Долой лотерею из двадцати билетов!
Школьный реферат и проблемы его написания
В последнее время российские школьники получили возможность не только выбирать себе предмет для сдачи экзамена, но и форму экзаменационного испытания. Наряду с традиционным и известным многим преподавателям устным ответом появилась возможность тестовых контрольных, а также написания реферата и его защиты. Причем последняя форма пользуется большой популярностью. Ученики предпочитают глубоко подготовить один вопрос, а преподаватели не одобряют лотерею из 20-25 билетов (выучить которые чрезвычайно трудно) и приветствуют добротную подготовку одной проблемы.
Одно время было принято, что в качестве поощрения реферат могут писать только ученики, имеющие итоговые пятерки или четверки. При этом считалось, что в данном случае экзамен превращается в формальность, а отличная отметка испытуемому обеспечена. Затем в ряде школ рефераты стали разрешать писать любым допущенным к экзамену ученикам. И это вполне логично, потому что написание реферата официально является одной из форм сдачи экзамена, а не особой привилегией или поощрением. Споры продолжаются и по сей день. При этом чаще всего в тень отходит один из самых главных вопросов: “А что же такое реферат и как его писать?” Чем реферат отличается от простого эссе или школьного сочинения? Многие вообще склонны считать рефератом любую написанную работу достаточно большого объема (обычно требуют написать 15-20 страниц). Проверяющие от местных управлений образования, методисты и администрация школ выдвигают свои требования к рефератам и требуют от учителей неукоснительно их соблюдать.
Не претендуя на окончательные ответы, хотелось бы начать разговор, посвященный весьма важным вопросам: “Какими должны быть требования к оформлению и структуре школьного реферата?”, “Всякая ли тема может быть использована для реферата?”, “Есть ли определенные требования к объему реферата?”, “Какое количество использованной литературы следует признать достаточным для написания реферата?”, “Чем школьный реферат отличается от научного?”, “Какие задачи ставятся при защите реферата?”, “Нужна ли предварительная рецензия учителя на представленный к защите реферат?”, “Должны ли все экзаменующие учителя заранее ознакомиться с рефератами?”, “Из каких компонентов складывается оценка защищающего реферат?”. Остановимся на поставленных вопросах.
Слово “реферат” имеет латинские корни и в дословном переводе значит “докладываю, сообщаю”. Практически все словари (“Малая Советская Энциклопедия”, “Российский Энциклопедический словарь”, “Энциклопедический словарь по культурологии” и многие другие) одинаково определяют значение слова “реферат” – “краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников”. Данное определение касается в первую очередь научного реферата, и оно дает ответ на вопрос о соотношении научного и школьного рефератов. Естественно, школьники не подготовлены к данной форме работы, поэтому вполне разумно выдвигать другие критерии к написанию школьных работ, распространенных под названием реферата.
Если мы хотим дать учащимся хоть какие-то навыки научной работы, то несомненно следует ориентироваться на студенческие курсовые и дипломные работы, структура и оформление которых также во многом совпадают с требованиями к диссертационным работам. На мой взгляд, только такой подход к написанию реферата позволит превратить это бессмысленное для многих школьников занятие (не секрет, что многие в качестве реферата представляют объемную работу, которая создавалась путем переписывания одной-двух книг в течение N-го количества часов самостоятельно или с привлечением родственников в лучшем случае, а зачастую просто распечатки из компьютерной сети “Интернет”) в процесс обучения школьников определенной культуре научного труда, а также облегчить дальнейшее обучение в высшем учебном заведении.
Так как каждый преподаватель писал в свое время курсовые работы, то стоит лишь кратко напомнить их структуру. Начнем с выбора темы. Можно перечислить несколько основных требований к этой части:
– тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения);
– в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа “Наполеон Бонапарт” или “Николай II” или по литературе “Творчество А.С.Пушкина”, по биологии “Обитатели океана”, по географии “Природа Америки” и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими;
– желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте. Например, всемирно известное произведение Д. Дефо официально называется “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”, но многие ли из простых читателей помнят об этом?);
– следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре – название темы реферата, в правом верхнем углу – название учебного заведения, ниже темы справа – фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу – город и год написания. Следующим после титульного листа должно идти оглавление (к сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальным требовании, а ведь именно с подобных “мелочей” начинается культура научного труда).
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей – введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которых скажем несколько слов.
Основные требования к введению:
– очень часто введение путают с вступлением и в этой части реферата пишут предысторию рассматриваемой проблемы, что само по себе уже является частью основного содержания (например, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны, стараются во введении дать характеристику международных событий до войны или внутреннего развития СССР в 30-е годы и т.п.), поэтому во введении не следует концентрироваться на содержании;
– введение должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от ученика требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций;
– очень важно, чтобы школьник выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. – обычно одна задача ставится на один параграф реферата);
– введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны;
– объем введения обычно составляют две страницы текста;
– исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом.
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. На мой взгляд, не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из разных источников первого попавшегося материала. Наверное, достаточно 10 страниц (а может быть, и меньше) текста для основной части реферата. А больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами – постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница). Чтобы было более понятно, приведу примеры:
1-й способ. Французский мыслитель Монтень, говоря о правильном воспитании детей, подчеркивал: “Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его…”*, или **, или ***, или то же самое цифрами, а в конце страницы после черты – *Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 122. Особое внимание надо обратить на правильную последовательность – сначала следует писать фамилию, а после инициалы; название работы не ставится в кавычки; после названия сокращенно пишется место издания (Москва – М., Санкт-Петербург – Спб, Ленинград – Л., Тбилиси – Тб., Ростов-на-Дону – Р-н-Д и т.п.); затем идет год издания (название издательства в сносках указывать необязательно); наконец, называется процитированная страница.
2-й способ. Среди психологов существуют различные определения характера. Например, Р.С.Немов определяет его следующим образом: “Совокупность устойчивых особенностей человека как личности, определяющих его поступки, действия и реакции в различных социальных ситуациях” (2.312). В конце реферата в приложении дается список источников и под цифрой 2 указывается: Немов Р.С. Практическая психология. М., 1998. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Так, первый вариант требует особой внимательности пишущего реферат, ведь надо заканчивать страницу с расчетом уместить в конце необходимые сноски. В то же время читающему и проверяющему работу достаточно удобно, так как не надо постоянно заглядывать в приложение. Второй вариант, несомненно, удобен для ученика, но при этом постоянно приходится искать процитированный источник.
К сожалению, умение оформлять сноски до сих пор остается чрезвычайно редким среди школьников, хотя студентам подобные навыки просто необходимы.
Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Следующая часть реферата – заключение, в котором формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто ученики путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключение рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события). Данная ошибка аналогична указанной путанице введения с вступлением и является довольно распространенной при написании школьных рефератов.
Наконец, последней частью реферата является список изученной литературы в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Конечно, можно также потребовать распределить источники по категориям – публицистика, документы, литература и т.п., но это представляется излишним для школьного реферата, который не может быть полностью тождественным по форме полноценной научной работе.
Кратко перечислим основные требования к написанию реферата:
1. Необходимо соблюдать определенную форму (титульный лист, оглавление, сноски, оформление источников).
2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной (по объему и по степени научности) школьному уровню.
3. Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.
4. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части работы.
Теперь осталось поговорить о процедуре защиты реферата. Как уже говорилось, реферат должен быть представлен к рассмотрению не в день экзамена, а за несколько недель до него (этот вопрос должны решить проверяющие учителя). В день экзамена преподаватель-предметник пишет на реферат рецензию. Желательно также предварительное ознакомление всех членов экзаменационной комиссии с рефератом.
Естественно, нет смысла во время защиты реферата требовать от ученика полного пересказа основной его части – подобный ответ может затянуться на несколько часов. В то же время превращение защиты реферата в “вечер вопросов и ответов” не дает школьнику возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ. А этого многие делать и не умеют. Поэтому очень важно, чтобы защищающий реферат в течение 5-15 минут мог рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы. А затем можно задать несколько вопросов по представленной проблеме. В итоге оценка складывается из ряда моментов: соблюдения формальных требований к реферату, грамотного раскрытия темы (о критериях говорилось выше), умения четко рассказать о представленном реферате, способности понять суть задаваемых по работе вопросов и найти точные ответы на них.
Педагогическое сообщество должно договориться о том, что представляет собой школьный реферат, отделив его от всех других форм письменных самостоятельных работ школьников (их лучше назвать творческими работами, которые имеют достаточно вольную форму изложения). Вероятно, есть и другие подходы к написанию школьных рефератов. Поэтому надо обсудить данный вопрос с различных позиций и постараться прийти к общему решению. Подобная договоренность позволит выработать единые критерии и избежать субъективизма в такой форме экзаменационных испытаний, как защита школьного реферата.
Андрей ИОФФЕ,
кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных дисциплин Академии повышения квалификации и переподготовки преподавателей Российской Федерации, член Экспертного совета Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
Комментарии