search
main
Топ 10
В России подготовили план мероприятий Года педагога и наставника В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Школьникам хотят запретить использовать данные из «Википедии» в своих работах В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы За снижение успеваемости хабаровских студентов выселяли из общежития Секреты Третьяковки и мурализм: новый открытый урок пройдет на тему «Международный день художника» Восемь проектов педагогических вузов вошли в перечень олимпиад на 2022/23 учебный год В России может появиться ГОСТ на школьную форму Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии
0

Диалог культур и партнерство цивилизаций. Люди разных поколений собрались в Санкт-Петербурге, чтобы поразмышлять над гуманитарными проблемами современности

В 12 залах Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов состоялись VIII Международные Лихачевские чтения. Наряду с мировой научной и культурной элитой их участниками стали свыше 700 школьников со всех уголков России.

Второй год СПбГУП проводит Всероссийский конкурс работ старшеклассников по этой тематике. В каждом из конкурсов приняли участие более 350 (в этом году 359) школьников России. Положением о конкурсе предусмотрено не только денежное вознаграждение (первое место – 50000 рублей), но и поступление и обучение на бюджетной основе в СПбГУП. В прошлом году жюри, которое возглавляет почетный доктор СПбГУП писатель Даниил Гранин, признало лучшим сочинение петербургской школьницы Даши Яцкевич (теперь студентки факультета журналистики СПбГУП). Ныне первого места удостоилось сочинение одиннадцатиклассницы из санкт-петербургской школы №550 Любы Григорьевой «».

Досье «УГ»Из истории чтенийСоучредителями являются Российская академия наук, Российская академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции. С 2007 года чтения проводятся при поддержке Министерства иностранных дел России, c 2008-го – на средства специального гранта Президента РФ Владимира Путина.В повестку дня чтений по традиции включаются наиболее универсальные дискуссионные темы современности, связанные с противоречивыми тенденциями в развитии человеческого общества, процессами глобализации, ролью гуманитарной культуры и образования в современном мире.В чтениях участвуют крупнейшие российские и зарубежные ученые, политики, общественные лидеры, церковные иерархи, известные деятели культуры и искусства.Ежегодно по итогам Международных Лихачевских научных чтений публикуются сборники докладов и выступлений участников чтений, тексты секционных дискуссий и «круглых столов». Сборники конференций рассылаются во все крупные библиотеки России, стран СНГ, научных и образовательных центров разных стран. Материалы чтений представлены на специальном научном интернет-сайте «Площадь Лихачева» (www.Lihachev.ru).

Международные научные чтения, посвященные гуманитарным проблемам современности, проводятся в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов ежегодно начиная с 1993 года.

Одним из инициаторов их проведения был выдающийся российский ученый и общественный деятель, всемирно признанный гуманитарий, специалист в области изучения культуры и памятников древнерусской письменности, академик Российской и многих зарубежных академий наук, почетный доктор СПбГУП Дмитрий Лихачев. В 2001 году в знак признания особого вклада Дмитрия Лихачева в науку и культуру и в подтверждение научной значимости чтений специальным Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина этому научному форуму был придан государственный статус Международных Лихачевских научных чтений.

В VIII Международных Лихачевских чтениях приняли участие более полутора тысяч человек, представители 60 регионов России и 18 государств, в том числе: США, Канада, Япония, Индонезия, Индия. Все они были представлены крупными общественными политическими деятелями и выдающимися учеными.

С приветственными телеграммами к участникам и гостям чтений обратились премьер-министр России Владимир Путин, председатель Государственной Думы Борис Грызлов.

Торжественное открытие чтений и пленарное заседание «Диалог культур и партнерство цивилизаций» прошли в театрально-концертном зале имени почетного доктора СПбГУП композитора Андрея Петрова. Участников приветствовал председатель оргкомитета чтений, ректор СПбГУП, член-корреспондент Российской академии образования, председатель исполкома Конгресса петербургской интеллигенции, профессор Александр Запесоцкий. Начались научные чтения с доклада директора Государственного Эрмитажа члена-корреспондента Российской академии наук Михаила Пиотровского.

Проблемам педагогики были посвящены три из двенадцати секций: «Высшее образование: проблемы развития в контексте глобализации», «Школа как образ жизни» и «Идеи Дмитрия Лихачева и современность» (Лихачевский форум старшеклассников России).

Тональность выступлениям была задана уже в первый день чтений, на пленарном заседании, писателем и академиком РАО Альбертом Лихановым. Председатель Российского детского фонда, почетный доктор СПбГУП озаглавил свой доклад эмоционально, призывно: «Защитим Пушкина и русскую литературу». Альберт Лиханов предложил сформулировать краткую резолюцию Лихачевских чтений для президента, председателя правительства, «может быть, Общественной палаты» с протестом против исключения литературы из базовых предметов школьного курса.

В работе секции под таким названием приняли участие более 50 человек. В их числе как академики и члены-корреспонденты Российской академии образования (РАО) Ирина Дубровина, Вадим Бальсевич, Владимир Ерошин, Михаил Кузьмин, Юрий Сенько, Андрей Хуторской, Анатолий Цирульников, так и директора средних школ и гимназий из Москвы, Петербурга, Петрозаводска, Екатеринбурга, Иркутска, Пскова, Мурманска, Ярославля, Ростова-на-Дону, Улан-Удэ, Горно-Алтайска.

Тематический диапазон докладов был необычайно широк и разнообразен: «Духовная культура как доминанта образовательного процесса современной школы» (Вера Александрова, профессор МГУ), «Школа – образ и качество жизни людей «третьего» возраста» (доцент Южно-российского государственного технического университета Наталья Ермак), «Надо ли изучать историю православия в средней школе?» (профессор Сергей Артановский), «Образование как гуманитарная модель жизнедеятельности» (академик РАО Юрий Сенько), «Философия образования в ХХI веке: образовательное развертывание личности» (Виктор Колесников, директор Иркутского государственного педагогического колледжа).

– В ходе развернувшейся открытой дискуссии выяснилось, что основная тема, которую мы обсуждаем, – проблема образовательных стандартов для школ, – отметил руководитель секции член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой теории развития образовательных систем Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Олег Лебедев. – Сейчас на федеральном уровне разрабатывается новая система стандартов, которые и должны определить возможности и уровень школьной подготовки. Но при этом нельзя забывать, что в школе учат и учатся не только физике или русскому языку. Учит сама школа. Школа может воспитывать честность, а может – лицемерие. Может воспитывать самостоятельность, а может – тупое послушание. И это определяется не столько содержанием учебных дисциплин, сколько характером отношений, существующих в школе. Какие права школа дает детям, а какие отнимает? Какие обязанности выполняют участники образовательного процесса и насколько гарантированы условия, чтобы они могли их выполнять? Что можно сделать в современной школе, чтобы обучение стало менее принудительным? На все эти вопросы мы также пытались найти ответы.

Самая большая ценность в мире – жизнь

Особо следует сказать о секции «Идеи Лихачева и современность» (Лихачевский форум старшеклассников России).

Второй год СПбГУП проводит Всероссийский конкурс работ старшеклассников по этой тематике. В каждом из конкурсов приняли участие более 350 (в этом году 359) школьников России. Положением о конкурсе предусмотрено не только денежное вознаграждение (первое место – 50000 рублей), но и поступление и обучение на бюджетной основе в СПбГУП. В прошлом году жюри, которое возглавляет почетный доктор СПбГУП писатель Даниил Гранин, признало лучшим сочинение петербургской школьницы Даши Яцкевич (теперь студентки факультета журналистики СПбГУП). Ныне первого места удостоилось сочинение одиннадцатиклассницы из санкт-петербургской школы №550 Любы Григорьевой «Самая большая ценность в мире – жизнь».

– Жизнь можно сделать удачной или неудачной, и это полностью зависит от самого человека, – убеждена Люба. – Важно сохранить в ее многогранном течении чистоту и доброту, а также ответственность перед будущими поколениями, как сумел это сделать Дмитрий Лихачев.

