Дисграфия и дислексия не препятствуют получению ребенком общего образования. Так считают участники еженедельной онлайн-программы «Образовательная среда». Однако эксперты советуют при обнаружении у школьника признаков нарушения развития навыков чтения и письма сразу обратиться к специалисту за диагностикой и при необходимости начать занятия с логопедом.
Если ребенок не может выучить стихотворение, не понимает смысл сказки, это повод обратиться к специалисту, однако преодоление дисграфии и дислексии требует не только занятий с логопедом и психологом, но и включенности в процесс родителей и педагогов, считает доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета Ольга Величенкова. По ее словам, лучшая профилактика – это постоянное наблюдение за детьми и обращение к специалистам при любых признаках, которые вызывают беспокойство. Родителей должны насторожить невнимательность ребенка, его неспособность сосредоточиться, проблемы с мелкой и крупной моторикой, речью, ориентацией в пространстве, советует эксперт.
Чем раньше родители выявят нарушение речи, тем лучше – это повышает шанс на успешное решение проблемы, подчеркивает главный логопед Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Сухаревой Екатерина Савина. Она также отмечает: в коррекционном процессе многое зависит от семьи. Результат достигается планомерными регулярными занятиями, при этом важен психологический настрой ребенка, который он перенимает от родителей. Нужно показать ему, что занятия – это просто жизненная ситуация, которую вы вместе переживете, и все наладится, уверена Екатерина Савина.
Научный сотрудник Научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований при Московском государственной психолого-педагогическом университете Дзерасса Гояева говорит о необходимости тесного взаимодействия семьи и педагога. У учителя и родителей могут быть разные взгляды на ситуацию с ребенком, поэтому необходим спокойный диалог, отмечает эксперт. По ее мнению, важно, чтобы учитель мог показать динамику обучения, предложить конкретные решения вопроса с усвоением программы при дислексии, а также обозначить перспективы. Например, рассказать, к каким положительным изменениям и через какое время могут привести занятия по корректной программе.
Дислексия – распространенная нейробиологическая особенность восприятия информации, о которой мало осведомлены не только родители, но и учителя. Согласно последним зарубежным исследованиям, 20–25% населения планеты с сохранным интеллектом испытывают трудности в обучении. Из 7 млн детей дошкольного возраста почти 300000 имеют нарушения речевого развития. Это группа детей, потенциально предрасположенных к нарушениям письменной речи в школьном возрасте.
Комментарии