Писать стихи – искусство. Плохие или хорошие. Востребованные или нет. Просто искусство. Люди, обладающие даром стихосложения, как правило, романтичны и возвышенны, наблюдательны и рассеянны. У них наверняка активная жизнь, множество разных впечатлений и главное – непостоянство взглядов и идей.
Так я думала, пока не встретила Светлану Николаевну Шухлову, классного руководителя 11-го класса Луговской средней школы Таврического района Омской области. Она пишет стихи легко и просто. «На заказ», когда нужно выручить тех, кто не может придумать что-нибудь эдакое на очередное мероприятие. И от души, когда хочется объяснить многое, не сказав почти ничего. Она поэт. Романтична … наверное. Ее кабинет утопает в цветах – редких и необычных. Среди них почти незаметен огромный плакат «Ты готов к ЕГЭ?». А вот непостоянство взглядов – уж точно не про нее. На 31-м году педагогической деятельности изумляется моему вопросу:
– Уйти из школы? Никогда. Зарплату бы добавили – это да. Да и это не обязательно, уже привыкли. Вот хорошо бы, чтобы классному руководителю вместе со списком должностных обязанностей выдавали видеокамеру, цифровой фотоаппарат, палатку и так далее.
Она не шутит, но с ней весело. Она пишет стихи, но математик. Она не знает нот, но сочиняет песни. Она уже немолода, но это новость для всех, кто ее знает. Особенно для детей. Ее детей, а их у Светланы Николаевны много – пять выпусков по 25 человек в среднем. «Я мать-героиня», – говорит Светлана Николаевна. Наверное, это звучало бы пафосно, а потому не очень правдоподобно, если бы речь шла о взаимоотношениях учителя и учеников. Но нет, речь – об ее отношении к детям, как к своим. Родных двое: дочь, социальный педагог одной из школ Омска, и сын, студент Омского государственного педагогического университета. «Родные классные» и «совсем родные» спутывались, смешивались и росли вместе. Дочь родилась 20 мая, и дети второго выпуска пришли поздравлять классную маму в роддом после последнего звонка – в белых фартучках и бантиках. Дочь росла с третьим выпуском, сын с нынешним, пятым.
– С пятым мне легко, – улыбается Светлана Николаевна. – Шестеро из 21-го – мои «внуки». То есть дети первых выпускников, тех, кто меня младше на 8-10 лет. Встречаемся и общаемся каждое лето в обязательном порядке. А бывает и неожиданно. Отъявленный двоечник первого выпуска, почти четверть века назад закончивший школу, принимает душ, и вдруг звонят товарищи: «Классной – 50!» Смыл мыло – и бегом по магазинам. Никого не ждала, а все пришли. На капусту, я ее хорошо мариную, и все мои ученики ее любят. Я вообще люблю вкусно поесть, а еще люблю, чтоб уважали старших, младших и друг друга.
Светлану Николаевну есть за что помнить каждому. И каждому – за свое. Мальчик стеснялся и обижался на прозвище «казах», да и не напрасно. Долго думала классная, как помочь. И ведь придумала, благо класс многонациональный. Решила, что необходимо поближе познакомить детей с культурой разных народов на примере национальной кухни. Так, скажем, проложила путь к уважению наций… через желудок. Неделю всем классом ходили в гости друг к другу. В семью украинцев – ох и вкусное сало было специально приготовлено к этому случаю! Казахи угощали закваской из молока – приятнее напитка, наверное, не бывает. Русские кормили, естественно, сибирскими пельменями, немцы – студнем, армяне – чем-то очень вкусным из тонкой-тонкой лепешки. Рассказывали рецепты, вспоминали ритуалы приготовления. Названия всех съеденных блюд дети уже забыли. А вот про уважение к людям разных национальностей помнят. И парень тот, что стеснялся быть «казахом», теперь гордится культурой своего народа. Учителем стал – математики, кстати. И когда его ученики не могут выполнить сложное задание, говорит им хитрым голосом: «Что, сдаетесь, как враги под Москвой?» Ну впрямь, как Светлана Николаевна. А у студентов политехнического университета принято отзываться о сложном задании: «Смерть фашистам!» Чье выражение – тоже не забыли. Народное, говорят, то есть Светланы Николаевны.
Весь май классная со своими выпускниками готовилась к балам. Сразу к трем. Первый – черно-белый, посвященный последнему звонку, второй – радужный, в честь выпускного, а третий, лесной, – бал красных носков. Носки разных оттенков – от темно-розового до светло-бордового в луговских магазинах теперь не сыщешь. Они ведь всем оказались нужны – и детям, и учителям, и родителям. Чуть раньше в торговых точках пропали машинки и куклы – класс Светланы Николаевны «растил» на территории школы Чудо-дерево для малышей из детского сада. Просто школьный тополь, весь увешанный игрушками. Предполагалось – теми, что остались у выпускников, и теперь им, уходящим во взрослую жизнь, не нужными. Но «чудом» увлеклись все: учащиеся, учителя, родители, а потому потребность в игрушках в Луговом резко возросла. И у детсадовцев, и у выпускников глаза лучатся теплом и радостью при напоминании об общем деле. Вспоминают младших, которых никогда не обижают, а заодно и пожилых, которых уважают, а потому не реже одного раза в месяц устраивают день помощи престарелым людям.
А что делать с теми детьми, кто не хочет игр и развлечений, поручений и ответственности, – такие ведь есть всегда? Мне казалось, это самый сложный вопрос.
– Разрешимый, – считает Светлана Николаевна. – Тут народной массовостью завлекать хорошо. Берешь двух, кто хочет, и одного, который не хочет, поручаешь «очень ответственное» дело. Пару дней – и уже все хотят. Главное – вовремя заметить и поддержать. У меня ответственные дети. Все-таки 11-й класс, мы с ними семь лет бок о бок, изо дня в день. И в школе вместе, и на улице, и в гости я люблю ходить, точнее, ездить на велосипеде. Вот написали пробный ЕГЭ, я результаты изучила, проанализировала и покатила разговоры душевные с родителями вести. Вашему, мол, Саше меньше хозяйством надо заниматься, а больше учебой, а у вашего Леши домашнее задание проверять нужно. И так далее. Личностно-ориентированный подход называется. Повезло мне с детьми, теперь вот новых надо брать. Пока чужих. И чужими они мне будут долго, до Нового года примерно, а потом уже все – мои, дорогие и любимые. Люблю я школу, детей люблю. В школе провожу все свое время. Сейчас вдвоем с мужем остались. Он было стал обижаться за невнимание, так я ему объяснила: школа в моей жизни появилась тридцать лет назад, а ты – всего двадцать пять. Ну, кто старше? Ты фермер-агроном, я учитель. У тебя одно поле, а у меня – двадцать семь, чистых и свободных. И я их засеять должна – добрым, светлым и вечным.
Светлана Николаевна Шухлова стала победителем конкурса Таврического районного отдела образования «Самый классный классный 2007 года». Одно из испытаний называлось «Дар природы»: нужно было представить свой талант. Кто-то пел, кто-то танцевал. Шухлова всего лишь читала монолог, но «поле ее разновозрастных детей», пришедших поболеть за классную, ликовало: «Мы знали, что Светлана Николаевна талант, но что такой!»
Таврический район, Омская область
Комментарии