Любовь Григорьева собирается поступать на факультет искусств СПбГУП.

Участники конкурса и их педагоги были приглашены на чтения обсудить влияние научных трудов академика Дмитрия Лихачева на формирование мировоззрения современной молодежи, ее нравственных установок и идеалов. Руководил работой секции Альберт Лиханов. Несмотря на то что работа секции проходила в «самый неудачный день», когда в школах России прозвенел последний звонок, в актовом зале СПбГУП собралось свыше 700 человек – представителей школ более чем двух десятков регионов страны.

Десятиклассник из города Вильнюса, победитель конкурса, занявший третье место, организатор регионального конкурса Дмитрия Лихачева Арсений Яковлев рассказал о «Положении русских в Литве», привел случаи дискриминации в республиках Балтии и напомнил, что «демократия подразумевает равенство прав и возможностей».

– В наш век обилия новейших технологий, интеграции информационного общества все чаще звучит призыв к человечности и толерантности, – признала призер регионального конкурса «Идеи Дмитрия Сергеевича Лихачева и современность» в Литовской Республике, ученица 11-го класса гимназии «Ювентус» из Вильнюса Наталья Ломаченкова. – Кажется, теперь уже все больше людей наконец-то начинают понимать, что неприятие и отвержение других культур не обернется ничем, кроме очередных конфликтов, войн, междоусобиц.

В докладах, прозвучавших на форуме, ребята затрагивали проблемы толерантности, истории, философии, и, по отзывам многих именитых ученых, степень их погружения в тему была достаточно глубокой.

Практически в каждом выступлении так или иначе звучало имя академика Дмитрия Лихачева.

Ученица одиннадцатого класса школы №1 поселка Маслянино Новосибирской области Тамара Вологина, работа которой также удостоилась третьего места, рассказала, как в ее родной школе недавно открывали мемориальную доску памяти погибшего воина-афганца Александра Емельянова. На прозвучавший на церемонии вроде бы риторический вопрос, почему уходят лучшие, мать погибшего юноши ответила: «Потому что они служат щитом для живущих».

– Я не погрешу против истины, если скажу, что Дмитрий Сергеевич является для всех нас щитом, – сказала Тамара.

Учащаяся одиннадцатого класса школы №5 из Якутска Анастасия Спицына призвала задуматься над словами академика Дмитрия Лихачева: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

На форум старшеклассников заглянул и ректор СПбГУП Александр Запесоцкий. Александр Сергеевич как бы между делом вспомнил о том, как подростком носил перелицованный пиджак, «даже не отцовский, а дедушкин».

– Нынешнему поколению, к счастью, уже трудно в это поверить, но даже тогда, когда у людей не было еды в этом городе, когда была блокада, люди жили духовной жизнью и приходили во время блокады, практически умирая от голода, слушать симфонию Шостаковича, – продолжил профессор. – Духовное у нас в России должно быть выше материального. Мы живем в трудное время, когда вдруг начинают все ориентиры смещаться. Я вижу по нашим студентам: иногда они хотят легкого быстрого успеха. Хотят, чтобы удача пришла вместо настоящего, заслуженного интеллектуальной жизнью, упорным трудом успеха. И для нас, конечно, символ – Дмитрий Сергеевич Лихачев. Человек, который, наверное, мог жить достаточно богато (он публиковался за рубежом, получал академическую зарплату), но ему это было всегда значительно менее интересно, нежели настоящая духовная жизнь, русская культура. И он очень много сделал для страны, потому что в первую очередь, конечно, жил духовными ценностями. Я хочу, чтобы и вы прошли по жизни с пониманием истинных ценностей. Благодаря собравшимся в этом зале, благодаря таким, как вы, ребята, люди моего поколения могут быть уверены: будущее нашей культуры, будущее нашей страны небезнадежно. Мир вокруг нас с вами будет таким, каким мы его построим.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте