Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Детский парламент работает по-взрослому

Учительская газета, №43 от 25 октября 2005. Читать номер
Автор:

Иркутская область – это ни много ни мало полторы Франции. На этой территории действует около двух тысяч образовательных учреждений, включая детские сады, 1076 школ. Количество сельских школ составляет 48 процентов. В школах обучаются более 350 тысяч детей. Но это все, так сказать, статистика. Если уж начинать разговор об образовании в Иркутской области, то нельзя обойти стороной уникальный опыт, существующий здесь, – это создание и работа областного детского парламента. О нем мы и беседуем с Натальей Петровной МАЛЯВКИНОЙ, начальником Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области.

– В работе парламента участвуют ребята начиная с восьмого класса. Парламенты действуют на уровне школ, на муниципальном уровне, представители муниципальных парламентов возглавляют работу областного. Сначала выбирается школьный парламент, потом его представители выбирают районный, районный парламент выбирает областной. В прошлом году у нас был проведен международный саммит по правам детей с приглашением представителей Японии, Монголии, в этом году наша делегация школьников ездила с ответным визитом в Японию на международный форум, посвященный проблемам экологии. В нем принимали участие дети из Кореи и Китая. Саммит у нас проводился на самом серьезном уровне, с участием заместителя главы администрации области.

Сегодня областным школьным парламентом руководит школьник Никита Яковлев из Нижнеудинска. Проекты, которые разрабатывают ребята, были заслушаны в административном комитете области и получили достаточно серьезную оценку. Была разработана конституция Сообщества школьников Иркутской области. Она заслушивалась на законодательном собрании. Порой поражаешься, что школьники поднимают совсем недетские проблемы, предлагают их решение и последовательность действий. Так, они проводили социологические исследования: что мешает развитию туризма на Байкале. Выяснили, что необходимо развитие инфраструктуры, тщательно изучался вопрос утилизации мусора, организации индивидуального отдыха. Парламентом был объявлен конкурс на лучший школьный двор и подведены итоги. К 60-летию Победы на сайте парламента (http://odp.irkutsk.ru) была создана страница, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны, Галерея Героев Советского Союза, чья жизнь связана с Иркутской областью, и полных кавалеров ордена Славы. Были материалы краеведческого плана о встречах с ветеранами войны и труда, жертвами политических репрессий, конкурс анимационных открыток, посвященных войне. У нас есть газета «Ступеньки» – приложение к «Восточно-Сибирской правде», с которой мы тесно сотрудничаем, материалы для «Ступенек» пишут школьники, в рамках сотрудничества с этой газетой проводился конкурс сочинений, посвященных Великой Отечественной войне.

– Наталья Петровна, как возникла идея создания областного детского парламента?

– Ее подал мой заместитель Алексей Константинович Костин. Он давно ее прорабатывал, и сейчас она нашла свое воплощение. Парламент существует три года. Он стал заметным явлением в жизни области.

– Еще бы, пытается влиять на политические решения…

– То, что детей принимают в областной администрации, в законодательном собрании, с ними сотрудничают и районные думы, и мэры территорий, – все это для ребят хорошая школа общения, управления и самоуправления. Мы интересно выбирали спикера. До этого им был Вася Тетерин из Ольхона, теперь Никита Яковлев. Несколько претендентов, очень активных ребят со своими программами, которые они защищают. Потом – голосование. Это все серьезно. Во всех правительственных документах говорится о гражданском, о демократическом обществе. Но детей нужно готовить к осознанию их роли в дальнейшей самостоятельной жизни. По опыту работы многих образовательных учреждений России мы видим, что создаются разные детские общественные организации, экономические партнерства на уровне школ и районов, но все они занимаются узконаправленными практическими делами. А цель создания нашего парламента – не законотворческая деятельность, а реальная деятельность школьников в преобразовании жизни, в оказании практической помощи местным органам власти, вовлечение ребят в практические дела. Мы говорим, что должны знать историю своего края. Но так или иначе учебники не могут рассказать о всех уникальных событиях. Наши парламентарии начали в своих территориях изучать исторические места, биографии замечательных людей. Мы взяли под охрану обелиски и памятники – это была детская инициатива. Мы говорим о программе социально-экономического развития Иркутской области, но порой забываем о том, что сегодняшнее поколение детей через два-три года – это уже студенчество, и от их гражданской позиции, от их активности зависит благосостояние поселков, районов, городов, области. Мы даем на экспертизу детям многие программы, которые разрабатывают взрослые. И ребята высказывают свой взгляд.

– Как можно обозначить подходы к развитию образования в вашей области?

– К развитию образования мы подходим с программно-целевых позиций. Мы определяем приоритеты, затем разрабатываем программы по реализации этих приоритетных направлений. Основная задача (как и у любого другого органа управления образованием) – создание условий для обеспечения прав граждан на образование. В прошлом году по программе информатизации образования Иркутской области у нас было закончено оснащение компьютерными классами, причем именно комплектами, всех сельских школ. Многие учебные заведения, включая профессиональные лицеи, имеют не по одному, а по несколько компьютерных классов.

Мы пошли по пути создания ресурсных центров для повышения квалификации педагогических работников и для работы с одаренными детьми. Создано четыре таких ресурсных центра: в Иркутске, в Тайшете, в Зиме и в Качуге. Это хорошо оснащенные современной компьютерной техникой центры, которые могут проводить видеоконференцию в режиме реального времени, с достаточными информационными возможностями для повышения квалификации, освоения передового педагогического опыта. Учитель может найти для себя что-то, не выезжая за пределы территории (выехать дорого и далековато). Работает губернаторская программа по оснащению школ автобусами, по области ходят 104 автобуса. Транспорт имеют все учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действует программа по оснащению учебных заведений наглядными пособиями. На нее в этом году выделено порядка шести миллионов рублей. Приоритетное направление – оснащение лабораторным оборудованием кабинетов физики, химии, биологии. Ни для кого не секрет: было время, когда учебно-наглядные пособия практически не приобретались, и теперь в первую очередь необходимо пополнить базу именно этих предметов. Действует программа оснащения учебных учреждений художественной и учебной литературой. Для школьных библиотек мы приобрели учебники на сумму около 20 миллионов, причем сейчас оснащенность учебниками нового поколения составляет примерно 57 процентов. Помимо этого, школьные библиотеки оснащаются и художественной литературой. В нарастающем темпе работает программа оснащения учебных заведений спортивным инвентарем и оборудованием. Его мы приобрели в этом году на 18 миллионов рублей. В прошлом году в рамках требований федерального закона был разработан закон о нормативном финансировании образовательных учреждений. Средний норматив по области был выведен в сумме 14082 рубля и, помимо заработной платы, в зависимости от типов и видов образовательных учреждений предусмотрены выплаты в размере 400 рублей на учебно-хозяйственные расходы. Надо сказать, что этот закон получил положительный резонанс.

– Наталья Петровна, что еще вы могли бы отметить положительного?

– Нам удалось сохранить систему начального профессионального образования. В прошлом году с федерального уровня нам было передано 54 учреждения НПО. Все они сохранены, финансирование их вылилось для области в миллиард 200 тысяч рублей. Это сегодня не только кузница кадров для промышленности и сельского хозяйства, но и социальная защита. Через систему НПО мы помогаем дальше адаптироваться к жизни детям из коррекционных школ. Введен ряд специальностей, которыми они могут овладевать. Идет процесс адаптации этой системы под нужды области, мы стараемся максимально приблизить перечень специальностей к потребностям региона. У нас особенно востребованы строители и автомеханики, которых надо учить работать на новой технике. За последний год построено 13 школ, а было время, когда они не строились вообще. Работает программа контрактно-целевой подготовки учителей для сельских школ. Заключается договор между муниципалитетом, вузом, администрацией области и потенциальным студентом. Даются определенные преференции при поступлении, и далее идет доплата студенту, начиная с третьего курса, выплачиваются 5 тысяч подъемных. В договоре с муниципалитетом мы оговариваем условия обеспечения его жильем. В июне губернатором области было принято решение о взятии на областной бюджет заработной платы работников дополнительного образования 24 территорий, которые сами не могут ее обеспечить.

Иркутская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту