search
main
0

Детский сад будущего: открытые возможности

Детский сад будущего педагоги Московского гуманитарного педагогического института представляют себе как открытое социокультурное дошкольное учреждение, выстраивая модель такого детского сада. О том, как идет работа, рассказывает кандидат педагогических наук, доцент МГПИ Наталья МИКЛЯЕВА.

Детского сада будущего делится на диагностический сектор, коррекционно-развивающий (кабинеты специалистов: учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога) и психотерапевтический сектор, предназначенный для работы с родителями и проведения тренингов детско-родительских отношений, игровой терапии (на базе игротеки и кабинетов педагога-психолога и социального педагога). Кроме того, в учреждении предусмотрено создание специального медицинского сектора (кабинеты массажа и ЛФК, медицинский кабинет для проведения консультаций врачей-специалистов). Для эффективного использования их возможностей ежегодно проводится мониторинг развития детей, создана специальная психолого-медико-педагогическая служба и семейный консультативный пункт, в котором работают ее специалисты. Это позволяет реализовывать комплексное сопровождение коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса, осуществлять профилактику и пропедевтику нарушений развития воспитанников.

Педагоги высшего учебного заведения видят Детский сад будущего как самоорганизующуюся систему, способную выявить потенциалы своего развития, а именно, возможности:

– ранней актуализации индивидуальных способностей детей в условиях предоставления им свободы выбора деятельности и разработки индивидуального образовательного маршрута, взаимного развивающего влияния педагога и ребенка;

– учета потребностей родителей и формирования тесной взаимосвязи: дети – родители – педагоги – наука – общественность – в условиях доверительного общения и конструктивного диалога;

– создания научно-методических объединений и творческих групп педагогов детского сада и представителей педагогической и психологической науки, позволяющих реализовать на практике принцип приоритетного развития личностно-смысловой сферы ребенка, культурно-деятельный принцип образовательной деятельности и принципы создания здоровьесберегающей среды.

Опираясь на данные возможности, специфика модели Детского сада будущего определяется следующими взаимосвязанными составляющими:

– организация предметно-развивающей среды;

– создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми;

– воспитательно-образовательное пространство;

– коррекционно-развивающее пространство;

– включение родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процесс.

Что это такое?

Организация предметно-развивающей среды

Создание полифункциональной предметно-развивающей среды является условием эффективности Детского сада будущего. Что обеспечивает ее полифункциональность?

Это прежде всего:

комфортность пребывания детей в дошкольном учреждении (уютная, домашняя обстановка; наличие мест уединения и психологической разгрузки; численный состав группы не более 18-20 человек; составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и создание условий для формирования разновозрастных групп общения детей, формирования детской субкультуры и др.);

развитие ребенка в процессе разных видов детской деятельности, способствующих формированию интегральных качеств личности ребенка дошкольного возраста и интегративности формируемых знаний и умений, использование интерактивных методов обучения детей и родителей, проведение занятий в условиях выбора альтернативного режима, ориентация на воспитание успешного ребенка, баланс совместной деятельности педагогов и детей (экскурсии, целевые посещения, прогулки, игры, досуги и т.д.) и свободной деятельности детей и родителей (выступления, поручения, домашние задания, выставки, шефская помощь, информация);

формирование целостной картины мира, установление взаимосвязей о природном и социальном окружении при условии приоритетности культурного наследия, опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка и приоритетность формирования ценностных ориентаций и смыслов;

создание положительного имиджа детского сада (эстетическое оформление участка детского сада, прогулочных площадок, здания и внутреннего убранства; взаимосвязь дошкольного учреждения с внешним социумом; взаимодействие культуры и традиций, созданных в детском саду, в семье, в городе, в стране и др.);

включение учреждения в построение единой социокультурной среды (максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную естественную социокультурную ситуацию), организация очно-заочных экскурсий по достопримечательностям Москвы и России, реализация авторских программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, сотрудничества с родителями.

На основе такой среды создается воспитательно-образовательное пространство, однако оно должно строиться как самоорганизующаяся, живая система. Поэтому такое большое значение придается созданию оптимальных психолого-педагогических и методических условий для организации взаимодействия детей и педагогов.

Создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми

В качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих самоорганизацию воспитательно-образовательного пространства, развитие социально организованной деятельности и эмоционально обоснованного и нравственно мотивированного личностного взаимодействия взрослых и детей в процессе создания и оживания предметно-пространственной среды, выступает прежде всего трансформирующаяся модель функционирования групп по интересам и приоритетам развития детей (физкультурно-оздоровительному, общеинтеллектуальному, художественно-эстетическому и коррекционно-развивающему), по времени пребывания детей (от 3 до 12 часов), по интеграции с воспитанниками других возрастных групп и воспитанниками из детского дома (на основе работы группы кратковременного пребывания («Группы развития»). В соответствии с ней осуществляется разработка гибкого режима дня и вариативных сеток занятий с детьми, учитывающих специфику функционирования групп, предоставление семьям детей, посещающих детский сад, дополнительной образовательной услуги «Домашний воспитатель».

Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной, «открытой» для использования и преобразования самими детьми предметно-игровой среды, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. Кроме того, в некоторых помещениях детского сада (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, отведенном для семейной гостиной, кинозале и так далее) могут использоваться специальные средства ТСО, позволяющие усиливать эффект «погружения» в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, использования мультимедийных презентаций и клип-арта.

Овладение детьми и взрослыми методикой «Общего круга» становится средством обеспечения психолого-педагогический помощи в осуществлении права ребенка на свободный выбор деятельности и отношений.

Дифференцированная помощь необходима детям разного возраста в процессе создания замысла, принятия решения и его реализации на основе использования «технологических» карт деятельности, разработанных воспитателями и педагогами дополнительного образования, и современных методик развития творческих способностей. Так же, как предоставление родителям права на активное включение в процесс проведения режимных моментов, организацию детской деятельности и занятий с детьми, ежегодное проведение фестиваля детско-родительских творческих проектов. Важно и создание для родителей интернет-страницы детского сада и предоставление возможности общаться с ребенком и воспитателями в режиме on-line. Кроме того, необходимо включение детей и родителей в активное взаимодействие с окружающей социальной средой на основе разработки системы очно-заочных экскурсий, проведения социально ориентированных акций (издание семейных газет, встречи членов детско-родительского клуба с будущими родителями, с молодыми семьями, организация конкурсов лучших бабушек и дедушек округа, концертов для ветеранов и так далее).

Продолжение. Начало на стр. 6

Методические условия

Как методические условия, способствующие реализации свободы выбора воспитанников Детского сада будущего и развитию их способностей, обеспечению успешности каждого ребенка, выступают:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника детского сада и на основе этого – выбор оптимальной стратегии развития его способностей и обучения, разработка специалистами методических рекомендаций для воспитателей и родителей, создание «портфолио» для каждого ребенка.

Авторские технологии организации работы с детьми, позволяющие реализовать их право на выбор тех или иных видов деятельности и способов ее организации, в процессе работы детской Исследовательской лаборатории и Планетария, творческих мастерских и аэроклуба, Музея детской субкультуры (включающего интерактивные сектора: «Детская картина мира», «Детский правовой кодекс», «Детские проблематизации», «Смеховой мир детства», «Детский фольклор» и так далее), Семейной гостиной и детско-родительского клуба, предоставляющих возможность включать родителей во все формы детской активности, участвовать в проведении занятий с детьми и организации досуговой деятельности и так далее.

Разработка комплекса диагностических методик, позволяющих оценить эффективность представления детям свободы выбора в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса детского сада, проведение мониторингов эффективности реализации содержания и методов воспитания и обучения детей из разных групп, формирования у них положительной самооценки и развития способностей, оценки динамики воспитуемости и обучаемости, а не воспитанности и обученности, как это принято в современных детских садах.

Выбор оптимальных форм и методов методической работы с воспитателями (семинар-практикум, метод кейсов и модерации, метод проектов, конкурс профессионального мастерства и др.) и разработка их содержания, позволяющего научить педагогов моделированию педагогических условий, обеспечивающих свободу выбора воспитанников детского сада. Создание научно-методических объединений педагогов и ученых и самоуправляемых творческих групп, совета по инновациям, обеспечивающего научное консультирование и экспертизу авторских методик и технологий.

Введение в штат детского сада ставки игротехника, активное использование технологий создания творческих «команд» при организации методической работы с сотрудниками детского сада и родителями воспитанников.

Создание в качестве отдельных структурных единиц детского сада собственной медико-психолого-педагогической службы и семейного консультативного пункта.

Переход от традиционного управления детским садом к самоуправлению и создание некоммерческого фонда поддержки и развития детского сада.

Деятельность учреждения как открытой системы, предполагающей активное взаимодействие с другими организациями (проведение дней открытых дверей, заключение договора о научно-методическом сотрудничестве с МГПИ, организация доминантных дней и методических недель, налаживание системы очно-заочных экскурсий в рамках формирования единого социокультурного и образовательного пространства, разработка программы социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в группах кратковременного пребывания, привлечение специалистов учреждений здравоохранения к оказанию дополнительных медицинских услуг и к управлению качеством медико-педагогического контроля и так далее).

Воспитательно-образовательное пространство

Проектирование воспитательно-развивающего пространства в Детском саде будущего должно происходить с соблюдением единства социально-организованной деятельности; предметно-пространственной среды; эмоционально обоснованного и нравственно мотивированного личностного взаимодействия взрослых и детей (духовное пространство детского сада).

При этом формируются такие компоненты воспитательно-образовательного пространства, как: эмоционально-рефлексивный, культурно-коммуникативный, духовно-нравственный, здоровьесберегающий и спортивно-оздоровительный, практически-действенный, опытно-экспериментальный и интеллектуально-познавательный. Они определяют специфику планирования работы с детьми, педагогами и родителями, специфику реализации программы развития и образовательной программы Центра развития ребенка – детского сада и преемственности содержания и методов воспитания и обучения со Школой будущего. В то же время разнообразие и вариативность программ, моделей организации воспитательно-образовательного процесса и технологий, направленность на реализацию индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка обеспечивают его конкурентоспособность как Детского сада будущего.

Каким образом можно этого достичь? Опишу это так, как предполагается в случае создания «средних» по оптимальности условий, не сгущая краски и не преувеличивая возможности детского сада.

В Детском саду будущего должно быть, как минимум, 4 группы для детей в возрасте от 3 до 7 лет и 4 группы кратковременного пребывания. В группы полного дня (12-часового пребывания) дети поступают с 3 лет (во вторую младшую группу). Это обусловлено тем, что с физиологической и генетической точек зрения чем дольше ребенок находится с близкими ему людьми (мамой, папой), тем более успешным он будет в дальнейшей детсадовской, школьной и взрослой жизни. В период, предшествующий поступлению ребенка в детский сад, он воспитывается среди близких взрослых, поэтому резкий отрыв его от семьи, после привычных каждодневных отношений с мамой может негативно сказаться на его эмоционально-психическом состоянии, соматическом здоровье. Поэтому в детском саду созданы адаптационные группы кратковременного пребывания. С одной стороны, они обеспечивают запросы родителей, а с другой – дают детям раннего возраста необходимую развивающую практику.

Основная идея замысла создания этих групп состоит в тесной взаимосвязи детей, педагогов и родителей, причем чем раньше начнется это сотрудничество, тем продуктивнее оно будет. Большое значение для эмоционального благополучия ребенка имеет организация комфортного адаптационного периода. В связи с этим педагогам и воспитателям крайне необходимо создать условия, которые помогут, с одной стороны, смягчить этот разрыв и преодолеть детский страх, а с другой стороны, приучат маму (папу) заниматься, играть и организовывать досуг ребенка.

Первая группа кратковременного пребывания – адаптационная «Вместе с мамой» – для детей от года до двух лет. Пребывание ребенка в данной группе позволит родителям лучше узнать его, понять, в чем он успешен и какие у него трудности; будет способствовать формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми. В этом случае дошкольное учреждение успешнее строит сотрудничество с родителями, учитывая индивидуальные особенности семьи, влияет на формирование грамотной родительской позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его; осознать свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми). Мамы вместе с детьми занимаются, играют, учатся общаться с другими детьми и родителями. Постепенно к концу посещения такой группы ребенок уже адаптируется к условиям детского сада и спокойно отпускает маму на все время пребывания в группе. Однако мама находится неподалеку, «на всякий непредвиденный случай». Дома мама также продолжает заниматься с ребенком, помогая ему лучше усвоить навыки, полученные в детском саду. Потом ребенок переходит во вторую младшую группу, уже не испытывая страха и отчуждения от семьи. Воспитание и обучение в такой группе проходит в плодотворном сотрудничестве с родителями; они заинтересованы в развитии успешности в своем ребенке и всячески помогают становлению маленькой личности. Далее родители могут выбрать между посещением групп кратковременного пребывания – «Группы развития» или «Группы для детей с проблемами в развитии» (по рекомендации специалистов учреждения), а затем, перед школой, группы «Будущий первоклассник» – и традиционной формой посещения детей детского сада, т.е. между посещением ребенка группы 12-часового пребывания.

