search
main
0

Диалог дружбы, или Школа без конфликтов

В образовательных организациях Москвы все большую популярность приобретает практика решения конфликтов с применением примирительных технологий. О работе школьных служб примирения рассказал руководитель Городской службы примирения ГППЦ ДОНМ Антон КОНОВАЛОВ.

 

– Антон Юрьевич, с каждым годом количество школьных служб примирения в Москве растет. Почему, на ваш взгляд, именно примирительные технологии оказались столь востребованы сегодня?

– В основе деятельности школьных служб примирения лежит восстановительный подход, известный как практика разрешения конфликтов с 80‑х годов прошлого века. Это технология, доказавшая свою эффективность, проверенная временем.

Первая служба примирения, основанная на принципах восстановительного подхода, в московской школе была создана в 2000 году. Идеи и принципы восстановительного подхода, лежащие в основе концепции школьных служб примирения, близки педагогике сотрудничества, традиционным российским практикам примирения (например, в русских деревнях существовал сельский сход, когда всем миром собирались и мирно все решали), семейным традициям (например, реагирование родителями на кражи своих детей, когда родители идут вместе с ребенком извиняться и договариваться об исправлении ситуации). Принципы и ценности восстановительного подхода и делают его приоритетным для применения в школьной практике: не изгонять, не наказывать, не травить, а восстанавливать отношения, заглаживать причиненный вред, принимать на себя ответственность за исправление ситуации.

– В чем отличие службы примирения от остальных способов реагирования на конфликты?

– Волонтерами служб примирения создаются условия для самостоятельного решения конфликтов, причем путем переговоров, в которых стороны сами придумывают решение, которое устроит всех, и, соответственно, принимают ответственность за принятые решения. При этом для службы примирения неприемлемы давление, манипуляция, угрозы, травля, требования изгнать (уволить, отчислить). Служба примирения категорически не принимает идеи «нет человека – нет проблемы», «если все, кроме одного, довольны, то один должен смириться» или «в конфликте всегда виноваты оба, каждый другого спровоцировал».

Служба примирения – это не торг «если не хочешь наказания – пообещай извиниться» и не присмирение «прекратите конфликтовать, если не хотите последствий». Служба примирения не психологическая работа. Она не тестирует, не дает рекомендаций и заключений. Служба примирения не расследует, не ищет виноватых, не пытается перевоспитать детей или родителей. Это нейтральный посредник при урегулировании спорной или конфликтной ситуации, который организует встречу для участников спора. Предварительно он обсуждает с ними нюансы сложившейся ситуации. И только когда каждая сторона дает добровольное согласие сесть за стол переговоров, проводится примирительная встреча.

Служба примирения приглашает стороны к принятию на себя ответственности, к сотрудничеству, взаимопониманию, заботе, уважению, достоинству, прекращению обид и вражды, а если был причинен вред – к заглаживанию этого вреда.

– Говоря о службах примирения, мы обязательно имеем в виду восстановительный подход? В чем в таком случае его преимущество?

– Специфика восстановительного подхода заключается в том, что он, вопреки устоявшейся практике применения авторитарного способа решения конфликтов, позволяет рассматривать ситуацию в ином, недерективном, ключе.

Восстановительный подход – это не просто «услуга быстрого разрешения конфликта». Основные преимущества заключаются в том, что применение примирительных технологий ставит всех участников конфликта (учеников, родителей и педагогов) в равные условия, позволяет им самим загладить причиненный вред и принять ответственность за свои шаги в дальнейшем, обеспечивает возможность мирного сосуществования на общей территории, совместного будущего без мести, обиды, перевода ребенка в другую школу и других подобных радикальных шагов.

– Как устроена Городская служба примирения и как происходит ее взаимодействие со школами?

– В 2021 году в Москве на базе Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы был запущен проект «Городская служба примирения». Целью этого проекта стало формирование безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений путем развития школьных служб примирения.

Для успешного осуществления проекта был разработан стандарт организации деятельности школьных служб примирения в Москве, предусматривающий трехуровневую структуру работы.

Первый уровень – внутришкольный. Это организационная структура с обученными специалистами, в состав которой обязательно входят заместитель директора по воспитанию, школьники-волонтеры и родители-волонтеры. Классные руководители применяют восстановительные практики в своей работе, а также предполагается развитие групп поддержки служб примирения.

Второй уровень – опорные площадки, где опытные ШСП готовы оказать методическую поддержку начинающим. Такое взаимодействие между специалистами разных служб примирения способствует формированию профессионального сообщества ведущих восстановительных программ, в котором специалисты находятся в относительно шаговой доступности.

Третий уровень – городская служба примирения, в которой работают специалисты-эксперты, обеспечивающие организационную и методическую работу. Городская служба примирения включается в наиболее сложные случаи, где ресурсов школьной службы и педагогической команды уже не хватает.

Для поддержки школьных служб примирения специалисты ГСП ежемесячно проводят открытые вебинары, супервизии по сложным случаям, встречи опорных площадок, выступают на городских мероприятиях Департамента образования и науки, в СМИ, поддерживают городской клуб для школьников-волонтеров ШСП «Диалог дружбы».

Вся организационная информация о службах примирения Москвы объединяется на едином интернет-ресурсе https://forum.gppc.ru. Здесь размещены нормативные документы, стандарты и другие материалы, проходит обучение специалистов образовательных организаций – будущих волонтеров ШСП и классных руководителей, готовых реализовывать в своей профессиональной деятельности малые восстановительные практики. Каждая служба примирения имеет свой рабочий кабинет, в котором видит свою активность и дальнейшие шаги.

Именно стандартизированные условия позволяют оценивать и анализировать работу школьных служб примирения на соответствие восстановительным принципам и принятому стандарту.

– Как можно обратиться в службу?

– При возникновении конфликта ученик или учитель могут обратиться за помощью к куратору школьной службы примирения или любому из членов команды, в том числе школьнику-волонтеру. Присутствие школьников-волонтеров в службе важно, поскольку часто в поддержке нуждаются именно ученики, а сверстники могут говорить друг с другом на одном языке.

А если необходима помощь специалистов ГСП, можно заявить о проблеме непосредственно на ресурсе https://forum.gppc.ru (зеленая кнопка).

– Каковы, по-вашему мнению, перспективы внедрения примирительных технологий в практику решения конфликтных ситуаций в образовательных организациях города?

– Школьные службы примирения создаются в качестве ресурса разрешения конфликтов внутри образовательных организаций. В прошлом году участниками восстановительных программ стали около 3800 учеников 483 столичных школ. И количество школ – участниц проекта неуклонно растет.

Вы видим работу службы примирения как часть воспитательной программы школы, направленной на возрождение сообщества, укрепление в школе ценностей взаимопонимания и диалога, совместного решения проблем, заботы и взаимной ответственности.

Анна КОНДА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте