Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Детство в России. Проблем все больше, а ребят все меньше. Наталья РИМАШЕВСКАЯ, директор Института проблем народонаселения РАН

Учительская газета, №25 от 17 июня 2003. Читать номер
Автор:

Не секрет, что значение каждой страны и ее успехи в самых различных сферах определяются в значительной мере состоянием ее населения. А будущее – состоянием ее детства и юношества. Понятно, почему именно проблема детства стала для нашего института самой важной. Россия нынче находится в стадии серьезной депопуляции. Эта стадия настолько серьезна, что требуется проанализировать события, предшествовавшие ей, ответить на очень важный вопрос: «Что за последние десять лет сделано в нашей стране для человека?»

СтатфактЗа минувшее десятилетие население России реально уменьшилось на 8 млн. человек.Минимальная зарплата в России составляет 20 процентов от прожиточного уровня.40 процентов работающих граждан имеют зарплату ниже прожиточного уровня.Зарплата низкооплачиваемых россиян в 30 раз меньше зарплаты высокооплачиваемых сограждан.Доходы россиян, занимающих в рейтинге первые десять разрядов, в 14 раз больше доходов россиян, занимающих в этом рейтинге последние десять разрядов.Пять процентов самых богатых россиян богаче, чем пять процентов самых бедных россиян, ровно в сто раз.

Комментарий «УГ»На Московском Давосе Президент России В. Путин пообещал, что в 2010 году «мы будем жить счастливо». Что означает это в конкретных цифрах?Прожиточный минимум в 2010 году, по прогнозам ученых и экономистов, достигнет уровня 100, а средняя заработная плата – 500 долларов.Ниже минимальной заработную плату будут получать только 5 процентов россиян.Средний доход вырастет до 400 долларов на душу населения в месяц.По международным нормативам самыми нищими считаются те, кто имеет доход в размере одного доллара в день. Бедняк тот, кто имеет доход от доллара до двух, при условии, что он проживает в Африке или в Азии. Для европейца уровень бедности фиксируется при доходе в 4 доллара в день.Так что наш «набор счастья» в 2010 году будет идентичен «набору проблемной жизни» в Европе 2001 года.То, на что мы ориентируемся сегодня как на прожиточный минимум, в два раза ниже того, что мы имели в 1990 году.Реализовать социальные реформы в том виде, в каком они устроили бы основную часть населения, по мнению ученых, можно только при двух условиях. Первое – увеличить долю зарплаты и вообще оплаты труда в ВВП. Второе – при существующем распределении собственности и доходов установить иные механизмы перераспределения. Но! Как известно, пять процентов собственников имеют в своем распоряжении 75 процентов общественных ресурсов. Просто так никто ничего не отдаст и ни с кем делиться не будет. Как свидетельствуют последние события (объединение «ЮКОСа» и «Сибнефти»), собственники приобретают все большую политическую и экономическую власть в государстве, на будущих выборах в Государственную Думу они могут приобрести еще и большую законодательную власть. О влиянии на власть исполнительную можно даже не говорить – оно есть, и довольно сильное.

Семья в присутствии и отсутствии рубля

Семья не хочет иметь детей, она считает их обузой. Естественное, данное природой желание продолжить свой род, передать ребенку традиции постепенно уходит в прошлое, уступая место трезвому, прагматическому расчету. Семья размышляет главным образом о том, осилит ли ее бюджет содержание нового члена семейного коллектива, и частенько принимает решение отрицательное. Почему так происходит? Потому что население получило от всех реформ, реализуемых в России, пять проблем и два следствия.

Первая проблема – падение уровня жизни. Уровень жизни – вообще категория очень сложная, это не только доходы, зарплата и потребление, которые могут меняться с течением времени по-разному, но и структура доходов, расходов, потребления, которая тоже изменяется и серьезно влияет на уровень жизни. И на здоровье семьи! Например, для оценки уровня жизни во многих развитых странах используется такой показатель, как потребление мяса. По этому показателю мы вернулись примерно к первой половине 70-х годов. Что это значит для семьи и детей? Мясо, как известно, это белки животного происхождение, для того чтобы дети не были слабоумными, их надо соответствующим образом кормить, мясом в том числе. У нас же есть семьи, которые могут позволить себе мясо раз в неделю или даже раз в месяц, а есть и такие, что вообще не могут позволить себе даже самые дешевые мясопродукты.

Вторая проблема – очень большой слой бедного населения, чуть больше 50 млн. россиян находятся за границей прожиточного минимума, их потребление ниже физиологического уровня и потребностей.

Третья проблема – сильная поляризация доходов. Я никогда не агитирую за возвращение в советское прошлое и не сторонница того, чтобы сравнивать сегодня и вчера. Но нельзя не отметить того, что в советские времена разрывы в зарплате никогда не превышали показателя 3,5 – 4 раза.

Четвертая проблема – это безработица. В последние годы она то повышается, то снижается, но в среднем мы имеем от 6 до 10 и более процентов безработных по отношению к экономически активному населению. К сожалению, большую часть безработных составляют профессионалы, имеющие высокий уровень образования.

Наконец, последняя, пятая проблема – это разрушение той системы социальной защиты и инфраструктуры, которые существовали в тоталитарное время. Мы сегодня готовы забыть об этих системах, но в некоторых секторах нашего общества сделать это практически невозможно. Например, то, что произошло с нашим здравоохранением, образованием, пенсионным обеспечением, – это следствие развала былых систем. Правда, реформаторы частенько упрекают население в том, что оно-де смотрит на государство и ждет от него каких-то благ. На самом деле это не так, это ложная мифологема, которой пытаются оправдать свои действия неолибералы. Я, например, не знаю, какие слои населения нынче просто смотрят на государство и ждут его помощи безо всяких на то оснований. Этого давно нет.