«Группа развития» – группа кратковременного пребывания для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Группа создается с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых. Альтернативой ей выступает «Группа для детей с отклонениями в развитии». И в той, и в другой группе как приоритетные могут быть выделены такие направления работы:

– общение (со сверстниками и взрослыми – педагогами, родителями);

– игровая и художественно-творческая деятельность;

– двигательная активность детей;

– воспитание как приоритетное направление дошкольного образования.

Коррекционно-развивающее пространство

Коррекционно-развивающее пространство Детского сада будущего делится на диагностический сектор, коррекционно-развивающий (кабинеты специалистов: учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога) и психотерапевтический сектор, предназначенный для работы с родителями и проведения тренингов детско-родительских отношений, игровой терапии (на базе игротеки и кабинетов педагога-психолога и социального педагога). Кроме того, в учреждении предусмотрено создание специального медицинского сектора (кабинеты массажа и ЛФК, медицинский кабинет для проведения консультаций врачей-специалистов). Для эффективного использования их возможностей ежегодно проводится мониторинг развития детей, создана специальная психолого-медико-педагогическая служба и семейный консультативный пункт, в котором работают ее специалисты. Это позволяет реализовывать комплексное сопровождение коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса, осуществлять профилактику и пропедевтику нарушений развития воспитанников.

Для детей с нарушениями в развитии может быть организована специальная группа кратковременного пребывания (группа для детей с проблемами в развитии, имеющими легкие нарушения речи (фонетико-фонематическое недоразвитие) и задержку психического развития). Ее специфика – использование модели частичной интеграции:

– занятия с воспитателями и педагогами детского сада, организация деятельности проводятся вместе с нормально развивающимися детьми, что позволяет создавать благоприятные условия для социальной адаптации воспитанников с проблемами в развитии;

– специальная оздоровительная работа с часто и длительно болеющими детьми, подгруппы для занятий физической культурой формируются с учетом состояния здоровья воспитанников, умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– занятия со специалистами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом) организуются как в индивидуальной форме, так и в форме подгрупповой работы в зависимости от уровня коммуникативного и интеллектуального развития воспитанников.

Помещение группы кратковременного пребывания делится на несколько коррекционно-развивающих предметно-развивающих сред (ПРС) (для речевого, математического, эстетического, физического развития детей) и единую многофункциональную среду, имеющую открытую площадку, позволяющую осуществлять непосредственное общение с воспитанниками других групп. С детьми проводятся дополнительные занятия по подгруппам в зависимости от интересов и склонностей (по специальным коррекционно-развивающим методикам осуществляется развитие языковой, интеллектуальной и коммуникативной способностей воспитанников). Кроме того, специалисты медицинского профиля (врач-педиатр, врач-ортопед, врач-невропатолог, медицинская сестра по массажу) оказывают дополнительные медицинские и оздоровительные услуги для воспитанников и их семей (в частности, услуги «семейного врача»).

Окончание. Начало на стр. 6,10,14

При этом в процессе организации активности и деятельности детей используются одновременно два подхода:

– ситуационно-ориентированный подход к организации свободной самостоятельной деятельности воспитанников, совместных игр и группового общения детей;

– традиционный подход к планированию специальных занятий (по организации коммуникативного тренинга, музыке и развитию изобразительной деятельности; по развитию познавательно-исследовательской деятельности, математике, физической культуре).

При втором подходе мы выделяем несколько видов занятий с детьми: занятия по изучению новых знаний, на которых дети знакомятся с новым материалом, подлежащим усвоению; занятия по закреплению нового материала (применения знаний в сходных ситуациях); занятия по повторению, обобщению и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе); комбинированные занятия. Чаще всего используется комбинированный вид занятий. Структура подобного занятия такова: организация детей на занятие; повторение изученного; актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний; сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми; повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний; подведение итогов занятия. В основном она характерна для занятий, связанных с организацией познавательно-исследовательской деятельности детей, математики и подготовки детей к освоению грамоты. При этом если приглашаются на открытые просмотры занятий родители, то активно используется методика «ресурсного круга».

Занятия художественно-эстетического цикла проводятся несколько по-другому. На особенности его структуры влияет уровень технических навыков детей, особенно при работе в разновозрастных группах. Поэтому детям предоставляется возможность работать малыми группами «в мастерских» (по 15 – 30 минут). В основном так проводятся занятия рисованием и ручным трудом. В ручном труде 3-4-летних воспитанников применяют разнообразные материалы (картон, крафт-бумага, стекло) и инструменты (перья, губки, скалки). Для 4-5-летних детей добавляются рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки, то есть более широко используются так называемые нетрадиционные техники рисования. Таким образом, занятия превращаются в форму работы по сообщению новых знаний и демонстрации новых способов действий, по применению и переносу усвоенных умений и навыков на другой материал, творческие занятия. На творческие занятия приглашают и родителей воспитанников. Для этого может быть специально разработана методика «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий рисованием (нетрадиционные техники рисования)».

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла (физической культурой, плаванием) тоже имеют свою специфику. Кроме традиционного, комбинированного, вида занятий, используются тренировочные занятия (например, с использованием тренажеров) и контрольно-проверочные. При этом я считаю, что в таких занятиях, особенно с младшими дошкольниками, должны участвовать и их родители. Для этого им заранее можно раздать план собственных действий и таблицы с описанием приемов помощи ребенку.

В процессе проведения подобных занятий – познавательно-исследовательского, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла – деление детей на «сильную» и «слабую» подгруппы может происходить не только по возрастному или типологическому принципу, но и по топологическому принципу. Например, в соответствии с интересом детей к занятию данным видом деятельности и их способностями. В связи с этим большая часть занятий проводится не в фронтальной форме, а как групповые и подгрупповые.

Групповые занятия проводятся или как поочередные занятия с каждой возрастной подгруппой (со второй возрастной подгруппой в это время может находиться помощник воспитателя или другой воспитатель), или как одновременные занятия с обеими возрастными подгруппами, но с разным программным содержанием (при этом время начала и окончания занятия может сдвигаться у одной из подгрупп, если их проводит один воспитатель, и осуществляться одновременно, если в группе на момент проведения занятия находятся два педагога). Приходя в группы 12-часового посещения, родители тоже могут выбирать вместе с педагогами ту модель организации воспитательно-образовательного процесса, которую считают наиболее оптимальной для развития, воспитания и обучения их ребенка. В одной из моделей младший воспитатель, присоединившись к воспитателю на прогулке, забирает часть детей и отводит их на физкультурное занятие, а затем – в групповую. В другой – воспитатель и педагог дополнительного образования работают параллельно в одно и то же время с двумя подгруппами детей. В третьей происходит взаимодействие двух специалистов, воспитателя и младшего воспитателя.

Подобное использование сразу нескольких моделей обеспечивает гибкость образовательной деятельности и воспитательно-образовательного процесса и помогает, как показывает опыт, сохранить Детскому саду будущего приоритетность и конкурентоспособность в сегодняшнем многообразии образовательных учреждений. Хотя, конечно, оно предъявляет особенные требования к уровню профессиональной компетенции старшего воспитателя учреждения и методиста Научно-методического центра округа. Здесь требуется согласование графиков работы педагогов и специалистов, составление индивидуального расписания, разработка нескольких вариантов специальных режимов дня с учетом проведения занятий в подгрупповой форме. Однако результаты работы того стоят. Кроме того, сохраняются ставки всех специалистов в штатном расписании, что очень важно для полноценной работы Центра развития – детского сада и его экспериментальной деятельности.

Включение родителей в воспитательно-образовательное и коррекционно-развивающее пространство детского сада

Воспитательно-образовательное и коррекционно-развивающее пространства Детского сада будущего не могут существовать сами по себе, да еще в отрыве от времени, от той образовательной ситуации, которая должна сложиться в будущем. Тем более если говорить об эффективности образовательных учреждений будущего, она может быть «измерена» только гипотетически, с точки зрения теории вероятности: может быть, будут результаты, а может быть, и нет, потому что сегодня система оценки эффективности воспитательно-образовательной и учебно-воспитательной работы с детьми переориентировалась на мониторинг удовлетворенности родителей результатами воспитания и обучения.

Все очень просто: если родители довольны результатами, то образовательное учреждение имеет высокий рейтинг и дополнительное финансирование образовательных услуг. Если нет – то, несмотря на использование самого современного оборудования и пособий, передовых методик и инновационных технологий, оно обречено на то, что все «точки роста», обозначенные в программах развития, становятся «точками замерзания», выше которых – «вечная мерзлота». Тем более если у учреждения есть проблемы обеспечения развития в условиях недофинансирования, материально-технической неустроенности, вынужденного перехода с режима развития на режим функционирования, кадровые проблемы, связанные с необходимостью обеспечения высоких результатов воспитания и обучения ребенка в условиях недостаточности правовой и программно-методической базы (в особенности это касается развития инновационных форм дошкольного образования), если оно испытывает трудности в налаживании эффективного сотрудничества с научно-методическими центрами и органами управления образованием, касающиеся не просто внедрения нетрадиционных методов и форм работы с педагогическим коллективом и родителями, а перестройки всей системы управления учреждением, организации воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса (составления гибких режимов работы специалистов, предоставления педагогам и родителям на выбор нескольких вариантов режимов дня и занятий с детьми); трудности в формировании единого методического пространства, обеспечивающего комплексное сопровождение развития, воспитания и обучения ребенка в семье и ДОУ, школе, учреждениях системы образования и культуры, социального обеспечения и здравоохранения и так далее.

В этих условиях Детские сады и Школы будущего могут не только остаться «обычными» детскими садами, они находятся перед угрозой превращения в «дикие» образовательные учреждения, подобные альтернативным детским садам в США. Получается, что как в случае положительного прогноза развития учреждения, так и в случае отрицательного прогноза, единственным «якорем для спасения» остается сотрудничество с родителями воспитанников.

Для решения перечисленных проблем необходима разработка такой модели деятельности детского сада, которая была бы направлена на снижение риска и пропедевтику семейного неблагополучия и социальной изоляции, включение семей в развивающее воспитательное и образовательное пространство детского сада. Таким образом, современная точка зрения рассматривает родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка. При этом до сих пор остается открытой проблема разработки эффективной модели взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, позволяющей реализовать принцип открытости детского сада внутреннему и внешнему опыту сотрудничества с детьми и родителями.

Анализ работ современных авторов позволяет выделить в таком сотрудничестве два аспекта (концептуальный и организационно-деятельностный) и предполагает в работе с родителями воспитанников информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи), непосредственное включение родителей в деятельность, оказание педагогической поддержки семье, то есть повышение ее педагогической осведомленности. Но как при этом достичь такого эффекта сотрудничества семьи и детского сада, когда об образовательном учреждении можно было бы говорить как об открытой системе, в развитии которой принимают активное участие родители? Об этом ученые пока только спорят. Между тем некоторые детские сады уже разрабатывают и апробируют такие модели. Их опыт в основном связан с проектной деятельностью дошкольного учреждения как основой для развития сотрудничества с родителями (эти учреждения участвовали в городском конкурсе «Детский сад будущего-2008» под нашим руководством).

В детском саду №456 компенсирующего вида ее целью стала разработка модели формирования партнерских взаимоотношений с семьей, методической и психолого-педагогической поддержки детей и родителей в области использования здоровьесберегающих, коммуникативных и образовательных технологий в процессе развития ребенка. При этом шла разработка и апробация авторских программ «Здоровый ребенок XXI века», «Игроритмика» и «Учимся общаться»; годового плана работы проведения доминантных дней, программы работы детского радиоузла и семейного кинозала, лектория и тренинга родительской успешности; разработка и внедрение в практику работы детского сада цикла занятий в рамках лектория, семейной гостиной и тренинга успешности родителей в процессе психолого-педагогической поддержки семей, посещающих детский сад или семейный консультативный пункт; организация системы мероприятий, направленных на активизацию проектной деятельности детей и родителей в рамках работы групп кратковременного пребывания детей, и участие воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.

