Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Законы общения

Дети и гаджеты

УГ - Москва, №01 от 05 января 2021. Читать номер
Автор:

Человеческое внимание – главная валюта ХХI века. Особенно детское. Предпочтения и интересы, заложенные в детстве, с высокой долей вероятности будут сопровождать человека всю жизнь. Как бы высокопарно это ни звучало, кто владеет детским вниманием, тот владеет будущим. А кто им владеет?

 

Война за внимание – смартфон против книги

Не так давно в айфонах появилась очень полезная и одновременно пугающая функция, позволяющая отслеживать экранное время. Для меня не было секретом, что в телефон я таращусь постоянно, но полученная цифра все равно напугала. Бесстрастная программа насчитала, что в среднем экран устройства мне что-то показывает 6 часов в день!

Можно сколько угодно находить самооправдания в духе «это нужно мне по работе» или «телефон крутил ролик в фоновом режиме, пока я чистил картошку». Но факт остается фактом. Если бы я тратил хотя бы половину указанного времени на чтение книг, то не жаловался бы на то, что у меня целая полка заставлена литературой, которую давно пора прочесть, но нет времени.

Детское внимание крайне ценно и не безгранично. И за него борются не только учителя, но и фильмы, реклама, музыка, торговые центры и главный король по части внимания – его величество смартфон.

Смартфон интереснее большинства уроков и книг. Информация из смартфона яркая, звучащая, переливающаяся и удивляющая. Смартфон привлекает внимание лучше, чем книга, не потому что дети какие-то не такие и не понимают ценность древних носителей информации. Он привлекает потому, что адресует свое послание к более древним центрам мозга. Мозг смотрит на смартфон, как лягушка на пролетающую неподалеку муху: с огромным инстинктивным интересом. Книга же – статичное скопление не особо интересных маленьких картинок (букв), которыми мы научились кодировать свои мысли. Для восприятия текста мозгу приходится делать двойную работу – смотреть на картинки и декодировать авторское послание. Он этого делать не любит. Мозг вообще ленив.

Можно ли сказать, что смартфон вреден для ребенка? Можно! Тема исследовалась многократно. Во Франции, к примеру, недавно был принят закон, запрещающий использование смартфонов и других электронных устройств в начальной и средней школе. Как вы понимаете, не от хорошей жизни. Да-да, смартфоны сделали нас асоциальными. Раньше-то все было иначе!

Стоит ли отнимать у детей смартфоны? Ну попробуйте! Готов поспорить, что подобная попытка выльется в грандиозный семейный скандал. И припоминать вам подобное «насилие над личностью» будут еще много лет.

Проблема не в смартфонах. Они лишь симптом. В мое детство, к примеру, шла дискуссия о том, стоит ли запрещать игру в кэпсы (они же «сотки», они же картонные кружочки с картинками) и тамагочи. Оба увлечения якобы дурно влияли на развитие и отвлекали от уроков. Запретить легко. Но, запрещая, надо предоставлять альтернативу.

Успехи в Интернете или мобильных играх способствуют повышению статуса ребенка в среде сверстников. Ребенок, лишенный возможности поднимать свой статус смартфоном или планшетом, может чувствовать себя обделенным и обиженным на фоне «коллег по опасному бизнесу».

Поэтому перед родителями и педагогами стоит очень важная стратегическая задача – всматриваться в интересы и предрасположенности ребенка и потихоньку деликатно работать на снижение экранного времени. Это долгий процесс, похожий на борьбу с лишним весом. Смартфон – как жир. Он умеет ждать. Он не обидчив. Как бессмысленна попытка резко сесть на диету, бегать по утрам, ходить минимум три раза в неделю в спортзал (и все это с понедельника), так и бессмысленен резкий запрет на пользование смартфоном. Он всегда возвращается, если не противопоставить ему новые привычки и мотивацию.

 

Смартфон/планшет или полный запрет?

В последнее время набирает популярность радикальный подход – не давать детям в руки смартфон, планшет и компьютер до конца средней школы. Хорошая ли это идея?

Плохая! Попытка оградить городского ребенка от современной техники запретом, как хрустальным куполом, обречена на провал. Просто потому, что в школе, во дворе, в нашем прекрасном дворце у него есть друзья, которые пользуются всеми благами цивилизации и на все лады расхваливают интересные ролики в YouTube и увлекательные игры. Рациональный (рациональный ли?) взрослый довод о том, что смартфоны вредны, ребенка не убедит. Это все равно что ввести полный запрет на сладкое и давать вместо конфет полезную несладкую овсянку на воде.

Гаджеты – зло? Нет! Гаджеты – это инструмент. Вопрос в том, как подобрать нужный инструмент и для чего использовать. Бывает, что неумелый пользователь попадает себе молотком по пальцам. Но так ли плох молоток?

Какой «инструмент» подобрать для ребенка? Однозначного ответа нет. Но есть авторское мнение. Надо исходить из удобства потребления/создания информации с помощью устройства. Самое вредоносное соотношение у смартфонов – 80/20. Эти устройства очень удобны для потребления информации. Их удобно носить с собой, на них очень легко и приятно отвлекаться на уроке. А сделать с помощью смартфона доклад и презентацию к нему с помощью смартфона возможно, но неудобно. Чуть лучше обстановка с планшетами – планшет в карман не положишь. Оптимальное соотношение у классических компьютеров на Windows или MacOS. Они одинаково удобны и для создания, и для потребления. А главное – их неудобно носить с собой, и, следовательно, ребенок не сможет отвлекаться на них каждую свободную минуту.

Отсюда самое рациональное соотношение – телефон-«звонилка» и настольный компьютер. Чуть хуже – телефон-«звонилка» и планшет с функциями родительского контроля и таймером на работу приложений (например, не больше часа в день игры). А еще «звонилка» значительно дешевле смартфона, ее нестрашно разбить и/или потерять.

Достаточно заменить смартфон на «звонилку» и компьютер? Недостаточно. На прекрасном черноземе без должного ухода вырастут только сорняки. Надо направить интерес ребенка к гаджетам в конструктивное русло. И тут на сцену выходит дополнительное образование. Например, в нашем Дворце творчества есть множество курсов, использующих компьютер.

Не надо бороться с ветряными мельницами: «подключенность» детей к электронным устройствам и Интернету – объективная реальность нашего времени. Но важно и нужно, чтобы «подключение» шло в созидательном ключе – в виде интересного ребенку дополнительного курса, раскрывающего его сильные стороны. Для кого-то подойдут основы программирования, а кому-то – видео­блогинг, майндмэппинг (создание схематических конспектов).

В последнее время набирает огромную популярность операционная система KaiOS. На мой взгляд, смартфоны на ней идеально подходят для детей. Они достаточно продвинуты, чтобы войти в WhatsApp или в YouTube, но они без тачскрина и с экранами размером со спичечный коробок, следовательно, долго «залипать» в подобное устройство не захочется. К сожалению, большинство телефонов на этой системе выходит в Индии и Африке (они популярны из-за очень низкой цены), но и в России стали появляться экземпляры. Самый известный – переиздание «банана» от Nokia (помните, по похожему телефону говорил Нео в первой «Матрице»?).

 

Приоритетные навыки

Запрет на использование современной техники для детей контрпродуктивен. Надо подбирать наименее вредные гаджеты. Предположим, у ребенка появился новый компьютер. Что дальше? Чему обучить ребенка в первую очередь?

Ответ может показаться странным, но первым делом надо научить слепой десятипальцевой печати. Одно из главных преимуществ компьютера перед смартфоном и планшетом заключается в том, что он удобен для творчества. Но как можно получить удовольствие от творчества, если банальный набор пяти строчек текста выливается в целую катастрофу с поиском «разбегающихся» по клавиатуре букв? (То ли дело смартфон! Там можно отправить такое удобное аудиосообщение! И никто не узнает, что у тебя «2» по русскому!)

Помните, вся жизнь ребенка будет связана с компьютерами. От класса к классу, от курса к курсу надо будет выполнять все более объемные задания за компьютером. Человек, умеющий печатать всеми десятью пальцами, не глядя на клавиатуру, не просто быстрее печатает и делает меньше опечаток. Главное – он не отвлекается на печать. Процесс перевода мысли в текст проходит на автомате. Вероятность потерять мысль в процессе поиска нужной буквы или знака стремится к нулю.

Хороший повод обучиться слепой печати – эргономичная клавиатура (печатать на ней, глядя на конопки, очень неудобно).

Возможно, сочетание «слепая десятипальцевая печать» выглядит пугающе, но на самом деле тут нет ничего сложного. Надо просто систематически заниматься с клавиатурными тренажерами. Можно смело порекомендовать «Соло на клавиатуре». На этом тренажере (сейчас он существует в веб-версии) выучились уже несколько поколений пользователей (разумеется, не нем свет клином не сошелся, есть альтернативы).

Рекомендую следующее сочетание – установить на компьютер программу родительского контроля и увязывать игровое время с временем, проведенным за клавиатурным тренажером.

Помните, чем раньше ребенок научится печатать вслепую, тем больше часов, дней, месяцев (а возможно, и лет) своей жизни он сэкономит для чего-то более полезного, чем медленная печать двумя пальцами и постоянное болтание головой от клавиатуры к монитору.

Вячеслав АФАНАСЬЕВ, педагог дополнительного образования, руководитель майндмэп-клуба Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»

P.S. Хочу отметить, что после стагнации почти в 6 лет на мировом рынке наметился рост продаж персональных компьютеров. В России та же тенденция. Вывод: люди наигрались в смартфоны и планшеты. Очевидно, что смартфоны и планшеты слишком примитивны и неудобны для создания контента, чтобы выиграть схватку у полноценных устройств.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt