Наиболее эффективные технологии
Дистанционное обучение, с одной стороны, отдалив друг от друга педагогов и воспитанников, с другой – должно было сохранить все присущие обучению компоненты. На помощь пришли специфические технические средства – интернет-технологии, благодаря которым все дети, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, получили доступ к образованию. При участии родителей и заинтересованности педагогов в дальнейшем дистанционные образовательные технологии могут существенно улучшить качество образования.
Арсенал дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые уже показали себя в деле, достаточно разнообразен. Это и кейс-технологии, которые дают возможность формировать у обучающихся умения и навыки на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации. Это и телекоммуникационные технологии, которые подразумевают использование электронных образовательных программ и учебников, доступных обучаемым с помощью глобальных и локальных компьютерных сетей. В настоящее время эта технология является самой распространенной.
Преимущество использования ДОТ заключается в том, что дает возможность персонализировать учебный процесс, заниматься по индивидуальному графику с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. Дети, находясь дома, изучают учебный материал, просматривая видеоуроки или посещая онлайн-занятия, организованные педагогами на специализированной платформе. Затем они выполняют задания, нацеленные на закрепление пройденного материала и проверку собственных знаний. А в качестве заключительного этапа дети выполняют творческие работы и проекты, участвуют в конкурсах и олимпиадах, что дает каждому из них возможность применить полученные знания на практике.
При организации дистанционного обучения для дошкольников необходимо уделять особое внимание игровой деятельности, так как она является ведущей для этого этапа жизни ребенка. Играя, ребенок развивается, познает окружающий мир, делает умозаключения и выводы, обогащает свои знания.
Кроме того, дистанционное обучение дошкольников должно проходить в неразрывной связке педагога и родителей. Именно от семьи зависит создание условий для обучения ребенка, его заинтересованность в приобретении знаний. Поэтому необходимо разработать для родителей наиболее доступные, разнообразные и эффективные методы и формы работы с детьми. При этом нужно обеспечить родителей видеозанятиями, презентациями, карточками для практической работы, демонстрационными материалами и видеоматериалами, последовательными инструкциями. И, конечно же, при организации дистанционного обучения необходимо учитывать как материально-техническую базу образовательной организации, так и способность семьи обеспечить ребенку доступ к компьютеру и сети Интернет.
Дистанционное обучение для каждой возрастной группы детей должно быть реализовано по-разному, с учетом их возможностей и потребностей. Поэтому при разработке содержания тематического занятия должны учитываться эти особенности. Более того, существуют ограничения для каждой возрастной группы по взаимодействию детей с гаджетами. Например, детям до 3 лет нежелательно сидеть перед цифровым дисплеем, для них важно живое эмоциональное общение с взрослыми. Исходя из этого, занятия должны включать в себя чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, пение детских песен, развивающие и подвижные игры. Детям в возрасте от 4 до 6 лет не следует проводить за компьютером более 15 минут в день, остальное время лучше посвятить развивающей игровой и творческой деятельности, которые предложат педагоги. Детям, достигшим 7 лет, можно использовать компьютер не более 20 минут в день с обязательным перерывом на динамические паузы. Компьютер в этом возрасте выступает в качестве средства получения и закрепления новых знаний об окружающем мире.
Работа этой весной на дистанционном обучении показала эффективность следующих вариантов организации дистанционных занятий для детей дошкольного возраста. Во-первых, это видеозанятия, предоставляемые воспитанникам в качестве инструментария в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернет-ресурсы и файлообменники Yandex Disk и другие. Во-вторых, видеоконференции на базе СДО с использованием инструментов среды Moodle, а также платформ для проведения вебинаров. В-третьих, тематические презентации, выполненные в PowerPoint и аналогичных программах. В-четвертых, онлайн-консультации с помощью инструмента чат.
Контакт с воспитанниками и их родителями, а также обратная связь не менее важный вопрос, касающийся дистанционного обучения. Эта связь должна быть доступной, комфортной, максимально понятной и оперативной. Педагоги определяют средства дистанционного общения с детьми и их родителями в процессе обучения (электронная почта, мессенджеры Viber, Whatsapp, социальные сети Facebook, Вконтакте, Skype, Zoom).
В дальнейшем дистанционное взаимодействие можно использовать для проведения мониторинга развития дошкольников. Это позволит собирать необходимую информацию из источников, представленных в качестве обратной связи от родителей (фотографии детских работ, выполненные задания, видеоматериалы и др.) и накопления их в портфолио ребенка. Собранная информация может быть использована для оценки развития ребенка (заполнение отчета о физическом, социально-эмоциональном, познавательном и речевом развитии).
На мой взгляд, эти способы дистанционной коммуникации позволяют обеспечить эффективное взаимодействие между педагогами, детьми и их родителями, повысить уровень компетентности последних в вопросе обучения детей. В целом же дистанционные образовательные ресурсы и технологии облегчают организацию изучения материала и контроль его усвоения. Исходя из этого, можно заключить, что дальнейшее развитие системы дистанционного обучения способно повысить качество и доступность дошкольного образования при правильной организации и заинтересованности родителей в такой форме обучения.
Людмила САВЧИНСКАЯ, педагог-психолог детского сада присмотра и оздоровления №766
Комментарии