Одним из ключевых вопросов, которые обсуждали участники форума «От результатов школы к результатам России», инициированного Содружеством школ личностно ориентированного образования, стала проблема оценок и отметок. Как отметил академик РАО, доктор педагогических наук, руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, на эту тему люди спорят уже очень давно, но единого подхода пока не выработано.
– Я так понимаю: отметка – это в спорте, где можно совершенно объективно замерить высоту планки или вес штанги, – сказал Виктор Болотов. – А вот оценка – это более субъективное, когда человек сегодня что-то делает лучше, чем вчера, и тогда очень важно оценить его прогресс, дать обратную связь. Связь эта нужна не только ученику, чтобы понимать, на каком этапе развития он находится, но и учителю, чтобы фиксировать интенсивность роста и развития школьника.
Виктор Александрович высказал мнение, что разговоры о том, какая система оценивания лучше – 5‑, 10‑, 12‑, 20‑ или 100‑балльная, – не столь существенны, ибо гораздо важнее другое – переход от «вычитательной» системы к «накопительной». Ведь в сложившейся ситуации «5» можно получить, если ты дал безукоризненный ответ и к тебе нельзя придраться. Но если есть какие-то недочеты, огрехи, ошибки – из этой пятерки учитель начинает вычитать 1, 2, 3 балла. На самом деле это очень сильно бьет по мотивации к обучению, поскольку заставляет в любом ответе ученика искать недостатки, а не отмечать достижения. Что интересно, столь ругаемый многими ЕГЭ, равно как и известные всем международные исследования качества образования, построен именно по накопительному принципу. Значит, положительный опыт следует перенимать и всем нам.
– И потом, хочу напомнить, что у нас во ФГОС есть слова о личностном развитии, – напомнил академик. – А как его оценивать? Мне кажется, тут возможно только индивидуальное оценивание, без каких-либо отметок. То же самое можно сказать и про оценивание компетентностей.
Более подробно на эту тему говорили на круглом столе «Из практики внедрения современных форм оценивания в образовательном процессе (критериальное/формирующее оценивание)». В частности, заместитель директора вологодской школы №26 Ирина Малова рассказала о разработке внутришкольной системы оценивания образовательных достижений обучающихся на основе критериального оценивания и 10‑балльной шкалы.
– За период обучения в старшей школе у нас проходят три образовательные сессии, – повествовала Ирина Вадимовна. – Первая называется «Образовательный дайвинг», она рассчитана на учеников 10‑го класса и проводится 2‑3 сентября. Ребят знакомят с новыми условиями обучения, рассказывают им о целях среднего образования, о выстраивании индивидуальной образовательной траектории, формировании классных коллективов. Позже, уже в середине марта, для них проводится сессия «Погружение в предметность», где проходит знакомство с особенностями содержания и форм изучения отдельных предметов на другом уровне, а также организуется предзащита индивидуального проекта или исследовательской работы. Наконец, в 11‑м классе, в декабре-январе, для ребят организуется сессия «Сделай сам». Она направлена на развитие социальных и личностных компетенций в процессе подготовки и проведения занятий в рамках общегимназического проекта «День науки и искусства» по определенной теме. Особенности образовательных сессий в том, что материал носил полидисциплинарный характер, используются различные форматы работы.
По словам Ирины Маловой, для каждого из форматов работы создан самостоятельный инструмент оценки (оценочные листы, экспертные заключения, таблицы и так далее). Правила проведения, параметры и критерии оценки каждой формы работы сообщаются участникам заранее. Оценивание проводят от одного до трех экспертов одновременно, при этом оценивание включает как взаимо-, так и самооценку. Наконец, проводится оценка разных групп результатов – метапредметных, предметных (балльно-рейтинговая система), личностных (оценочное суждение).
Вот как «Образовательный дайвинг» выглядит на практике, в расписании. На первом уроке проходит целевая установка на работу, беседа «Мир современных профессий», класс делится на группы. На втором уроке идет интерактивная беседа «Моя будущая профессия» (работа в группах). На третьем уроке – мини-лекция «Навыки XXI века» (15 минут), класс перераспределяется на группы по 6‑7 человек. Третий урок плавно переходит в четвертый, на котором проводится деловая игра по навыкам XXI века в группах. За 15 минут до ее окончания ментальные карты размещают в рекреации и проводится голосование. На пятом уроке – мини-лекция «Целеполагание» (технологии SMART, метод OKR – objectives and key results – «цели и ключевые результаты»), работа по классам, постановка общешкольных целей, «колесо баланса» (с делением класса на 3 группы). Наконец, на шестом уроке идет разработка в группах и обсуждение показателей достижения целей (в технологии ЦКР – центров кластерного развития).
Аналогично проходит и второй день.
«Погружение в предметность» выглядит несколько иначе. Для каждого из направлений определяются два блока: филологического/лингвистического – английский (или французский) язык и литературоведение; социально-гуманитарного – живая латынь и прикладной английский; социально-экономического – математика в экономике и экономическая география Свердловской области. Для инженерного направления – элементы высшей математики и робототехника, а для естественно-научного – органическая химия и лабораторный практикум с решением задач по биологии.
Оценивание на этой сессии проходит по системе «10 баллов за каждый блок занятий», при этом оценивается новый материал, задачи нарастающей сложности и труднодостижимый максимум. Ученику это дает возможность понять реальный уровень его возможностей в новой образовательной ситуации, соотнести свое представление о дальнейшем образовании, а также задуматься о правильности своего профессионального выбора. Учителю же это помогает определить готовность учеников к дальнейшему образованию.
На предзащите индивидуальных проектов каждый ученик получает бланк с описанием регулярных, познавательных и коммуникативных УУД, подробно расписанных по пунктам. За все это можно получить до 20 баллов. Еще 20 можно получить на «Визитке проекта», где также оценивается наличие актуальности, противоречий и проблем, гипотезы, объекта, предмета, плана работы и так далее.
– Ежегодно 25 января, то есть на третьей сессии, у нас проходит День науки и искусства, – сообщила Ирина Вадимовна. – Для ребят это возможность погрузиться в историческую эпоху и тему, при этом у них есть возможность посетить занятия по выбору. Мы предлагаем им особые формы работы, приглашаем преподавателей из других образовательных организаций и почетных гостей, а также организуем концерты, выставки, музеи и так далее.
Особо важна обратная связь, которая осуществляется в том числе и с помощью размещения на досках стикеров, анкетирования детей, проведения опросов и так далее.
Но самое интересное – это разработанный в школе №26 общий рубрикатор для всех предметов и видов деятельности. С правилами критериального оценивания можно ознакомиться на сайте http://26shkola.ru/демоверсии-ким/.
– Использование данного подхода позволяет детям выстроить свою индивидуальную траекторию с учетом результатов, родителям – видеть перспективы роста, – подытожила Ирина Малова. – Существующую пятибалльную систему справедливо критикуют за закрытость и необъективность, да и пора уж признать, что она давно превратилась в трехбалльную. Но поскольку с введением ФГОС пришло критериальное оценивание, где критериями выступают ожидаемые результаты, необходимо искать новые пути повышения эффективности нашей работы. Именно с этой целью в 2015 году мы вступили в Содружество школ личностно ориентированного образования и начали работать в контексте критериального/формирующего оценивания. Будем рады услышать ваше мнение об этом!
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии