Народы, испокон веков ведущие кочевой образ жизни, за тысячи лет развития создали культуру, идеально приспособленную к суровым условиям своего проживания, – глубоко экологичную, не разрушающую окружающую среду, самобытную, яркую, ставшую подлинным украшением в мозаике человеческой цивилизации.
Создание музея кочевой культуры в школе «Ковчег», на наш взгляд, может помочь изменить устоявшиеся в сознании москвичей стереотипы о «дикости и отсталости» кочевников. Эта идея весьма созвучна принципам инклюзивного образования, которое в своей основе имеет идею преодоления барьеров и социальных стереотипов в отношении «иных» людей, признание ценности каждого человека, каждой личности и культуры.Перед создателями школьного музея стояли несколько задач: показать современную жизнь кочевников Севера и Великой степи, ее гармоничность, красоту, идеальную приспособленность к условиям тундры; ознакомить с историей кочевников Севера и Великой степи, которая насчитывает несколько тысячелетий, но остается достоянием узкого круга специалистов; ознакомить с мировоззрением кочевых народов – религиозными верованиями, эпосом, легендами, сказками, музыкой, песнями; ознакомить с произведениями профессиональных художников, поэтов, писателей и других представителей творческой интеллигенции народов Крайнего Севера, Монголии, Бурятии, Тувы и других регионов, где проживают кочевники; разработать цикл дискуссий, позволяющих посетителям в процессе анализа выявлять сильные и слабые стороны как традиционных, так и модернизированных культур. обеспечить возможность личного знакомства москвичей с представителями кочевых культур, включая творческую и научную интеллигенцию; способствовать формированию чувства солидарности москвичей с другими народами, сопричастности различным культурам.Музей кочевой культуры – «живой музей», предполагающий интерактивные методы работы с посетителями. Коллекция предметов быта размещена в подлинных жилищах кочевников, привезенных из Монголии, Киргизии, Ямало-Ненецкого округа. Все экспонаты действующие, большинство из них можно не только трогать, но и использовать по прямому назначению. Оформление площадки также отражает быт и духовную культуру кочевников, вокруг чума стоят нарты различных типов, святилище с черепами оленей. Оказавшись в музее, гости сразу же попадают на Дорогу Духов, где представлены разнообразные культы: монгольские священный курган обо и Дерево желаний, идолы-помощники народов Крайнего Севера.Работу с посетителями мы предполагаем строить таким образом, чтобы те, войдя в чум или юрту, могли почувствовать себя гостями семьи кочевников, а также попробовали освоить некоторые элементы их хозяйственной деятельности. Экскурсоводы в традиционной одежде угостят их чаем, расскажут о культуре ненцев, хантов, монголов, киргизов и других представителей кочевых народов. Ощутить себя в роли табунщиков, оленеводов и охотников смогут мальчики, экскурсовод будет учить их бросать аркан, правильно и метко стрелять из лука. Девочки попытаются освоить роль хозяек – поучатся делать нити из жил оленя, берестяную посуду, варить чай, собирать юрту. Ребята ознакомятся с национальными играми своих сверстников из Монголии, Киргизии, с п-ова Ямал. Музей рассчитан на работу со школьниками всех возрастных групп. Малыши в нем смогут потрогать и поиграть в настоящие предметы быта, примерить национальные костюмы, послушать сказки в очень теплой, уютной атмосфере кочевого жилища. Школьники 5-8-х классов, кроме знакомства с современным бытом и культурой кочевников, узнают героическую историю Севера, Великой монгольской империи, Кыргызстана, смогут поучаствовать в настоящем состязании акынов, отгадывая и загадывая традиционные философско-поэтические загадки. Старшеклассники и студенты смогут принять участие в дискуссиях о судьбе кочевых народов, в том числе в дискуссиях, проводимых вместе с представителями научной и творческой интеллигенции этих народов, обсудить насущные проблемы, предложить пути их решения. Мы полагаем, что ребята, принявшие личное участие в решение подобных проблем, не назовут коренных жителей тундры «отсталыми» и «дикими». Проведение на базе Музея фестивалей, концертов этнической музыки – важный элемент работы. Диалог культур на языке искусства затрагивает эмоциональную сферу, формируя межэтническую толерантность на подсознательном уровне. Зрители – в основном московские школьники и их родители – не только услышат песни, увидят танцы, но и узнают о сакральном смысле произведений, историю их создания. Музыканты расскажут о своих необычных инструментах, откроют секрет горлового пения и игры на варгане. Важным мы считаем начавшуюся работу клуба «Этнограф», где школьники «Ковчега» не только знакомятся с основами проведения и результатами этнографических исследований, участвуют вместе с родителями в этнографических экспедициях, проводимых музеем, но и сами готовятся стать юными экскурсоводами музея. Эта работа также проводится на принципах инклюзии.К.КУКСИН, директор школьного музея кочевой культуры
Комментарии