На рынке труда, опирающемся на требования цифровой экономики, возрастает необходимость в специалистах, которые смогут непрерывно повышать свои знания, улучшать навыки и умения, адаптироваться к новым технологиям производства, будут способны к самостоятельной работе с использованием современных средств информационных технологий. В таких условиях и система образования должна совершенствоваться посредством использования современных подходов и способов формирования компетентности обучающихся и обеспечивать цифровую экономику компетентными и конкурентоспособными специалистами. Для этого системе образования следует дать ответы на такие вопросы: чему и как учить, какие знания и навыки будут нужны завтра? На данный момент становится понятным, что современным детям придется учиться всю жизнь, и гораздо более важными являются умение учиться и мотивация к обучению. При этом занятие в традиционном понимании должно претерпеть изменения, должна измениться роль как учителя, так и обучающегося, а также должны претерпеть изменения и средства обучения. Учебника и учебно-методического комплекса уже недостаточно, нужны дополнительные источники информации, контент в цифровом виде, а также образовательные сервисы и инструменты, и, конечно, нужны вычислительная техника, оборудование. Именно поэтому все чаще звучит термин digital pedagogy («цифровая педагогика»), причем это понятие не является синонимом онлайн-обучения – суть цифровой педагогики состоит не только в непосредственном использовании цифровых технологий в преподавании, но и в применении этих инструментов с точки зрения педагогики. «Цифровой педагог» и «цифровой ученик» имеют большую свободу в выборе траектории обучения. Поэтому важным является грамотное использование достижений в области цифровой педагогики, которые в первую очередь связаны с использованием ресурсов массовых открытых онлайн-курсов, организацией работы с большими данными (Big Data).
В настоящее время современный урок немыслим без использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов), обеспечивающих доступность учебных и методических материалов. Классическая структура урока содержит всем известные этапы, в рамках которых учитель может использовать различные типы ЭОР, реализованные в электронных учебно-методических комплексах, электронных учебных пособиях, электронных задачниках, лабораторных, в том числе виртуальных, практикумах, модулях проверки знаний по разделам (темам), компьютерных тренажерах. Интерес к разработке и использованию электронных образовательных ресурсов не пропадает, а только растет, и это показывает использование учителями такого ресурса, как Московская электронная школа. И связано это в первую очередь с тем, что в процессе обучения с использованием ЭОР меняется как роль учителя, так и роль обучающегося. Учитель инициирует новые формы взаимодействия, становится модератором дискуссий, обсуждений как во время занятия, так и вне его. Обучающийся при этом оказывается в условиях, при которых необходимо самостоятельного определять цели своей деятельности, искать необходимую информацию, самостоятельно решать поставленные задачи, выполнять самоконтроль и рефлексию.
При этом остается актуальным вопрос о методике применения ЭОР в рамках занятий. В зависимости от типа занятия (изучение нового материала, семинар, практикум, дискуссия, проектная деятельность) можно использовать различные ЭОР. В рамках занятия изучения нового материала учитель ставит целью изучение и первичное осознание нового учебного материала с использованием комплектов обучающих программ, демонстрационных ресурсов (презентации, видео, анимации), электронных учебников, электронных библиотек. На занятии по закреплению знаний учитель ставит цель: осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению в рамках практикума, экскурсии. В данном случае в качестве ЭОР можно использовать игровые программы, тренажеры, практические работы, собеседование on-line, виртуальные экскурсии. Также не стоит забывать и о контролирующих ЭОР, ведь на каждом занятии так важен этап проверки и закрепления полученных знаний и умений.
Всегда будут вопросы: каким ЭОР воспользоваться в конкретном случае, способствует ли выбранный ресурс лучшему усвоению материала, в каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу ЭОР, правильно ли методически подается материал, как логически выстроить структуру занятия с использованием ЭОР и при этом не нарушить санитарно-гигиенические нормы, какие курсы и тесты порекомендовать обучающимся на разных этапах их учебной деятельности?
В школе №2048 реализуется проект предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе». Участие в этом проекте дает большие возможности и для учеников – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности (в рамках инженерных специальностей), приобрести новые знания и умения, и для учителя, который выбирает современные методики для проведения занятий. Выбор нашей школой конструкторского и информационных направлений повлек за собой изменение содержания образования как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В рамках информационного направления мы даем возможность ученикам примерить на себя несколько профессий: «программист», «системный администратор», «графический дизайнер». Ученики изучают специальные курсы в наших вузах-партнерах (РТУ МИРЭА и НИТУ МИСиС), получают профессию в колледже, а также приобретают необходимые компетенции в школе в рамках внеурочной деятельности. Для учеников, которые заинтересовались профессией «системный администратор», мы предлагаем получить профессию в колледже, а также дополнительно обучаться в Сетевой академии. Программа Сетевой академии Cisco предлагает решение, которое способно сократить разрыв между фундаментальными знаниями и практическими навыками. Образовательные курсы Cisco разработаны так, что их можно с легкостью интегрировать в учебный процесс либо использовать в системе дополнительного образования.
В основу программы Сетевой академии Cisco положена модель, сочетающая традиционный процесс обучения под руководством преподавателя и дистанционную подготовку на базе интернет-технологий. Виртуальный учебный класс после зачисления обучающегося в академию на выбранный курс дает полный доступ к материалам курса, возможность отслеживать сроки выполнения контрольных, практических работ, а также экзаменов. Обучающийся имеет возможность контролировать качество (прогресс) своего обучения, при необходимости результаты выполненных заданий могут быть улучшены за счет пересдачи выполненных работ. Работа в виртуальной лаборатории и с симулятором в процессе изучения отдельных глав курса дает весьма правдоподобное ощущение работы с оборудованием. Преимущество работы с симулятором по сравнению с реальным оборудованием очевидно. Обучающийся при этом имеет доступ к видеоинструкции, методическим указаниям по выполнению работы, а в некоторых случаях и интерактивным заданиям для большего понимания изучаемого материла. По окончании изучения каждой главы к выполнению предлагается контрольная работа, экзамен в виде тестовых заданий. По окончании обучения необходимо выполнить итоговый тест, а также итоговую практическую работу.
По мнению некоторых учителей, одним из недостатков такой формы обучения является то, что при самостоятельной работе обучающегося никто не контролирует, и сеть Интернет изобилует материалами на темы, связанные со сдачей экзаменов. Самостоятельное добывание знаний, самоконтроль – это те ключевые компетенции, которым мы должны обучать детей в школе и которые формируются при использовании ЭОР на уроках. Грамотное использование ресурсов digital-педагогики помогает учителю формировать данные компетенции в рамках изучения предметов.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, конкуренция на рынке труда по-новому ставят вопросы о необходимости ранней профилизации обучающихся, формирования предметных и ключевых компетенций в рамках изучения специальных предметов. При этом не стоит забывать, чтобы сформировать определенную компетентность у обучающихся, учитель сам должен обладать этой компетентностью, уметь использовать электронные образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач. Очевидно, что использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом. Нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР может обернуться проблемами информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения, необходимостью приобретения техники. Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов будет способствовать достижению качественных образовательных результатов лишь при условии их качественного содержания, отвечающего современному состоянию IT-индустрии, а также грамотного их использования наряду с традиционными или инновационными средствами обучения.

Ирина ЮРОВСКАЯ, учитель информатики школы №2048