search
main
0

Диалог с автором

Театрализация как технология интерпретации на уроках литературы

Во все времена и по сей день литература выполняет образовательные функции, которые необходимы в становлении личности. Сейчас очень важно приобщать современных школьников к культуре, воспитать у них нравственные качества, такие как заботливое отношение к окружающему миру, доброжелательность, честность, отзывчивость и др. Художественная литература содержит в себе духовно-нравственные ориентиры, с помощью которых человек становится воспитанным и образованным. Но в настоящее время внимание учеников все больше и больше захватывает виртуальная среда. Как же тогда привить любовь к чтению и воспитать культурного гражданина?

«Чтение – прежде всего сотворчество», – писала Марина Цветаева. Таким образом, мы можем понять, что заинтересоваться чтением книги и понять идейно-художественные особенности произведения школьники могут в процессе творческой деятельности.

Воспитание творческой личности является одной из главных задач современного преподавания литературы. Решить поставленные задачи возможно при организации уроков с применением театрализации. Благодаря различным театральным приемам ученики смогут полностью погрузиться в процесс прочтения художественного текста, изучить все до мельчайших подробностей, стать сотворцами и вступить с автором в диалог.

Театрализация как технология интерпретации несет в себе широкие возможности реализации на уроках. Данная технология позволяет провести урок интересно, привлечь внимание школьников к предмету, личности писателя и конкретному произведению. Благодаря уроку с использованием театрализации ученики смогут провести подробный анализ текста, образов персонажей, художественных деталей и тем самым лучше понять замысел автора. Такая форма проведения уроков необычна, тем самым побудит у учеников полную включенность в работу.

Проблема интерпретации художественного текста является одной из важных. Существует множество научных трудов, которые посвящены данной теме. Как говорил Лев Выготский: «Смысл слова представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в сознании, таким образом, смысл оказывается всегда динамическим, текучим, сложным образованием, которое имеет несколько зон различной устойчивости». Из высказывания мы понимаем, что слово в другом контексте может иметь совсем иное значение. Высказывание имеет множество смыслов, поэтому текст видоизменяется, способен по-разному интерпретироваться.

Художественный текст – индивидуальное произведение речи, стиль, который воздействует на читателя посредством мыслей и чувств автора и является важным видом художественной языковой коммуникации. Данный стиль речь эмоционален и богат различными языковыми средствами, выполняет эстетическую функцию. Стоит отметить, что понимание художественного произведения состоит из нескольких этапов, таких как первичное восприятие и понимание текста, анализ фактического содержания, постижение ключевых смыслов, оценка образов, характеров, поступков героев, синтез и целостное осмысление идейно-образной стороны.

В ходе подготовки театрализованного представления ученики самостоятельно ищут дополнительную информацию о писателе и произведении: исторические справки, сведения об эпохе, культуре. Читают дополнительную художественную, критическую, научно-популярную, справочную литературу. Данный подход формирует у учеников навыки самообразования, при этом не исключает участия учителя.

Следовательно, процесс использования театрализации как технологии на уроках литературы базируется на читательском, сценическом и зрительном сотворчестве учеников и автора, литературы и театра в целом.

Перевоплощаясь в актеров, сценаристов, режиссеров, учащиеся лучше понимают художественное произведение, так как они могут его прочувствовать, ощутить состояние литературных героев в той или иной ситуации, понять цели, мотивы действий и поступков, постичь скрытый смысл.

Задания представлены в игровом формате, тем самым ученики нацеливаются на выполнение поставленных задач. Но надо понимать, что использовать театрализацию на каждом уроке невозможно, так как данная технология предназначена для разнообразия уроков. Важно, чтобы литература мыслилась как отдельный вид искусства, а не дополнение других.

Тем не менее, как мы уже отмечали ранее, современный учитель должен использовать на уроках различные технологии и следовать основным тенденциям в развитии образования.

Анастасия ОДИНЦОВА, учитель русского языка и литературы школы №1582

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте