В последнее время в связи с неблагоприятной экологической обстановкой, вредными привычками все чаще на свет рождаются дети с особенностями в развитии. В этом учебном году школа стала участником проекта ДОНМ «Ресурсная школа». Наша школа принимает всех детей с различными потребностями и возможностями здоровья. Первый класс для детей с ОВЗ был создан четыре года назад на базе корпуса с дошкольными группами «Радуга». У нас в школе замечательный педагогический коллектив. Мы единомышленники, у нас одна цель – вырастить и воспитать человека с большой буквы. Мы все стремимся сделать наше учебное заведение родным для каждого ребенка. И тут нужна атмосфера взаимопонимания, поддержки.
Как и здоровые дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказать только специально подготовленный педагог. Работу с данной категорией детей строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. На данном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Это и побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы и методы работы. Для более продуктивного использования времени работу с обучающимися стараюсь сделать познавательной и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Делаю так, чтобы детям было интересно. Это позволяет корригировать все когнитивные процессы, способствует росту активности, формирует положительный эмоциональный фон. Особую значимость предаю социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь им еще сложней выжить в современном мире.
Все время пытаюсь оценить, комфортно ли моим ребятам. На уроках стараюсь создать уютную, благоприятную, развивающую среду, налаживаю взаимодоверие с обучающимися, и дети отвечают мне благодарностью.
Важным направлением в своей работе считаю помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными потребностями. Ведь так важно поддержать родителей в определенный момент жизни, объяснить им то, что непонятно, вселить надежду, показать перспективу в дальнейшей жизни!
Да, в моей профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, заряжаться энергией для движения вперед. Я получаю удовольствие от работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя деятельность делает чью-то жизнь легче, интереснее, лучше.
Дети любого возраста, разного воспитания и образования всегда будут детьми, приносящими нам и радость, и трудности. А каким же должен быть тогда педагог, чтобы идти в ногу с современными детьми? Отвечая на этот вопрос, я хочу посоветовать каждому учителю следовать постулатам, которым меня научили мои дети:
– верить в людей;
– не торопиться думать обо всех плохо;
– верить в то, что света и добра в мире больше, чем зла и мрака.
С годами дистанция между взрослыми и детьми увеличивается, а учителю нужно сделать так, чтобы этого разрыва не было, чтобы мы, взрослые, сумели сохранить в себе хотя бы капельку «детскости».
Я благодарна своим ученикам за все и уверена, что они тоже благодарны мне. Ведь, как мне кажется, мы движемся вместе навстречу друг другу! Мои ученики – это теперь неотделимая часть моей жизни, часть меня и моей школы! И я не представляю свое будущее без них.

Ирина ЛЕДОВСКАЯ,
учитель школы №69 имени Б.Ш.Окуджавы