоке легендарного Енисея. Возглавляет коллектив вот уже тридцать пять лет Нина Николаевна УЛЬЧУГАЧЕВА, заслуженный учитель Красноярского края. Рассказывает директор о своей школе, учителях и детях как о родном доме, где все близко и дорого сердцу.

– Нина Николаевна, поделитесь, как вам удалось создать школу, которую выпускники называют райским уголком. Они употребляют и множество других превосходных сравнений, вспоминая школьные годы чудесные. А нынешние ученики называют ее школой радости, в которую хочется бежать утром и которую не хочется покидать после занятий. В газете мы недавно печатали письмо вашей выпускницы, которое напомнило о вашем участии в одном из юбилейных конкурсов «Учительской газеты». Нас роднит еще и то, что газета и Жеблахтинская школа – ровесники. В следующем году «УГ» исполнится ровно сто лет.

– Да, это так, год рождения Жеблахтинской школы – 1924‑й. Представьте, что пятьдесят пять лет я с радостью бегу каждое утро на свидание с нашей милой «старушкой». Хотя нет, ей никак не подходит такое определение. Она с молодым задором встречает меня веселыми голосами детей и обнимашками. Дарить друг другу радость при встрече – наша устоявшаяся добрая традиция. Ученики ждут, открывают калитку учителям, приветствуют, обнимают, предлагают донести учительскую сумку. Как тут не улыбнуться, не порадоваться от души новому дню, который мы вместе непременно наполним доброй энергией?!

– Можете поделиться, как вам удалось создать школу, в которой радостно и комфортно живется и детям, и взрослым?

– К этому мы шли долгие годы и продолжаем двигаться в этом направлении. Никаких модных, прорывных практик у нас нет, думаю, их и не может быть в воспитании. Как раньше говорили, воспитать человека – значит поставить на крыло, дать путевку в жизнь. Сейчас звучат иные определения, но суть воспитания осталась прежней – подготовить ребенка к жизни в обществе, научить его быть счастливым. Как мы это делаем? Для того чтобы развиваться, надо осознать проблемы и четко определить способы их решения и направление движения.

Школа – это центр жизни села, с ней связаны надежды на хорошее будущее у родителей наших учеников. Школа – та скрепа, что держит село. Не секрет, что не всегда мы ощущаем поддержку родителей в воспитании детей. И мы стараемся увеличивать с каждым днем число родителей-союзников. Вместе нам легче воспитывать в детях такие нужные для жизни человеческие качества, как воля, устремленность к цели, доброта, милосердие, забота об окружающем мире.

Педагогический коллектив школы достаточно молодой, но с хорошей профессиональной подготовкой, четкими жизненными ценностями. Каждый участник образовательного процесса чувствует себя активным деятелем, лично ответственным за свою часть дела. Мы научились задавать себе вопрос: «А что я как учитель могу сделать для формирования в селе здоровой культурной среды?» Поставили себе сверхзадачу – простыми и доступными средствами помогать детям расти духовно, научить любить свою малую родину и быть активными строителями своей судьбы. При этом следует понимать значимость учебы.

Для нас было очень важно, чтобы дети полюбили школу. Родную школу мы постоянно обустраиваем, помните, как говорил кот Матроскин: «Для моего же блага делаю, значит, для моей же пользы»? Детям в школе хорошо, когда они в ней хозяева, когда школа их родной дом. Поэтому наши юные друзья давно научились беречь «царские» вазы в коридорах, они умеют восхищаться шедеврами искусства. При входе в школу каждый ученик непременно увидит заветные слова «Мир входящему!». Они на стене перед глазами, тут же расположились уютные диванная для малышей и «Тусовочка для старшеклассников». Здесь можно спокойно посидеть на необычных диванчиках, просмотреть и почитать свежий номер «Маленького пегасика», школьный альманах или журнал «День и ночь». А если хочется послушать с друзьями любимую мелодию, то для этого есть музыкальный центр. Можно остановить внимание на репродукциях картин русских художников на стенах. Их сюжеты дают пищу для размышлений. К ним ребята обращаются и на внеклассных мероприятиях, и на занятиях.

Школьников не покидает желание обустраивать свою альма-матер. Для любителей активного отдыха есть теннисный стол, а будущие гроссмейстеры проводят блицтурниры в шахматно-шашечном уголке.

– Отрадно, что у сельской школы в сибирской глубинке есть свое неповторимое лицо. А что для вас как директора, Нина Николаевна, составляет предмет особой гордости?

– Хороший вопрос. Отвечаю. У нас в сельской школе создан, думаю, единственный в стране школьный музей «История одной семьи». Скажите мне, кто-то из жителей в других регионах может похвастаться тем, что история его семьи хотя бы на неделю-другую стала центром внимания всего села? А в Жеблахтинской школе стало доброй традицией представлять в экспозиции семью, прославившую своим трудом малую родину. Праздники «День матери» и «День отца», которые мы проводим, – это рассказ про родителей учеников. Всю воспитательную работу мы направляем на укрепление нравственных сил каждого ученика и педагога. И в этом плане мы настроились на долгое дыхание.

Замечу, что музейная педагогика становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Кроме того, сейчас музей стал средством приобщения детей к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. На сегодняшний день в нашем музее создан семейный архив жителей села, разработаны занятия по теме «Семья вся вместе – и душа на месте». Постоянно пополняются разделы музейной педагогики «Святой мужской союз» и «Детострой».

Школьный музей «История одной семьи» учит ребят находить, хранить и передавать последующим поколениям образцы народной жизни, включая их в создание «Детостроя» – собственного руководства поведением в обществе и семье на основе сохранения национальной культуры.

Доброй традицией стали ежегодные Покровские чтения, проводимые в октябре. По традиции съезжаются в нашу школу со всего Ермаковского района педагоги, работники музеев, представители православной церкви, главы сельских поселений, старшеклассники, родители учеников – все, кого волнуют сохранение духовно-нравственных ценностей и передача их будущим поколениям. Участники чтений обмениваются накопленным опытом воспитания молодежи, обсуждают перспективы дальнейшего обновления практик воспитания.

Хочется особо остановиться на значимой роли в жизни ребят рукописного литературного журнала «Маленький пегасик». С 1998 года он счастливо прижился в школе, каждый его выпуск – событие в нашей жизни. Читаешь и чувствуешь искренность детского слова, силы в высокой степени драгоценной. Темы письменных творений юных авторов самые разные. Эмоциональная насыщенность детских работ потрясает. В одних творениях ощущаешь явное проявление литературных задатков и способностей, в других пронзает высказанная душевная боль, от которой потом не спишь всю ночь. Думаешь, размышляешь, делаешь выводы. Мы научились ценить непосредственные впечатления жизни, которыми пронизаны работы детей. Уже много лет «Маленькому пегасику» отводится место на страницах районной газеты «Нива». Лучшие работы украшают международный литературный альманах «День и ночь», краевые поэтические сборники «Чистая купель».

Что меня радует? В школе сложился единый учительско-ученический союз тех, у кого появляется желание высказать свои мысли искусством слова. Мы воспитываем грамотного читателя, для которого книга и любовь к слову – образец высокой нравственной культуры человека. Используем такие организационные механизмы, как сетевое взаимодействие, индивидуальная работа педагога, проектно-программная организация деятельности. Цель нашей устоявшейся практики – добрая и радостная жизнь детей и учителей в школе.

Музейная педагогика – это воспитание души. Покровские чтения – это разговор глаза в глаза. Искренность детского слова – это высокая нравственная сила. Вот три ключевых направления нашей образовательной практики.

Надежда ТУМОВА, Красноярский край

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте