search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ
0

Диалог в профессиональной сфере должен быть гуманитарным

​Наши коллеги из стран СНГ, субъектов РФ – участники конференции осуществляют постоянный поиск межгосударственного и межрегионального диалога, отдавая должное возрастающей роли образования в этом процессе.

Расширение и углубление взаимодействия государств – участников СНГ в различных секторах гуманитарного сотрудничества стало одним из ведущих направлений в работе институтов Содружества, что позволило определить наши главные приоритеты в профессиональном общении.Гуманитарное пространство СНГ опирается на приоритетные и в значительной степени уникальные преимущества наших национальных культур, общности традиций, исторических судеб и традиционных религий. Культурная самобытность, социокультурная цивилизационная общность государств СНГ и их народов испытывают на себе все происходящее в мире, и прежде всего попытки глобализации мира. В этом ключе стала осуществляться политика некоторых государств и международных организаций, которые прежде всего продвигают свои геополитические интересы в регионе СНГ. И нельзя не заметить, чем мы активнее будем работать, тем активнее будут наши оппоненты.В разрешении этих сложных проблем гуманитарное сотрудничество играет исключительно важную и необходимую роль. Главным фактором гуманитарного сотрудничества все годы была работа, связанная с осуществлением консолидации общественности, образовательного, культурного, научного сообщества, представителей наших религиозных конфессий в защиту гуманистических идеалов против всех форм национальной и религиозной нетерпимости, в преодолении попытки разрыва общего культурного наследия, образовательных ценностей. В решении проблем гуманитарного сотрудничества играют незаменимую роль Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, который был создан в 2006 году, другие фонды, ассоциации, сообщества. Наибольший вклад в развитие гуманитарного сотрудничества в СНГ внесли базовые организации высшего профессионального образования, которые дали пример того, как, используя «мягкую силу» образовательного диалога, удается реализовать научные программы, создать научные школы переводчиков, детерминировать другие лингвистические и культурологические проблемы.Одним из несомненных достижений гуманитарного сотрудничества стран СНГ стало становление гражданских институтов как важнейших факторов демократических процессов и социально-экономического развития государств. Развивая и совершенствуя гуманитарное сотрудничество на постсоветском пространстве, мы должны исходить из понимания того, что это пространство существует в реальном времени и пространстве, находится в развитии, в процессе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется его содержание. Понимая гуманитарное пространство как движущуюся историческую материю, важно выделить ее ведущую роль в снятии противоречий жизни, нашей истории, религии, наконец, в самой социальной жизни, ведь пока существуют межличностные, общечеловеческие ценности, существующий диалог будет не только расширять спектр гуманитарного сотрудничества, но и будет влиять на возрастающую роль СНГ в целом.Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует не только многообразие культур, но и религий. Мудрость нашей жизни должна состоять в признании за каждой религией ее права на самостоятельное существование и развитие, в конечном итоге в отстаивании принципа равноценного сосуществования всех религий. Это серьезная заявка в гуманитарной шкале ценностей, и отстоять, цивилизованно решить ее – задача непростая. Для ее решения требуется научная и прикладная база. К сожалению, мы пока не располагаем даже концепцией развития гуманитарного сотрудничества СНГ, представленной такими составляющими, как этнический, демографический, социальный состав государств, государственное устройство и религия, образование, наука, СМИ, общественное сознание и духовная жизнь общества. Методологические принципы формирования гуманитарного пространства СНГ должны исходить из того бесценного опыта и культурно-исторического наследия, которые выступают могучим фундаментом всей сегодняшней и будущей жизни наших государств.В истории наших государств, в сложившейся тысячелетней культуре всегда присутствовал дух философско-нравственного поиска свободы, справедливости, человеческого братства и счастья. Духовная составляющая ныне стоит в самом эпицентре развития мировой культуры и мировой цивилизации. На пространстве СНГ происходит поистине переплавка как европейского опыта, так и опыта восточных государств. Соответственно опыт, совместное сосуществование, обогащение уникальных ценностей, присущих нашим странам, должны быть поставлены во главу гуманитарного сотрудничества.В одной из своих статей великий критик и литературный деятель Виссарион Белинский, характеризуя источники изучения и познания родной истории и культуры, писал: «У всякого народа две философии: одна ученая, книжная, торжественная, праздничная, другая – ежедневная, домашняя, обиходная. Часто обе эти философии находятся более или менее в близком соотношении друг к другу; и кто хочет изображать общество, тому надо познакомиться с обеими, но последнюю особенно необходимо изучить». Избирая способ бытия, человек определяется личностно: или он живет активно, совершенствуясь сам и изменяя окружающий мир, или – пассивно, равнодушно, по принципу «все дозволено». Сегодня именно в религиозном каноне чаще всего обнаруживается переход морали в норму, что создает условия для того, чтобы моральные нормы стали личностно значимыми. Это в свою очередь помогает человеку определиться в поступке, а поступок, как известно, – это средство формирования собственной духовности и нравственности. Таким образом, религия, ставя во главу угла духовное развитие и совершенствование человека, исходила и исходит из главного – фундаментальных качеств человека.Состояние духовности и культуры современного человечества не может оставить всех нас равнодушными, ведь в конечном счете речь идет о будущем. Если в области технологий, особенно информационных, наше время по праву считается веком прогресса, то в области культуры, духовности наш век стремительно набирает скорость регресса. Мы стали свидетелями и очевидцами нарастающих темпов деградации духовности, что позволяет манипулировать молодежью, подрастающим поколением, и если этим процессам не придать здравый смысл, смысл ответственности и понимания единства и взаимозависимости человечества, катастрофа современной цивилизации будет неизбежной.Государства Содружества за 21 год после распада Советского Союза не только сохранили богатый опыт совместного проживания, но и нашли свой самобытный путь развития. Опираясь, как и Россия, на лучшие традиции, мы все сегодня пытаемся вложить в них новую силу, чтобы, говоря словами Владимира Соловьева, «пришло время не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразовать его».Сегодня появляется возможность более предметно, многофункционально решать вопросы удовлетворения интеллектуальных запросов студентов и преподавателей, путем реализации программно-методических концепций вести поиск оптимального, сбалансированного подхода в выборе форм и методов работы, интеграции учебных курсов по гуманитарным предметам. Студенты и преподаватели получают возможность в полном объеме ознакомиться с научными работами выдающихся деятелей – представителей разных стран, а это объективно будет способствовать реализации идеи общечеловеческого братства.Мария ЛАЗУТОВА, директор Московского института развития образования, доктор исторических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте