Понимание причин всех изменений в развитии растущего человека, глубине их и осмыслении сложных связей рассматриваемых явлений в контексте тех преобразований, которые произошли в обществе, требует особого внимания к субъектной позиции взрослых по отношению к детям на разных уровнях ее проявления.
Значительное число нынешних родителей свои множественные неудачи, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. В итоге сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к сообществу взрослых, в среде которых ужасающие размеры приобрели различные формы насилия по отношению к детям. Отношение взрослых людей (не конкретных родителей к своему ребенку, а вообще взрослого человека) к детям, характеризуется сегодня безразличием, полным отсутствие потребности в покровительстве, равнодушием. Налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности взрослого мира к детству. По сути, ныне разрушены все специальные структуры, осуществлявшие ранее межпоколенческие связи взрослых и детей, в целом взрослое общество реально отстранилось от детства – нет устойчивой иерархии разнообразных связей, системного взаимодействия, все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании, в которое внедрился экономический термин «образовательная услуга», превращающий образование из ценности и высочайшей обязанности общества в «услугу». Это положение особенно недопустимо в условиях нынешней нестабильности общества, потери им четкой ориентации, отказа от идеологии, то есть изъятия ориентиров, когда реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева, – опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», обусловленная тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных, а активно насаждаемая рыночная идеология, ориентированная на сиюминутный успех, внедряясь в интеллектуальную жизнь, способна «ввергнуть все общество в мир абсурда».Важнейший и активно воздействующий на развитие детства фактор – изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок начиная с младенческого возраста. Это сейчас не просто другой мир, но и другое восприятие им этого мира. Широко открытое благодаря Интернету и телевидению практически все пространство «общечеловеческой жизни» создает детям возможность находиться сразу в нескольких временных, исторических, географических, этнокультурных и других пространствах, не осмысленных ими, не готовых к их восприятию. Сегодня Интернет объективно во все большей степени охватывает прежде всего растущих людей, например, если, по данным исследовательской группы ЦИРКОН, каждый день выходят в Интернет 37% взрослых людей и никогда не выходят 46%, то 93% (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета – общаются в нем, обмениваются информацией, путешествуют по компьютерной сети. Да что там подростки, уже трехлетние крохи смело нажимают на все кнопки видеотехники!Переходные моменты в развитии общества всегда связывали со своего рода информационными скачками, скачками разной емкости и значения, выступая действенным фактором развития. Например, введение письменности в четвертом тысячелетии до нашей эры связывали с возникновением цивилизации, введение книгопечатания в 40-х годах XV века оказало огромное влияние на отношения людей, значительно расширив их пространство, что совпало с первоначальным накоплением капитала и становлением капитализма, огромные преобразования ХХ века были связаны с распространением радиовещания, а затем победоносным шествием телевидения с его чувственно-образным видеорядом. Современный информационный взрыв четко отражает переход общества на новый уровень развития, при этом последствия введения новых систем информации создают огромные проблемы разного уровня и разного плана (положительного и отрицательного), воздействующие на рост и развитие растущего человека. Например, возникшая и широко распространенная экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, к гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую речь и трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут соединять их, в результате не понимают текста в целом. В итоге ребенок схватывает лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует процесс его мышления, формируя, в частности, так называемое клиповое мышление. В связи с этим становится актуальной задача целенаправленного исследования особенностей реального воздействия компьютера, телевидения, Интернета с его не линейно-ранжированной, а сетевой структурой организации воздействия на растущего человека, его мышление, сознание и поведение, исследование характера возникающих при этом рисков. Это риски не только ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательству (кибербуллингу, троллингу), риски попадания в интернет-зависимость и риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм, призывающих детей не только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе. Как иронизировал Станислав Лец, «техника скоро дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без самого себя».Другим фактором, требующим учета и всестороннего изучения, выступает сама особенность современного положения нашей страны, попавшей в чрезвычайно сложную ситуацию из-за отсутствия общенациональной идеи, в том числе несформированности в обществе идеалов образованного человека. Это обстоятельство усугубляется тем, что до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации. Чем детальнее ученые разрабатывают научные проблемы, тем больше вырисовывается масса нерешенных вопросов, при этом совершенно очевидно, что государство, общество ждут более активного выдвижения принципиально новых концепций, раскрывающих характер и особенности сложного процесса усвоения, присвоения современными детьми знаний в условиях изменения самого знаниевого пространства, ответа на основополагающие вопросы о способах их систематизации, об уровне и широте на разных ступенях обучения; о возможностях оптимизации умственной и речевой деятельности детей; об особенностях овладения ими мыслительными операциями, действиями; о резервах, условиях развития и целенаправленного формирования познавательных процессов; о психологических, психофизиологических механизмах усвоения отдельных учебных предметов. Здесь можно вычленить и уточнить для примера несколько конкретных вопросов.Как сегодня психолого-педагогически грамотно приблизить к подростку произведения Грибоедова или Льва Толстого, понять которые он с позиции человека XXI века объективно не может, а они содержат огромный потенциал мысли и культуры?Как привести современного юношу к пониманию ситуаций пороговозначимых исторических событий XVIII, XIX, XX веков, умению чувствовать, дифференцировать, оценивать факты человеческой истории, к которой он принадлежит как человек?Как в нынешнем идеологическом хаосе сохранить потребность растущего человека в духовном росте, совершенствуя его запросы?Как в наш век, названный французским психологом Сержем Московичи веком толпы, исследуя эмоциональные состояния и энергетический потенциал детей, определить возможности обратить их на пользу растущему человеку и как сохранить его как человека, человека сообщества, а не толпы?Таких вопросов перед нами встает множество. Нам важно теоретически обосновать и экспериментально проверить, как, где и до каких пределов должна осуществляться компьютеризация обучения, чтобы работа учащихся с компьютером не снижала инициативности их мысли, не обедняла деятельности их творческого воображения и в то же время не уводила от реального мира, способствуя более интенсивному развитию у них качеств активных субъектов. В тесном взаимодействии дидакты, методисты, психологи, ученые просто обязаны направить свои исследования на то, чтобы выявить опережающие возможности растущих людей, условия развития их мобильности, подвижности в освоении, присвоении и понимании не только новых технико-технологических систем, но и современного уровня культуры, формирования познавательных потребностей, условий и механизмов развития интеллектуального потенциала.Чрезвычайно важно понять, что и давно известные, и совершенно новые объективно возникающие проблемы приходится решать в исключительно сложных условиях неустойчивости, неопределенности состояния общества, таких глобальных его преобразований, степень, глубину и размах которых еще не знало человечество, когда, как подчеркивал выдающийся отечественный ученый Никита Моисеев, «канал эволюции», актуальный еще в ХХ веке, исчерпал себя, а формирование нового «канала эволюции» с необходимостью полагает в новых условиях развития общества активную действенность и сознательный выбор человека, когда объективно устарело, исчерпало себя образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества. Поэтому никакие отдельные поправки, отдельные даже действительно важные нововведения в образовательный процесс, решение отдельных проблемных ситуаций, исправление и обновление существующих учебников и тем более никакие заимствования конструктов, сформированных в других социальных условиях, не могут реально решить проблемы современного образования в нашей стране. Вопрос стоит не о каких-то дополнениях и даже не о совершенствовании, а о выработке принципиально новой, теоретически глубоко обоснованной концепции образования XXI века и четкой, тщательно выверенной стратегии его организации, причем в условиях со многими неизвестными.Сегодня с неизбежностью возникает вопрос: кого и какого человека мы должны готовить, образовывать. Человека компетентного в отдельных сферах, в своей конкретной профессиональной деятельности, нацеленной на обслуживание определенных структур? Но именно обслуживание, усиливая дифференциацию и раскол общего образования, в конечном счете приводит к расколу общества. Или нам нужен человек XXI века – высокообразованный, обладающий необходимым знаниевым потенциалом, отвечающий нормам нового исторического развития общества, человек творческий и вместе с тем глубоко компетентный в своей профессиональной деятельности, социально грамотный? Задача подготовки такого человека чрезвычайно трудна, но необходима обществу, поскольку именно интеллектуальный потенциал человека определяет культурно-исторический, в том числе экономический и социально-политический, потенциал страны. Однако выполнение такой задачи повышения знаниевого и общекультурного потенциала человека нашего времени требует принципиально новой парадигмы, разработки новой, теоретически обоснованной современной концепции образования и новых программ обучения, способных вобрать необходимый, достаточно объемный знаниевый материал, фиксирующий уровневые характеристики человеческого знания, обязательного для общего более углубленного образования, а также образования профессионального, среднего и высшего. Это обусловливает, помимо прочего, четкую разработку временных режимов и новых форм организации образовательного процесса, обеспечивающих развитие творческих способностей и рост потребностей растущих людей в знаниях и понимании их значимости. Причем исторически новые парадигмы, новые концепции, новые принципы образования, отвечающие новому историческому времени, учитывающие реально совершающиеся в мире и в стране процессы, – жесткая необходимость. Естественно, при разработке новых теоретических позиций, новой стратегии и тактики организации образования важно сохранить общий потенциал отечественного образования, его основные принципы, направленные на выработку глубокого понимания мира и уважения человеческих ценностей, исторических достижений, культурных традиций.
Давид ФЕЛЬДШТЕЙН,вице-президент Российскойакадемии образования
Комментарии