Прост, надежен, спортивен, демократичен. Думаете, это о любимом мужчине? Вовсе нет. Такое мнение я услышала в Центре детско-юношеского туризма и краеведения о велосипеде. Да, да, том самом двухколесном друге, который дает возможность человеку побывать и на горных перевалах, и на берегах великих рек, увидеть древние города и красивейшие уголки природы.
Досье «УГ»Знаете ли вы, что… Слово «велосипед» переводится с латыни как «быстрые ноги». Первым «велотуристом» на Руси стал крепостной умелец с Урала Ефим Артамонов. В 1801 году он на своем двухколесном чуде, изготовленном самолично, прибыл с Урала в Москву на коронацию императора. За такое путешествие уральский умелец Левша получил вольную. На его диковинный «бицеклет» сбегались посмотреть толпы зевак. Массовое увлечение ездой на велосипеде началось в конце XIX века. Велосипед был привилегией высших чинов. В уставах многих велосипедных кружков и обществ указывалось, что членами их не могут быть низкие чины и лица женского пола. Первые соревнования велосипедистов в России состоялись 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском поле. Соревновались на двух дистанциях в 1,5 и 7,5 версты. Победители преодолели эти расстояния соответственно за 3 мин. 38 сек. и 22 мин. 34 сек. Первое кругосветное путешествие на велосипеде совершил американец Стивенс. Из Сан-Франциско он доехал до Атлантического океана, за 103 дня преодолев 5 933 км. Затем из Англии отправился в Тегеран (6500 км за 104 дня), далее через Персию в Индию, Японию, затем в Америку. 18 июня 1890 года Стивенс посетил Льва Толстого в Ясной Поляне. Эта встреча оказала большое влияние на писателя: граф увлекся велосипедом. Многие знаменитые люди всю жизнь были дружны с двухколесным «стальным конем». Среди них: В.Гюго, Д.Верди, М.Твен, А.Фет, И.Павлов, К.Циолковский, Р.Кармен, С.Бернар, М.Светлов, Э.Золя, Б.Шоу, Э.Хемингуэй и другие. Самым велосипедным городом в России считается подмосковная Дубна, где более половины жителей почти ежедневно используют этот экологически чистый вид транспорта.
Статфакт80 процентов велосипедов, представленных на российском рынке, производится в Тайване. Даже пермские «Форварды» и подмосковные «Стелс» собираются из тайваньских комплектующих.Начинающим любителям велоспорта небезынтересно будет узнать, что: шоссейные велосипеды хорошего класса марки Cannondale можно купить за 20000 рублей; горные Merida Matts стоят от 9500 рублей; шоссейно-горные Atom, Forward, Stels, Wing – от 2500 рублей; прыжковые Haro, DK, BMX – от 5000 рублей; прогулочные (складные) Аист, К-1, Tramp – от 2000 рублей.
В чем преимущества путешествий на велосипеде перед пешими прогулками? Не только в скорости и возможности увидеть в десять раз больше. Велотуристы убеждены, что езда на «двухколесном чуде техники» снимает усталость, является источником энергии, обеспечивает прилив эмоций и хорошее настроение. К тому же это прекрасный способ сбросить накопившиеся за зиму лишние килограммы. Врачи считают, что езда на велосипеде улучшает кровообращение, укрепляет мускулатуру, нервную систему. Туристы добавляют, что дружба с велосипедом помогла им развить смелость, мужество, силу воли – то есть все прекрасные качества, которые так важны для представителей сильного пола.
Чтобы достичь высокой техники езды, нужно много ездить по лесным дорогам, тренировать внимание и развивать технику педалирования (это способность велосипедиста развивать большую частоту вращения педалей при относительно спокойном внешнем состоянии).
В длительный поход лучше отправляться сплоченным коллективом. Недаром в последнее время становится популярен семейный велотуризм. Группа, как правило, должна быть немногочисленной – не более 10 человек. Обязанности в походе распределяются заранее. Примерный список обязанностей таков: руководитель, ответственные за питание, за снаряжение, санинструктор с аптечкой, механик.
Чтобы в дороге было меньше хлопот, надо подготовиться к походу тщательно и правильно выбрать велосипед. Советы бывалых велотуристов таковы. Прежде всего у велосипеда должна быть прочная и легкая рама. Как правило, путешествуют на спортивно-туристских велосипедах, у которых до десяти скоростей. Обязательным элементом для всех «двухколесных друзей» является задний багажник и желательно передний. Нагрузка на багажники в походах очень значительна, потому стоит заранее проверить их на прочность.
Отправляться в путешествие сразу на только что купленном велосипеде нельзя. Сначала нужно смазать и отрегулировать каждый узел, подтянуть спицы, произвести регулировку колес. Рабочим состоянием спиц можно считать такое, при котором от усилия в 5 кг в центре спицы ее отклонение в этом месте составляет не более 5 мм (эту операцию легко проделать при помощи линейки и безмена).
Заднее колесо должно иметь хорошую амортизацию. Наиболее уязвимое место велосипеда во время похода – именно заднее колесо. Требуется частая замена спиц во время путешествия. Если сразу не заменить сломанную спицу, может произойти более серьезная поломка. Например, разбалансировка других спиц и «складывание» колеса. Такие случаи наблюдались у перегруженных велосипедов на быстром спуске. Так что будьте внимательны к заднему колесу – оно чаще всего подводит велосипедиста в походе, так как на заднем багажнике приходится перевозить большие грузы по неровным дорогам.
В велопутешествии важно разработать правильный режим движения. Начинать двигаться утром рекомендуется в замедленном темпе – организм должен настроиться на работу. Постоянно скорость увеличивается, но она должна быть приемлема для самого слабого участника группы. Обычно через 50 минут движения на велосипеде группа останавливается на десятиминутный отдых. В это время проверяется техническое состояние велосипеда, устраняются мелкие неполадки. В темное время суток движение на велосипедах невозможно, так как нет гарантий безопасности. Правильное составление графика движения – одно из важнейших условий похода. В графике обязательно должны быть предусмотрены резервные дни на непогоду, ремонт велосипедов и т.д.
Возьмите на заметку и другие не менее важные советы бывалых туристов. Перед крутыми и длительными спусками обязательно проверяйте тормозную систему велосипеда, подтяните тросики, гайки, тормозные колодки, попробуйте шины.
При движении по заболоченной местности следует выбирать высокие места. Нельзя двигаться по старой колее.
Одежда велотуриста должна быть удобной, из натуральной ткани и не стеснять движений – это приводит к перегреву организма. В летний теплый день костюм может состоять из футболки и шорт, в прохладную погоду пригодится ветровка и рубашка.
Обувь в походе должна быть легкой, прочной, с жесткой подошвой. В любую погоду рекомендуется надевать специальные велоперчатки. Они защищают руки от ссадин при падении и помогают крепко держать руль.
В качестве головного убора наиболее удобны бейсболки. Козырек должен прикрывать глаза от солнца, в дождливую погоду защищать от капель. Но чересчур длинный козырек не рекомендуется, так как создает неудобство, закрывая обзор.
Велотурист привязан к дорогам, и потому его одежда должна быть издали заметна автомобилистам. Рекомендуется надевать яркие по цвету футболки и куртки.
Главный совет профессионалов таков: не изобретайте сами велосипед, а просто приобретите нужную модель и путешествуйте с комфортом по городам и весям. И пусть вам помогут быстрые ноги.
Советы бывалых велотуристов записала Надежда ТУМОВА
Комментарии