Критерии оценок заданий конкурса «Учитель года города Краснодара»
6. Психолого-педагогический аспект занятия; стиль общения в позиции «учитель – ученик» и «ученик – ученик» (через призму результативности УДШ – учебной деятельности школьников) 8. Отбор и реализация содержания занятия 2. Выбор и применение форм, методов и средств 4. Результативность III4. Характер общения с учащимися Самоанализ урока 2. Выбор форм, организации, методов и средств 3. Результативность 4. Личные, профессиональные качества учителя
I тур
Заочный
(максимум 150 баллов)
Видеоурок
(максимум – 80 баллов)
1. Организационный момент учебного занятия (5 баллов):
– подготовка учащихся к началу занятия, включение в деловой ритм учебного занятия (УЗ);
– подготовленность оборудования, технического оснащения урока и т.п.
2. Целеполагание (10 баллов):
– ясность и четкость постановки цели и задач УЗ;
– взаимосвязь поставленной цели с изученным ранее материалом;
– отражение специфики номинации.
3. Определение типа и формы УЗ (5 баллов):
– доведение до учащихся целесообразности выбора типа и формы занятия, учета их реакции;
– разнообразие форм и видов деятельности.
4. Мотивация учебной деятельности школьников на занятии
– целенаправленное создание атмосферы заинтересованности при изучении темы УЗ;
– ориентация учащихся на удовлетворение личностно-ориентированных потребностей в пределах УЗ.
5. Организация учебной деятельности школьников
(15 баллов):
– характер учебных заданий, вопросов, упражнений:
1. проблемный, исследовательский;
2. репродуктивный, по образцу;
– соотнесение речевой активности школьников и учителя в ходе УЗ (в зависимости от типа УЗ):
1. преобладает речь учащихся;
2. преобладает речь учителя (если это не лекционный вид УЗ);
– привлечение учащихся к комментированию и оценке (анализу) ответов одноклассников.
6. Психолого-педагогический аспект занятия; стиль общения в позиции «учитель – ученик» и «ученик – ученик» (10 баллов):
– преобладание положительных эмоций учителя и учащихся;
– гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса;
– взаимодействие в освоении учебного материала в позициях «учитель – ученик», «ученик – ученик», «группа – группа».
7. Методы, технологии преподавания
(через призму результативности УДШ – учебной деятельности школьников) (10 баллов):
– традиционные методы преподавания;
– собственные оригинальные методические приемы;
– использование инновационных педагогических технологий;
– оправданность выбора методов, форм и способов обучения.
8. Отбор и реализация содержания занятия (15 баллов):
– соответствие содержания УЗ поставленным целям и задачам (полное, в значительной степени, частичное);
– научность, доступность, наглядность, гуманитарная направленность;
– необычность, новизна, занимательность учебного материала;
– достаточность и содержательная ценность учебного материала;
– оптимальность объема учебного материала.
Видеомероприятие
1. Содержание мероприятия (30 баллов):
– ясность, четкость, конкретность постановки целей и задач мероприятия;
– отбор материала, позволяющий решить поставленные воспитательные цели и задачи;
– научность;
– актуальность;
– глубина;
– убедительность.
2. Выбор и применение форм, методов и средств (10 баллов):
– соответствие поставленным целям и задачам;
– оптимальность;
– степень владения конструированием и уровень воплощения замысла.
3. Личные, профессиональные качества педагога (25 баллов):
– профессиональная эрудиция;
– способность к творчеству, импровизации;
– психолого-педагогическая компетентность;
– неординарность и глубина педагогического мышления;
– владение приемами ораторского искусства (яркость, образность, аргументированность, убедительность, эмпатия).
4. Результативность (15 баллов):
– умение создавать благоприятный психологический климат;
– организация обратной связи с учениками;
– создание условий для творческой активности, заинтересованности детей;
– подведение итогов мероприятия.
Самоанализ (видеоурока или видеомероприятия)
(максимум 30 баллов)
1. Оптимальность выбора схемы самоанализа (5 баллов).
2. Системный подход к самоанализу: глубина и полнота охвата важнейших аспектов урока (9 баллов).
3. Владение педагогической рефлексией (6 баллов).
4. Объективность и адекватность самооценки (5 баллов).
5. Конструктивность самоанализа (5 баллов).
Творческая работа – сочинение
(максимум 40 баллов)
1. Умение выявить и сформулировать проблемы и задачи своей профессиональной деятельности, педагогической концепции, наметить пути их решения (15 баллов).
2. Профессиональная эрудиция, компетентность (15 баллов).
3. Яркость, образность, убедительность, умение привлечь внимание читателя к собственному видению и разрешению противоречий, к своему опыту (10 баллов).
II тур
«Педагогическая рефлексия»
О себе за 60 секунд
(максимум 20 балов)
1. Содержательная ценность, соответствие жанру презентации (10 баллов).
2. Яркость, выразительность в подаче материала, оригинальность воплощения (6 баллов).
3. Художественные способности (риторические, артистические, музыкальные и т.д.) (4 балла).
Жизнь в профессии
(максимум 80 баллов)
1. Обоснование актуальности проблемы педагогического опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею опыта (10 баллов).
2. Своеобразие концепций, подходов, наработок (10 баллов).
3. Раскрытие путей реализации концепций, подходов (5 баллов).
4. Аргументированность преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса, в выборе педагогического инструментария. Обоснование изменений в содержании образования (если таковые имеются) (10 баллов).
5. Обоснование использования предлагаемых методик и технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методами обучения (10 баллов).
6. Способность к глубокой профессиональной рефлексии своего опыта. Наличие перспектив в саморазвитии (15 баллов).
7. Применение в своей работе последних достижений науки и педагогической практики (5 баллов).
8. Количественные и качественные характеристики приложений, раскрывающих предлагаемые компоненты педагогического опыта (разработки уроков, дидактические материалы, технологические карты и др.) Культура оформления материалов (10 баллов).
9. Артистичность, яркость и эмоциональность в подаче материала; выразительность, вдохновенность речи; мимика, пластика. Способность к экспромту и импровизации (5 баллов).
Педагогическая гостиная
(максимум 50 баллов)
1. Авторская позиция в образовании. Актуальность проблем, затронутых конкурсантом (10 баллов).
2. Глубина и аргументированность высказываний. Убедительность, доказательность. Логика изложения материала (10 баллов).
3. Владение и следование последним достижениям науки и педагогического опыта. Аналитическая культура (15 баллов).
4. Толерантность, умение дискутировать. Стиль и культура общения (5 баллов).
5. Артистичность, яркость и эмоциональность выступлений, выразительность речи и мимики. Лаконичность (5 баллов).
6. Способность к экспромту и импровизации (5 баллов).
III тур
«Урок Мастера»
(максимум 170 баллов)
Урок (максимум 130 баллов)
1. Содержание урока (30 баллов):
– целесообразность;
– структурирование и дифференциация по сложности и объему, глубина содержания;
– инновационность;
2. Выбор и применение методов и средств (20 баллов):
– уровень владения выбранными методами и средствами;
– оригинальность, уникальность, самобытность методики;
– возможность передачи методики другим учителям (технологичность).
3. Результативность (30 баллов):
– определение цели урока и уровень ее достижения;
– подведение итогов урока;
– организация обратной связи с учениками.
4. Характер общения с учащимися (15 баллов):
– качество взаимодействия учителя с учеником;
– умение создавать условия и способность вовлекать учеников в совместное творчество;
– качество взаимодействия учеников между собой.
5. Личные профессиональные качества учителя (35 баллов):
– психолого-педагогическая состоятельность в различных учебно-дидактических ситуациях;
– артистизм, яркость, эмоциональность, выразительность; вдохновенность речи, мимика, пластика.
Самоанализ урока (максимум 40 баллов)
2. Системный подход к самоанализу: глубина и полнота охвата важнейших аспектов урока (10 баллов).
3. Владение педагогической рефлексией (10 баллов).
5. Конструктивность самоанализа (10 баллов).
IV тур
«К вершинам педагогического Олимпа»
(максимум 45 баллов)
Тестирование на выявление теоретической психолого-педагогической компетенции финалистов
Тест содержит 15 заданий. За каждый верный ответ – 2 балла, неверный – 0 баллов.
Решение психолого-педагогической эвристической задачи
1. Энциклопедичность знаний, фундаментальность профессиональной подготовки (5 баллов).
2. Гуманистическая направленность и широта педагогического мышления (5 баллов).
3. Гибкость мышления, быстрота реакции; нестандартность решения, его аргументированность (5 баллов).
Суперфинал
Мини-урок (фрагменты)
(максимум 60 баллов)
1. Содержание мини-урока (фрагментов) (15 балов):
– структурирование и дифференциация по сложности и объему;
– глубина содержания;
– инновационность.
2. Выбор форм, организации, методов и средств (15 баллов):
– соответствие поставленным целям, задачам, собственной педагогической концепции;
– оригинальность, уникальность, самобытность методики.
3. Результативность (15 баллов):
– определение цели мини-урока (фрагментов) и степень ее достижения;
– подведение итогов мини-урока (фрагментов), конструктивность выводов и заключений;
– обратная связь с учениками, создание условий для творческой активности детей.
4. Личные, профессиональные качества учителя (15 баллов):
– способность к творчеству, к практической реализации своей педагогической концепции;
– владение экспромтом и импровизацией.
Самоанализ мини-урока (фрагментов)
(максимум 20 баллов)
1. Умение реализовать концептуальные педагогические положения в своей практической деятельности (5 баллов).
2. Владение педагогической рефлексией (5 баллов).
3. Объективность и адекватность самооценки (5 баллов).
4. Конструктивность самоанализа (5 баллов).
Комментарии