Реализация таких масштабных задач возможна в несколько этапов:

установочный этап – создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта, разработка и апробация авторских программ «Здоровый ребенок XXI века», «Игроритмика» и «Учимся общаться», участие воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества;

основной этап – разработка годового плана проведения доминантных дней, программы работы детского радиоузла, цикла занятий с родителями в рамках лектория и тренинга родительской успешности, включение родителей в разработку совместных творческих проектов с детьми;

обобщающий этап – организация работы семейного кинозала и семейной гостиной, проведение системы мероприятий, направленных на активизацию проектной деятельности детей и родителей в рамках работы групп кратковременного пребывания детей, проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом, подведение итогов работы.

Результаты проектной деятельности могут быть представлены, с одной стороны, в виде годового плана сотрудничества с родителями, плана работы семейного кинозала и семейной гостиной; с другой стороны, – в форме отчета о проведении системы мероприятий, направленных на активизацию проектной деятельности детей и родителей в рамках работы групп кратковременного пребывания детей, и отчета о результатах проведения мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом. Презентация результатов проводится нетрадиционно – в форме организации ток-шоу «Я и моя семья».

Опыт проведения такой работы свидетельствует о том, что динамика развития умений и навыков эффективного общения составляет у воспитанников 35%, развития умений и навыков эффективного сотрудничества у родителей детей, посещающих детский сад, – 25%, увеличение числа детей и родителей, участвующих в проектном и конкурсном движении, достигает 60%, а удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами детского сада – 80%. Однако новое время требует не только подключения родителей как равноправных партнеров воспитательно-образовательного процесса в детском саду, но и их активного участия в развитии детского творчества в процессе реализации совместной проектной деятельности семьи и педагогов детского сада.

В качестве одного из примеров такого опыта совместного сотрудничества обращусь к опыту работы детского сада №1917 комбинированного вида. Цель его деятельности можно сформулировать как создание комплекса организационных и психолого-педагогических условий по выявлению и развитию детских коммуникативных, интеллектуальных, волевых и творческих инициатив и развитие сотрудничества семьи и ДОУ как открытой самоорганизующейся системы. Эта цель и легла в основу совместного инновационного проекта детского сада и семей воспитанников.

Основная гипотеза проекта была сформулирована следующим образом – если обеспечить следующие психолого-педагогические условия взаимодействия семьи и детского сада:

разработку педагогического проекта по развитию коммуникативной и волевой инициативы;

проведение конкурса исследовательских и творческих детско-родительских проектов;

издательскую поддержку проектной и исследовательской деятельности детей и создание комплекта дайджест-журналов «Открытые возможности» по развитию детской инициативы и творчества;

формирование системы обратной связи с детьми и родителями посредством видеожурналов, видеокниги детских отзывов и постер-сессий,

то это будет способствовать выявлению и развитию, успешной поддержке детских коммуникативных, интеллектуальных, волевых и творческих инициатив.

Задачи, которые должны были подтверждать гипотезы и достижение цели проекта, педагоги и родители воспитанников обозначили так:

1) разработка педагогического проекта по развитию коммуникативной и волевой инициативы в ходе совместной деятельности родителей и детей в процессе физического воспитания детей;

2) организация конкурсов исследовательских и творческих детско-родительских проектов («Маленький почемучка в музее», «Проба пера»);

3) обеспечение издательской поддержки проектной и исследовательской деятельности детей и создание комплекта дайджест-журналов «Открытые возможности» по развитию детской инициативы и творчества;

4) формирование системы обратной связи с детьми и родителями посредством видеожурнала «Физкультура дома», видеокниги детских отзывов о результатах проектной деятельности в музее, постер-сессии по результатам конкурса детских рассказов и сказок, комплекта дайджест-журналов для родителей «Открытые возможности» по развитию детской инициативы и творчества.

Эти задачи решались в течение нескольких этапов организации сотрудничества детского сада и семей воспитанников:

1-й этап – установочный этап (проведение диагностики, осуществление организационно-педагогической деятельности) – проведение мониторинга развития детских инициатив, организация конкурса исследовательских проектов, разработка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте