Елена ПЕЛИХ, директор прогимназии №1882, руководитель РЦ «Знаю много языков», заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Эстетическое воспитание» МГГУ имени М.А.Шолохова, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук: Каждый из родителей, и мама, и папа, желает своему ребенку счастливого детства. Но что такое счастливое детство? Этот вопрос я задавала себе много раз. Мы видим наших ребят красиво одетыми, веселыми, довольными. Все это очень хорошо, но это лишь частица счастья… Жизнь длинна, а детство коротко. Поэтому на вопрос, что такое счастливое детство, ответ дает лишь итог всего жизненного пути…
Я работаю директором прогимназии пятнадцать лет, а до этого наша прогимназия была простым районным детским садом. Через год к нам присоединили еще одно здание, и мне пришлось решать непростую задачу – создавать учреждение для детей от 6 месяцев до 10 лет. Все знают, что вопрос преемственности дошкольного и начального школьного образования один из самых сложных в педагогической практике. Читая теорию, все понимаешь, начинаешь осуществлять на практике, сталкиваешься с целой глыбой проблем и вопросов.
Самым сложным для меня было соединить два совершенно разных сообщества: воспитателей и учителей (с обслуживающим персоналом коллектив насчитывает около 100 человек). При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании. Сейчас особенностью этого дружного и высокопрофессионального коллектива стало сочетание мудрости заслуженных педагогов с творческими поисками молодежи, желающей найти новые пути реализации своих идей. Но это сейчас… А в прошлом были долгие годы поиска становления коллектива, подбор профессиональных кадров, обучение молодежи, самостоятельное решение кадровых вопросов и другие текущие проблемы.
Ставя перед собой ту или иную задачу, я все время думала о том, что дети в школе или детском саду больше проводят времени, чем дома. Следовательно, прогимназия – учреждение, которое не только учит и воспитывает, а готовит ребенка к взрослой жизни, дает путь к познанию самого себя, своих возможностей. Жан Пиаже, детский психолог, говорил, что взрослый мир не враждебен ребенку, но все равно чужд и непонятен ему. Ребенок должен постепенно приспособиться, отказаться от прекрасных грез детства и принять мир таким, каков он есть. Поэтому, говоря о важности сохранения детской культуры в современном обществе открытой информированности, следует помнить о необходимости осторожно и бережно относиться к ценностям мира детства, не ускорять процесс взросления, помня, что детство коротко. Детство отделено от взрослой жизни гранью ответственности за время.
Детство – это пространство ребенка, которое он охраняет, отгораживаясь от взрослого, в котором душа ребенка становится или открытой миру взрослых, или отчужденной. Именно в этот жизненный период наша задача гармонизировать отношения ребенка с миром.
Сегодня, открыв в прогимназии центр игровой поддержки и группы кратковременного пребывания, мы создали среду для детей с 6 месяцев. Мамы и папы приходят вместе с детьми на занятия к педагогам, психологам, делятся опытом, учатся играть вместе с детьми. Это очень напоминает семейную школу. Мы приучаем их соблюдать режим питания, сна, бодрствования, рассказывая, что упорядоченная система жизни дисциплинирует работу мозга, способствует правильному функционированию организма. Ведь наша дружба начинается с незначительных на первый взгляд деталей повседневного общения, в которых рождается взаимопонимание, идет трудный и радостный процесс воспитания Человека.
Характер взаимоотношений матери и ребенка – одна из важнейших педагогических проблем. У ребенка существует привязанность к матери, и группы кратковременного пребывания помогают ему адаптироваться к детскому саду. Главное наше достижение состоит в том, что у ребенка формируется потребность в общении, потребность в познании. Он умеет при помощи взрослого преодолевать пространство, занимаясь то в музыкальном зале, то в физкультурном, начинает умело манипулировать игрушками и пользоваться речью. За этими, кажется, простыми слагаемыми его поведения скрываются колоссальные психические достижения.
«Дети – непризнанные гении, они овладевают миром со сверхчеловеческой энергией. Ничто не может сравниться с этим первым толчком жизни, с этим первым ростком души». Я привожу эти слова Анатоля Франса, разумеется, отнюдь не в качестве научного аргумента, а просто разделяю с ним восхищение теми достижениями, которые демонстрируют нам годовалые дети…
В среде родителей часто встречается мнение о том, что будущее ребенка зависит от наследственности. Не только способности, черты характера, нравственный облик, считают они, наследуют дети от родителей. Но часто взрослые забывают о здоровье ребенка, хотя достаточно вырастить его здоровым – все остальное произойдет само собой.
Природа дает ребенку огромную потенциальную жизненную силу, активность, энергию. При правильном физическом воспитании, постоянном движении и закаливающих процедурах этого запаса должно хватить на самую долгую по земным представлениям жизнь. Человечество ХХI века во много раз менее подвижно, чем прежде, а без физических нагрузок, без движения, без закаливания ребенок просто не может нормально развиваться.
Получив лицензию Минздрава РФ, мы создали в прогимназии оздоровительную программу, которая работает вместе с образовательной. Сегодня нужно говорить о том, что недостаточный уровень здоровья детей приводит к ограничению жизненных и социальных функций, свойственных их возрасту. Это проявляется в ограничении физических возможностей, мобильности, в подготовке и профессиональной деятельности. Поэтому от нас, от образования требуется не только декларировать сохранение здоровья, но и учесть факторы школьного обучения.
Совместными усилиями учителей, психологов и медиков была разработана оздоровительная программа. Это один из разделов образовательной программы в начальной школе прогимназии, которая начала свою работу с 2006 года. Ее цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов.
Врачи прогимназии провели мониторинг состояния здоровья. В процессе мониторинга были определены характер заболеваний и группы здоровья, проведена диагностика состояния здоровья по классам на основании анкетирования родителей, проанализированы показатели физического развития детей. И началась кропотливая работа… Лечебная физкультура, массаж, физиопроцедуры, витаминотерапия, фитотерапия, ароматерапия, гидромассаж стоп, оздоровительные напитки – это лишь часть мероприятий нашей программы.
Следует отметить, что одним из направлений во всей оздоровительной работе стала работа с семьей. В настоящее время выделилась группа родителей, рабочий день которых заканчивается поздно вечером, и ребенка из школы забирает бабушка или няня. В таких семьях дети видят родителей только в выходные дни. Тут вся наша работа направлена на воспитание уважительного отношения к своему здоровью, ответственности за свое здоровье и здоровье близких людей. Эти критерии закладываются с раннего детства.
В результате мы и пришли от здоровья к умственному развитию. При современном темпе развития общества потребность постоянно учиться и переучиваться становится важнейшим «рабочим» качеством. Стремительный ХХI век делает все более явной необходимость воспитания самостоятельного, активного и ответственного ученика. Ведь мы работаем с современным ребенком, который так отличается степенью свободы, восприимчивостью к обучению, самостоятельностью к познанию мира, приобретению собственного опыта. Впоследствии именно эти приобретения будут определять содержание психики ребенка, его интеллект, характер, чувства, отношение к людям, труду, к самому себе.
Наша школа главной целью считает Человека, развитие ребенка, все же остальное – условия для этого развития. Из всех показателей оценки школы главное – самочувствие в ней Человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Воспитание и обучение эффективны тогда, когда есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке.
Наша задача – наполнить первые школьные годы ребенка радостью познания, глубокого и активного проникновения в мир живой природы, книг, музыки, спортивных и обучающих игр, содержательной деятельности, учить только нужному и интересному. Следовательно, необходимо отобрать нужное и сделать его интересным. Ведь возможности ребенка поистине безграничны!
Комментарии