Другое дело, что население внимательно смотрит на государство и ждет от него решения этих узловых проблем, оценивает социальные стратегии госвласти. Что происходит в социальной сфере? Реформаторы пытаются решить то одну, то другую проблему, но увы… И понятно: тут нельзя торопиться – надо нацелиться на решение всего комплекса проблем и проводить реформы в социальной сфере (и в экономической тоже!) в течение довольно длительного периода. Мало того, все компоненты социальной реформы должны трансформироваться как бы одномоментно, но при этом нужно видеть в этом комплексе главное – то основное звено, взявшись за которое, можно вытянуть всю цепь. Таким главным звеном, мне кажется, должна стать забота о детстве и юношестве, которая на самом деле станет заботой о будущем нашего государства.

Государство сильно интеллектом

Перечислив пять проблем, я теперь скажу и о двух следствиях. Первое – естественная убыль населения: мы теряем от 500 до 800 тысяч россиян ежегодно как разницу между количеством рождающихся и количеством умирающих. Прогнозы в этом смысле далеко не ободряющие. Второе следствие – потери не только количественные, но и качественные. Мы теряем те качества, которые связаны с физическим, психическим и социальным здоровьем, мы теряем интеллектуальный потенциал нашего генофонда.

В самом деле, основное богатство России – это не только природные ресурсы и уникально большая территория. Главное богатство страны – это ее граждане, ее интеллектуальный потенциал и особенный генофонд, который отметил Питирим Сорокин, исследуя процессы, которые протекали в России в начале прошлого века.

Наш институт проводит много исследований, которые связаны с изучением того, что происходит с нашими детьми от рождения до взросления. Одно из проводимых исследований, как мне кажется, довольно необычно тем, что мы наблюдаем изменения (физические, психические, социальные и иные) с момента рождения человека в режиме реального времени, открывая тайну того, как и почему человек меняется на протяжении лет. Такой мониторинг, который мы начали проводить еще 30 лет назад, позволяет нам ответить на многие вопросы, понять, где истоки проблем и что происходит в нашей стране.

Сегодня мы озабочены внедрением новых технологий в обучении, в частности, информационных технологий, думаем о новациях в образовании и на производстве. Между тем статистика показывает: 40 процентов подростков, оканчивающих школу, по состоянию здоровья не могут выбрать профессию, которую хотели бы. Это уже определяет структуру наших трудовых ресурсов. То же самое касается, скажем, и армии: молодые люди не могут освоить и использовать новые средства вооружения, которые делают Вооруженные Силы современными на самом высоком уровне.

Около миллиона детей не могут получить стандартное образование по причине плохого здоровья. 10 процентов детей не в полной мере осваивают программу школы. Платность школьного и вузовского образования, которая внедряется чуть ли не явочным порядком, очень сильно ограничивает возможности бедных групп населения для получения качественного образования. Наши наблюдения в Вологодской области показывают, что за последние пять лет в 1,5 раза увеличилось количество семей, которые, по их собственному признанию, не могут дать детям высшее образование, потому что у них нет требуемых на это средств. Все это, вместе взятое, конечно, сказывается на воспроизводстве интеллектуального потенциала. В целом мы его теряем, и нужно очень четко себе это представлять.

Мы не можем и не должны проходить мимо асоциального поведения детей и молодежи. У нас много безнадзорных и беспризорных детей, постоянно идет подсчет их количества, наше исследование показало, что в таком состоянии находятся 1,8 млн. человек. При общей тяжелой экономической ситуации в стране, когда четверть населения находится за границей прожиточного минимума, беспризорных и безнадзорных детей могло бы быть и еще больше. Ведь коль скоро семьи находятся в таком состоянии, значит, дети, которые там живут и воспитываются, не удовлетворяют многие свои потребности. Причем не только в образовании, но и в питании, и в одежде. Поэтому, если ситуация не изменится, нам не придется рассчитывать на увеличение рождаемости в семьях.

Кормить, лечить, поддерживать

Демографы всерьез обеспокоены грядущим количественным уменьшением населения. Особую обеспокоенность вызывает прогнозируемое уменьшение количества детей. В середине текущего столетия у нас будет всего 10 млн. детей в возрасте до 15 лет, что составит всего лишь 12 процентов от общей численности населения. Есть несколько причин снижения рождаемости. Одно плохо поддается регулированию, потому что демографические процессы чрезвычайно инерционны – сколько есть женщин в детородном возрасте, столько детей и родится, не больше. Кроме того, у нас высокая младенческая смертность. В России сегодня этот показатель в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. Детская смертность – такой фактор, который находится в руках человеческих. Тут должны сыграть значительную роль медики. Но не только от них все зависит. Есть много социальных факторов, определяющих эти процессы.

И это еще не все. Исследования показывают: каждое следующее поколение обладает меньшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. То есть наши дети слабее нас, а наши внуки и правнуки будут слабее наших детей.

Исследования показывают также, что все это связано прежде всего с состоянием матери и семьи. Нынче около 50 процентов матерей (беременных и кормящих особенно) страдают анемией, а скажем, в 90-е годы анемия у беременных женщин была редкостью.

Может, эти праздники взять и отменить?

Возникает резонный вопрос: что делать? Не причитать по поводу демографической катастрофы, а для начала кормить матерей, чтобы они не рожали больных детей, потому что не имеют нужного набора витаминов, выдавать беременным и кормящим матерям питание бесплатно. Как маленьким детям. Мне кажется, проблемы детства требуют особого внимания, поэтому если уж нет денег (а их у нас всегда не хватает во всех бюджетах!), то, может быть, отказаться на время – скажем, на один год! – от всех праздников и направить все деньги на заботу о детях?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту