Прошло три года после того, как наш выпуск покинул стены родного Московского суворовского военного училища. С гордостью ношу на курсантском кителе суворовский значок и уверен, что точно такую же гордость испытывает каждый выпускник СВУ. К примеру, недавно встретил майора милиции. Первое, что он меня спросил:
– Какая кадетка? – и с улыбкой посмотрел на мой “краб”.
– Московская! – не без гордости ответил я.
– А я – Минская!
Мы сразу стали как-то ближе друг другу, быстро нашли общие темы для беседы…
Но порой встречаются люди, чье представление о СВУ заключается в фразе: “Суворовское?! Детский сад в погонах!”. Причем ни один из них никакого отношения к СВУ никогда не имел. В лучшем случае пытался поступить, но не сумел. Любому суворовцу такие заявления обидны. Ведь на протяжении всех трех лет учебы приходится преодолевать немало трудностей. И возникают они с самого начала – с поступления.
Конкурс велик. Чтобы пополнить ряды суворовцев, нужно продемонстрировать весьма хорошие знания по математике, русскому языку, а также не ударить в грязь лицом на испытании по физподготовке. Кроме того, все поступающие проходят тщательный профотбор. Если этот этап не прошел, суворовцем не стать, даже если другие экзамены смог сдать на “отлично”.
Видели бы вы, что творится у КПП училища в дни вступительных экзаменов. Сотни подростков, их взволнованные родители… Кто-то радуется успешной сдаче, кто-то отчитывает свое чадо, а кто-то со слезами на глазах отправляется домой.
Когда ребята попадают на территорию училища, все меняется. Их строят, четко объясняют, что нужно делать. Необходимо быть внимательным, собранным, чтобы чего-то не прозевать. Если опоздаешь на экзамен, тебя могут до него не допустить, а это хуже двойки. Конечно, в такой новой обстановке может быть и не до математики, но если этот ритм тебе не подходит, нужно серьезно задуматься: а по плечу ли тебе судьба армейского профессионала? Ведь на военной службе нужно уметь быстро мобилизовать свои силы и волю.
Помню, когда мы при поступлении писали диктант, один из абитуриентов (впоследствии мой очень хороший друг) забыл дома экзаменационный лист, в котором отмечали присутствие на экзамене и выставляли оценку за него. Преподаватель не допустил его к экзамену. И только начальник училища, который подошел позже, простил провинившегося. Вот так запросто из-за забывчивости можно собственноручно “поставить крест” на мечте.
Дальше – больше. После поступления начинается самое тяжелое – период адаптации. Вчерашние школьники, 14-15-летние мальчишки должны научиться беспрекословно подчиняться командирам. Ну а тот, кто сам становится младшим командиром, должен учиться руководить подчиненными. На новичков обрушивается огромнейший поток информации, из которого ничего нельзя упустить: не забыть приложить руку к головному убору и на приказ командира ответить “есть”, шагать в строю надо начинать с левой ноги, не забыть про построение и еще о куче мелочей, из которых складывается жизнь суворовца. Если раньше постирать, погладить, что-то подшить – все это мамины заботы, то сейчас все сам.
Вряд ли кто-то еще в подростковом возрасте становится настолько самостоятельным, как суворовцы. Ведь приходится рассчитывать только на свои собственные силы. Командир, конечно, тоже помогает, но у него ведь целый взвод, поэтому полностью все проблемы он не сможет решить. К тому же в воинском коллективе сразу же становятся видны недостатки человека. Кто-то привыкает к напряженному ритму, учится быстрее, а кому-то нужно больше времени и сил.
Вспоминаю случай на третьем курсе. Ко мне приехала мама. Стоим в комнате посетителей, о чем-то беседуем. А рядом маленького роста в шинели на два размера больше нужного первокурсник заливается слезами навзрыд и пытается что-то рассказать своей маме. А та – молодая женщина – не знает, что ей делать. По ее лицу было видно, что сама готова зарыдать от того, что ничем не может помочь сыну. “Неужели таким же был и я?” – подумал в тот момент. Конечно же, был! Только не плакал, но проблемы “заедали” настолько, что хотелось бросить все и вернуться в обычную школу. Но не бросил. И убедился: главное – продержаться первый год, дальше будет легче.
Еще одно непростое дело – парад на Красной площади. Два месяца идет ежедневная подготовка, и все это ради того, чтобы 9 Мая, в День Победы, достойно представить всей стране Вооруженные Силы и Московское СВУ. Не каждый офицер может похвастаться тем, что шагал по главной площади страны, а суворовец, у которого еще не началась служба в армии как таковая, удостаивается этой чести. Опять же злые языки могут сказать, что к суворовцам на параде относятся как к детям. Но почему-то этих “детей” командующий парадом ставил в пример некоторым офицерским “коробкам”, по крайней мере, так было, когда я сам стоял в парадном строю суворовцев.
Признаться, когда суворовские годы остаются в прошлом, удивляешься: как мог тогда чего-то не понимать, не уметь? Многие кадетские проблемы и вправду кажутся детскими. Но ведь тогда, в суворовском строю, так не казалось.
СВУ учит жить в коллективе, отвечать за свои поступки и за тех, кто рядом. А еще в училище, как нигде, можно найти самых надежных друзей. Становясь суворовцем, намного раньше своих сверстников начинаешь задумываться о будущем, которое связано со служением Отечеству. А это проблемы, прямо скажем, отнюдь не “детсадовские”. И сегодня могу с полным основанием утверждать, что СВУ – отнюдь не “детсад в погонах”, а школа служения Отечеству, школа возмужания будущих армейских профессионалов.
Курсант Юрий Мухин,
50-й выпуск Московского СВУ
Комментарии