search
main
0

Как предупредить дислексию?

Особенность, которая есть у каждого четвертого

Ассоциация родителей детей с дислексией при поддержке Министерства просвещения РФ в прямом эфире на своем Ютьюб-канале провела Всероссийское родительское собрание на тему «Трудности в обучении у детей: открытый разговор на важную тему». Всероссийское собрание стало завершающим событием 3‑й Международной недели осведомленности о дислексии, генеральными партнерами которой выступили благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и благотворительный фонд «Анастасия».

Мероприятие получилось довольно масштабным: к Всероссийскому родительскому собранию подключились более 20 тысяч пользователей. В первую очередь это были, конечно же, самые заинтересованные лица: родители, преподаватели и специалисты сопровождения – психологи, дефектологи, логопеды, которые работают с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и т. д. Основные темы, поднятые на Всероссийском родительском собрании, были связаны с диагностикой дислексии, с современными методиками и программами для детей с трудностями в обучении и системой взаимодействия педагогов, родителей и детей в детских садах и школах.

Дислексия – распространенная нейробиологическая особенность восприятия информации, о которой мало осведомлены не только родители, но и учителя. Согласно последним зарубежным исследованиям 20-25% населения планеты с сохранным интеллектом испытывают трудности в обучении.

Как отметила в своем выступлении основатель и учредитель Ассоциации родителей детей с дислексией Мария Пиотровская, согласно последнему социологическому опросу большинство родителей не имеют никакой информации о дислексии, и когда их ребенок сталкивается с трудностями в обучении, они совершенно не знают, к кому обращаться и в чем должны заключаться в этом случае помощь и поддержка ребенка.

Ежедневно в аккаунты Ассоциации дислексии в социальных сетях поступает большое количество вопросов от родителей и специалистов: в чем причины возникновения дислексии и какие последствия ждут ребенка во взрослом возрасте? Как учитель должен оценивать детей с трудностями в обучении? Где найти грамотных специалистов и как родитель может поддержать ребенка? Как пройти психолого-медико-педагогическую комиссию? Это лишь некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов. Эксперты Ассоциации дислексии оперативно отвечают на них, но тем не менее этот поток не ослабевает. И решение о проведении Всероссийского родительского собрания было принято с той целью, чтобы представители Министерства просвещения и ведущие специалисты в области педагогики и психологии в прямом эфире ответили на самые злободневные вопросы родителей.

«На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители были осведомлены об этой проблеме и могли получить необходимую и квалифицированную поддержку, – сказала Мария Пиотровская. – Наши усилия направлены на то, чтобы жизнь ребенка в школе не превращалась в ад или в сплошной буллинг со стороны одноклассников и педагогов, а стала прекрасным путешествием в океане знаний, результатом которого будет осознанный выбор любимой профессии. И человек смог бы стать счастливым и продуктивным для нашего государства».

«Из 7 миллионов детей дошкольного возраста почти 300000 имеют нарушения речевого развития. Это группа детей, потенциально предрасположенных к нарушениям письменной речи в школьном возрасте», – подчеркнула начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Таис Дацюк. Заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Ольга Егупова подробно рассказала родителям, на какие «глупые ошибки» младшеклассника следует обращать особое внимание родителям и как создать психологически комфортную образовательную среду для детей с трудностями обучения.

В большинстве выступлений звучало предупреждение родителям, что откладывать решение этой проблемы в долгий ящик ни в коем случае нельзя. Ольга Грибова, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной реабилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики Российской академии образования, указала на взаимосвязь устной и письменной речи, а также подчеркнула, что при наличии подобных затруднений необходимо срочно получить консультацию специалиста: «Если у ребенка есть трудности обучения, не надо ждать, лучше начать коррекционные занятия заранее. С подростками всегда работать сложнее, поскольку у них уже сформировался устойчивый дефект. Все, что устоялось, все, что закрепилось, исправить сложнее, чем когда этот процесс только в самом начале».

Директор Центра дополнительного образования студентов Института непрерывного образования МГПУ Татьяна Волосовец в своем выступлении заострила внимание родителей на причинах трудностей обучения: «Недостатки устной речи, нескорректированной в дошкольном возрасте, ведут к дисграфии и дислексии, к нарушениям письменной речи в возрасте 7-10 лет. Действительно, весь спектр нарушений письменной речи может проявляться на уровне начального общего образования с первого по четвертый класс и даже усугубиться к третьему-четвертому классу, что впоследствии и приведет к школьной неуспешности».

Нередко воспитатели и учителя, когда видят определенные нарушения у ребенка, настоятельно рекомендуют родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и порой встречают полное непонимание и даже отпор.

Руководитель Центральной ПМПК города Москвы Ольга Дониченко отметила, что зачастую у родителей ПМПК ассоциируется с постановкой диагноза. «Это абсолютно неверное представление о данной комиссии, – заявила Ольга Дониченко. – Прежде всего это образовательный маршрут вашего ребенка, помощь в создании специальных условий образования и психолого-педагогической поддержки».

Ольга Ишимова, старший методист ГМЦ ДОНМ, рассмотрела несколько примеров из практики своей работы, чтобы наглядно объяснить родителям, когда ребенку требуется специализированная помощь, а когда в этом нет необходимости. При этом спикер отметила, что обращение в ПМПК носит для родителя заявительный, а заключение комиссии – рекомендательный характер: «Чем раньше ребенок начнет получать специализированную помощь логопеда и педагога-психолога, тем выше становится вероятность его успешного обучения в начальной школе и далее».

Валерий Новиков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте