search
main
0

Директорский клуб

В Москве состоялся 3-й Всероссийский слет школьных компаний, организованный межрегиональной общественной организацией “Достижения молодых” совместно с Министерством общего и профессионального образования РФ и Государственным комитетом РФ по делам молодежи. Сегодня его организаторы и участники – гости “ДК”.

Реальный шанс вырастить настоящих “новых русских”

– Как программа “Достижения молодых” (Junior Achievement) попала в Россию? – спросили мы у президента Российского научного центра Курчатовского института, председателя совета директоров JA в России академика Евгения Павловича велихова.

– JA не сама пришла в Россию, мы ее позвали. Мы – это не правительство, а организация “Дети – творцы XXI века”. Хотя правительство поддержало нас с самого начала. И сейчас поддерживает еще больше. Борис Николаевич Ельцин прислал нашему слету приветствие. Так почему JA?

Мы долго решали, какая из программ экономического образования школьников лучше всего подходит для России и наконец остановились на JA. Эта программа не идеологическая. Она не из тех, которые с пеной у рта доказывают, что капитализм – это хорошо, а коммунизм – плохо. Нет. Если почитаете учебник, то обнаружите, что он вполне допускает существование плановой экономики. Конечно, эта экономика сейчас не очень популярна в мире, но, кто знает, времена меняются.

Самым главным для нас в программе JA было то, что она основана на реальном опыте США – большого и очень успешного делового общества. У JA огромный опыт – 75 лет работы.

Учебники JA обновляются каждые три года. Их качество таково, что Япония сейчас переходит на учебники этой организации.

Кроме того, JA предлагает не один учебник, а целую систему образования. Задачники, программное обеспечение, бизнес-консультанты, программа “Школьная компания”. В дополнение к переводным изданиям мы делаем свой учебник, который рассказывает о нынешнем положении дел в России. О классическом учебнике, конечно, не может быть и речи, потому что ситуация слишком быстро меняется.

Представьте себе рояль. Можно убрать из него часть клавиш, приделать новые педальки. Но тогда нельзя будет играть на нем Мусоргского. Важно наличие стандарта. В образовании та же ситуация. Я не говорю, что учебники JA идеальны. Но JA предлагает определенный стандарт, который принят мировым сообществом.

JA не утверждает, что воспитывает образованных экономистов. Ее задача – научить экономической культуре все население нашей страны. Программа JA массовая, не элитная. Она не только для лицеев и сынков богатых родителей. Она для всех, и в этом ее смысл и сила.

Возникновение центров JA в России началось спонтанно. Первый центр JA возник с помощью Фонда Сороса в Троицке. Что-то делалось в Москве. Активно взялась Тула. Программа стала распространяться по стране. Сейчас 34 региона знакомы с программой JA.

Что JA планирует сделать в дальнейшем? Создать региональные советы директоров, например. В них войдут представители школ, администрации, местного бизнеса. Это усилит поддержку региональных центров.

В следующие пять лет JA надеется пройти рубеж 1 миллион школьников, обучающихся по программе, в год. Хорошо было бы оснастить компьютерами и подключить к Интернету хотя бы все региональные центры.

Но для этого требуются капиталовложения. Что мне нравится в США, так это то, что там многие бизнесмены считают просто своим долгом участвовать в программе детского экономического образования. JA полностью финансируется деловыми кругами. Спонсируется JA как на федеральном, так и на региональном уровне. То есть такой ненормальной ситуации, когда центр “кормит” региональные центры, в Америке нет.

Кроме денег, JA обеспечивается и управлением. Школьникам бесплатно помогают бизнес-консультанты из различных достаточно крупных фирм. Вся программа JA управляется советом директоров, куда входят и “акулы” бизнеса. Они тратят то, что дороже денег, – свое время. Президент компании “Артур Андерсен” Хорн Ханс Йокум, например, очень занятый человек, но находит возможность подготавливаться и участвовать в совете директоров, который собирается несколько раз в год.

Я думаю, что это хороший пример для наших, российских, бизнесменов, которые, увы, слишком мало внимания уделяют JA. Пусть этот пример заставит их понять, что они не временщики, что Россия будет еще жить и жить, и кто придет им на смену – необразованные новички или экономически грамотные люди, – зависит сейчас от них.

Welcome to welcome

“Мы накормим всю страну!” – скромно вещал лозунг на стенде компании Welcome из города Коврова. “А вы в этом сомневаетесь? – обижались юные бизнесмены. – Ковров мы уже кормим, вот приехали Москву угощать”.

В октябре прошлого года 3 парня и 2 девушки решили в рамках программы JA “Школьная компания” создать собственную пекарню. Но на собственное оборудование денег не хватило, пришлось заключить договор со столовой и арендовать оборудование у них. Набрали 20 работников, и пошло-поехало.

“Школа – не рынок!” – твердо сказал сначала директор. Как показала практика – рынок. Если можно дешево и вкусно (сами пробовали, знаем!) перекусить во время перемены, чем плохо? “Из всех опрошенных нашей маркетинговой службой, – гордо заявляет подпись под графиком на стенде, – только один процент остался недоволен нашей продукцией. Да и то потому, что она быстро кончается”.

“Работа будет мешать учебе!” – раздавались и такие голоса. Ни у кого из ребят проблем с учебой нет. Юля, президент фирмы, заняла 2-е место на областной олимпиаде по праву. Один из вице-президентов два года подряд занимает второе место на областной олимпиаде по математике.

Школе – выгода. Часть прибыли компания отчисляет ей. Работающие на компанию ученики тоже не жалуются. Зарплата хоть и не очень большая, но платится без задержек. Кроме того, есть все шансы с будущего учебного года, когда нынешний совет директоров окончит 11-й класс, стать самим руководителями компании и расширить производство.

Производителей больше, но…

Из 27 опрошенных школьных компаний – участниц слета 15 являются однопрофильными. У остальных 12 число специализаций колеблется от двух до пяти. Cемь многопрофильных “мини-синдикатов” одновременно и производят товары, и предоставляют услуги. К чисто производственным относятся 12 компаний, к чисто сервисным – 9.

Поскольку у многопрофильных компаний сервисные направления, как правило, доминируют, создается впечатление, что услуги все же более популярны. Первое место занимают дискотеки. Они – конечный продукт у семи компаний. За ними идут услуги, позаимствованные у фирмы “Заря” и домов быта, – 5 компаний. От бытового обслуживания две (“Пионер” из Азова и “Театр “Крош” из Саратова) унаследовали новогодние поздравления на дому, две (“Аскоша-2” из г. Нижнего Тагила Свердловской области и “Удача” из поселка Нестерово Рузского района Московской области) – фотоуслуги, одна (“Поиск” из г. Киржача Владимирской области) – отделку помещений. Две школьные компании (воронежская “Вега” и “Театр “Крош”) избрали для приложения сил театр.

Две компании выпускают полиграфическую продукцию. Основной предмет у одной из них (“Гризли” из Магнитогорска) – визитки – принадлежит сервису. Но она же занимается и издательской деятельностью, а вторая “полиграфическая” компания (“Радуга” из Дальнегорска Приморского края) изготовляет обложки для книг и тетрадей. Это заставило автора после долгих колебаний включить их в число производителей. К ним же следует отнести 5 компаний, выпускающих школьные газеты.

Одна компания (“Ваше счастье”, г. Фурманов Ивановской области) проводит в школе лотерею.

Два вида услуг можно записать в разряд уникальных. Это перепродажа гимназической формы по принципу секонд-хенд (“Эко”, г.Новороссийск) и… пользование школьным гардеробом (“Ваше счастье”).

У производителей особенно популярны продукты питания, которые выпускают 5 компаний. Здесь выделяется “Гриком-НН” (г. Нижний Новгород). Она выращивает грибы в школьной теплице. Другие предпочитают кондитерские изделия.

Продукция пяти компаний связана с художественным выжиганием по ткани (“Кредо”, г. Волгоград), вышиванием (“Оч’умелые ручки”, г. Алексин Тульской области; “Скифы”, г. Владикавказ) и вязанием (“Кузница”, г. Кемерово; “Эко”).

Четыре компании изготовляют сувениры. Одна (“Вега”) – из бисера и соломки, одна (“Аскоша-2”) – из глины, две другие (“Кит”, село Туртапка Нижегородской области; “Аленушка”, г. Алексин) занимаются резьбой по дереву.

Есть также одиночки, чей продукт не повторяется. “Фито” (г. Болохово Тульской области) собирает лекарственные травы, “Поиск” делает надфиледержатели, “Кит” выпускает хлебницы и корзины, “Эко” изготовляет корпуса для очистителей воды. И, наконец, самый серьезный производитель – “Новые русские” из г. Новокузнецка Кемеровской области. Продукция последней – кедровая мебель.

“Фито” возникла сама

Начало было прошлым летом. Ученики средней школы N 2 г. Болохово Тульской области решили немного подзаработать. Выбор сферы приложения сил подсказала неблагополучная ситуация в городе.

Хотя он расположен далеко от границы с Украиной, последствия чернобыльской катастрофы его не миновали.

Ребята углубились в книги о лекарственных растениях. Узнали, какие растут в окрестностях города, как их правильно заготовить. Только после этого взялись за дело.

И снова встало множество вопросов. Как лучше организовать производство? Как реализовать продукцию? Как заявить о себе? Вот тут и понадобилась помощь JA.

Всего в компании заняты 18 человек. Из них 10 – на производстве, 8 – в управлении. Но и руководители могут при желании собирать травы. У “начальства” зарплата фиксированная, у остальных – за собранное и заготовленное.

В ассортименте – боярышник, пустырник, мать-и-мачеха, шиповник. Последнего заготовлено 3 килограмма. Цена килограмма, к примеру шиповника, – 30 тысяч рублей.

Растения, чтобы продать, надо сначала засушить, а это процесс небыстрый. Потому и прибыль не назовешь баснословной. Но ребятам важнее сам факт ее наличия.

Компания планирует открыть в городе фитобар. Тут ей пошли навстречу местные власти, предоставив помещение. Городская аптека вызвалась консультировать покупателей.

Для привлечения клиентов продумываются варианты продажи в кредит, система скидок постоянным покупателям и оптовикам. О ликвидации компании никто не помышляет.

Не боюсь остаться без работы

Член жюри 3-го слета Евгения вагина преподает “Прикладную экономику” в школе, учится в магистратуре Высшей школы экономики.

– Евгения Валериевна, на Западе предпочтительнее, когда школьная компания является однопрофильной. Наши же не склонны ограничиваться чем-то одним. Что же, на ваш взгляд, лучше?

– Я думаю, что для школьной компании удобнее в какой-то степени, когда много разной продукции. Почему? Потому что продукцию школьной компании сложнее реализовать: у нее рынок сбыта меньше, чем у крупной фирмы. И, соответственно, если у нее не получится с одним продуктом, она может получить прибыль, реализовав другой.

Правда, и у нас некоторые компании все же специализируются на чем-то одном.

– Условиями участия в слете оговорено предпочтение школьным компаниям-производителям. Чем это вызвано?

– Дело в том, что, на мой взгляд, производственную компанию сложнее организовать. Ведь она все-таки включает в себя процесс изготовления продукта. А сервисной компании проще. Создание компании производственной требует больше знаний и навыков.

– А вам самой приходилось участвовать в школьных компаниях?

– Да, в качестве руководителя, консультанта. Моя компания участвовала в 1-м Всероссийском слете. Мы делали домашнюю выпечку. И в прошлом году у меня были две компании одновременно. Одна занималась опять же выпечкой и продажей сока, вторая – школьной беспроигрышной лотереей. Как раз на их примере я и убедилась, что у сервисных компаний и затрат меньше, и трудоемкость в них невысокая, а доход за один день гораздо больше.

– Чего сейчас не хватает школьным дисциплинам по экономике?

– Сейчас нет стандарта школьного экономического образования: он до сих пор не утвержден. Поэтому каждый идет в своем направлении – кто что выберет. Cоответственно – проблемы с учебниками.

Если мы возьмем “Прикладную экономику”, то это довольно хорошо структурированный курс. Он прошел апробацию не только в России, но и в других странах, ведь эта программа существует уже более 75 лет. Это подтвердило, насколько актуален, нужен и полезен материал, который она предлагает.

Если же брать другие предметы, очень часто они являются выхолощенным суррогатом 1-го курса института. Из него выбираются какие-то определенные моменты, и учащимся пытаются втолковать ключевые понятия. А те подчас еще не воспринимают их, потому что малы, наверное, и потому, что не видят этого на практике.

В данной ситуации, по-моему, именно школьная компания поможет привить детям интерес к предмету. Это и есть связь теории с практикой. Ученик “вживую” соприкасается со многими терминами, понятиями, моделями, которые мы выстроили в теоретическом курсе.

– Некоторые ваши коллеги жалуются, что в их школах “Прикладная экономика” преподается факультативно, поэтому с переходом школ на базовые программы они рискуют остаться без оплаты своего труда. Можно ли как-то решить эту проблему?

– Я думаю, да. Во-первых, на сегодняшний день учителя могут выбирать курс, который преподают. И, во-вторых, это надо решать, конечно, на уровне школы. Во многих учебных заведениях “Прикладная экономика” не факультатив, а обязательный предмет. В частности, в той школе, где работаю я. Так что я не боюсь остаться без работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте