search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Деревянные избы Руси. Когда в детских садах наступит эра новых технологий?

Ян Амос Коменский, великий чешский педагог, писал о том, что в «первые годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым впоследствии придется только развиваться». Так и человек в самом раннем возрасте раскрывает свои способности и душевные качества, которые с годами будут только совершенствоваться. Это хорошо осознают все специалисты, причастные к дошкольному образованию в Республике Марий Эл. И потому почти в каждом выступлении шла речь о роли воспитателя в будущей судьбе каждого человека.

Не подготовка к жизни, а сама жизнь

Валентина Семенова, воспитатель детского сада №2 поселка Сернур, считает, что пребывание ребенка в детском саду – это не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел в этот период ребенка, что вошло в его сердце и разум, зависит его дальнейшая учеба, его дальнейшая судьба:

– Сегодня ребенок 3-7 лет большую часть времени проводит в детском саду. Пять дней в неделю с 7 до 18 часов. В течение 60 часов в неделю мы заменяем малышу и маму, и папу, и бабушку. Нам доверяют самое дорогое – своих детей. И мы несем за них ответственность. Не только за их жизнь и здоровье, но и за всестороннее развитие и воспитание. Пытаемся создать условия для комфортного проживания ребенка в детском саду.

– Не пора ли нам признать, что дошкольное воспитание – самый уникальный момент в жизни человека? – спрашивает Людмила Волкова, председатель Параньгинской районной организации профсоюза, – когда формируется его здоровье, ежедневно развиваются ум и чувства. Если этого не будет, трудно станет учить ученика в школе. Ведь крона дерева не сможет сформироваться, если лишить его корней. Вместе с тем это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. А насколько хорошо они понимают душу малыша, насколько знают его психологию?

С ней соглашается музыкальный работник детского сада №6 поселка Приволжский Волжского района Ирина Леонтьева:

– Дошкольное образование – первый и очень важный этап обучения и воспитания. Это не подготовка к жизни, это сама жизнь. Но только при условии, что развитие ребенка идет с учетом его потребностей и задатков. Его учат коммуникативным навыкам, помогают ему сохранить и улучшить здоровье. Воспитывая детей, мы не имеем права на грубость и раздражение, мы должны быть мудрыми и щедрыми на доброту, ответственными за детей, а значит, ответственными за будущее страны, республики.

Не могла не сказать о роли воспитателя в жизни ребенка и заместитель председателя Государственного собрания Республики Марий Эл, председатель комитета по социальному страхованию Валентина Злобина:

– Воспитательница – это первая любовь ребенка. Она помогает ему сделать первый шаг в новый, еще не ведомый ему мир.

Через все выступления прошла мысль о том, что очень многое зависит от личности воспитателя, его любви к детям, его профессионализма, его умения творчески относиться к своей работе.

Игрушки-самоделки

Во время перерыва мне удалось поговорить с профсоюзным лидером одного из районов республики – Еленой Семахиной. Она всего три месяца возглавляет профсоюзную организацию, но и за это короткое время вполне ощутила те главные проблемы, которые вынуждают дошкольное образование выживать. Прежде всего, это плохое финансирование и как следствие – слабая материальная база. В этом сельском районе в основном нетиповые здания детских садов. Обычные деревенские избы – даже не прошлый, а позапрошлый век. Нет воды, отсутствует канализация. Конечно, районная администрация помогает, но и у нее недостаточно средств. К ремонту приходится подключать родителей. Игрушек мало. Они по большей части сделаны руками воспитателей.

Елена Земскова, член родительского комитета детского сада №1 Йошкар-Олы, тоже говорила о скудной материальной базе учреждений дошкольного воспитания. Развивающих игр сегодня появилось великое множество, но в детских садах их нет, только иногда покупают… сами родители. Нынешний век с его высокими технологиями совсем не ощущается во многих детских садах.

Та же боль звучала в выступлении учительницы начальных классов школы №1 города Волжска Резеды Романовой:

– Малышам необходимы современные игры, а они из-за недостаточного финансирования остаются без игрушек. И воспитателям приходится делать своими руками дидактические, сюжетно-ролевые игры.

Сегодня дошкольная система находится в условиях выживания. Все упирается в финансирование, которое остается основной проблемой. Во многих детских садах только игры и игрушки, купленные еще во времена перестройки. Все они устарели и разваливаются. В нашем детском саду удалось поменять мебель только благодаря родительскому совету. Мы закладываем фундамент для дальнейшего образования ребенка, но будет ли он прочен, если материальное положение детских садов такое шаткое?

Дошкольные учреждения сегодня переполнены, увеличиваются ряды очередников. В начале 90-х годов прошлого века многие типовые здания опустевших детских садов распродали, вернуть их невозможно. Речь идет о строительстве новых. В Марий Эл они строятся. Часть прежних зданий пытаются вернуть, к этому подключились руководители республики.

Совершенствование мастерства

Оршанский педагогический колледж – главная кузница кадров педагогов дошкольного воспитания и начального образования. О его деятельности в этом направлении подробно рассказала директор Светлана Яровикова:

– В 1995 году дошкольное отделение было преобразовано в школьно-дошкольное. Подготовка велась по двум специальностям «учитель начальных классов» и «воспитатель детского сада». Была предусмотрена необходимость преемственности между дошкольным образованием и начальным школьным. По заявке Министерства образования республики мы создали курсы переподготовки учителей начальных классов и воспитателей.

Сейчас в колледже нет такой подготовки, потому что государственный стандарт не предполагает интегрированной специальности. Но мы сохранили идею. Студенты одной из групп начальных классов осваивают программу для работы с дошкольниками.

Ежегодно мы набираем одну группу на базе 11 классов. Эти студенты получают специальность воспитателя, а также воспитателя детей с недостатками речевого развития. Есть хорошая база для подготовки музыкальных руководителей. Мы можем гордиться учебно-методической базой, лабораторным и кабинетным оборудованием. Имеется достаточный диагностический материал для психолого-педагогического обследования детей. В учебный процесс широко внедряются современные образовательные технологии, метод проектирования. В течение трех лет четко прослеживаются трудоустройство и дальнейшее продвижение каждого выпускника. Однако воспитателей в республике не хватает. В некоторых районах они имеют только общее среднее образование.

Потребность в педагогах этого звена растет. Скажем, детские сады Волжска в следующем году готовы принять не только весь выпуск нашего дошкольного отделения, но и школьного, получившего дополнительную квалификацию – воспитатель. Огорчает, что останутся невостребованными узкие специалисты: руководители музыкального и физического воспитания.

О проблеме кадров говорила и ректор Марийского института образования Светлана Домрачева. По ее мнению, воспитатель должен владеть навыками мониторинговых исследований, быть настроен на творческое отношение к своей работе. В институте имеется научно-методическое сопровождение проектной деятельности, к которой следует приобщать и «дошкольников». Ведь сегодня к педагогам этой ступени предъявляются те же требования, что и к школьным учителям. Поэтому задача методиста, работающего с ними, заключается в том, чтобы помочь воспитателю быть инициативным, развивать исследовательские компетенции, смело использовать новые технологии.

С учетом современных требований в институте созданы новые модели повышения квалификации. Сюда входят разные виды курсов: проблемные, интегрированные, выездные, курсы по индивидуальной программе.

Людмила Волкова, председатель профсоюзной организации Параньгинского района, считает, что воспитатели именно благодаря повышению своей квалификации неоднократно побеждали в конкурсах по разработке программ. Авторский коллектив педагогов-дошкольников разработал и опубликовал 11 методических пособий, в том числе посвященных актуальным проблемам обучения детей с отклонениями в развитии. В районе благодаря стремлению повышать свою квалификацию из 26 педагогов дошкольного воспитания 24 имеют высшее образование, 46% – высшую категорию.

Одного энтузиазма мало

За какую проблему современного дошкольного образования ни возьмись, она кажется самой вопиющей, требующей безотлагательного решения. Сегодня воспитатели и другие работники этого звена не чувствуют себя защищенными, они получают зарплату, на которую невозможно прожить и одному, тем более с семьей, о них часто забывают и федеральная власть, и муниципальная. А то, что дошкольное образование еще существует, так это благодаря энтузиазму его работников, а он без поддержки может угаснуть.

Воспитатель Валентина Семенова не могла не затронуть такую большую для всей сферы дошкольного воспитания проблему, как материальное положение работающих в ней:

– Многие наши стремления невозможно реализовать без государственной поддержки. Нельзя допустить, чтобы дошкольное образование оставалось на том же уровне развития, вернее выживания. Мы социально не защищены, нас не обеспечивают жильем, остается очень низкой заработная плата. Так, ставка начинающего воспитателя составляет 1888 рублей, младшего воспитателя – 1380 рублей. Это в два раза ниже прожиточного уровня. Мы считаем, что такая зарплата не только не дает возможности для нормального существования, но и унижает достоинство человека.

Это главный фактор, почему молодые специалисты не идут работать в детские сады. Дошкольные педагоги самые низкооплачиваемые в образовании. В последнее время в связи с повышением рождаемости наполняемость групп стала превышать норму. Это дополнительная нагрузка на работников группы, за которую должна быть доплата.

Считаю, что нас, работников дошкольного образования, неоправданно не включили ни в один из национальных проектов.

Родительница Елена Земскова сообщила, что в группе детского сада, которую посещает ее ребенок, более двух месяцев работает один воспитатель, с 7 до 18 часов ежедневно, и хотя у нее высшее образование, высшая категория и большой стаж работы, ее зарплата – 2,5 тысячи рублей.

Педагог Резеда Романова утверждает, что те, кто передает ей детей для дальнейшего обучения, живут намного труднее, чем школьные учителя. А обслуживающий персонал – повара, нянечки еще менее обеспечены. Воспитателям приходится подрабатывать сторожем, мыть коридоры и кабинеты во время тихого часа вместо того, чтобы готовиться к следующим занятиям.

– Я обращаюсь к республиканскому правительству с предложением: повысить зарплату всем работникам отрасли не менее чем в полтора – два раза в этом году. Увеличить дополнительный фонд оплаты труда до 25%. Необходимо предусмотреть плату за замену во время отпуска, очного обучения, в праздничные дни, сверхурочную работу. Приравнять медицинских работников детских дошкольных учреждений к медицинским работникам здравоохранения.

Об этом же говорила Людмила Волкова, председатель Параньгинской районной организации профсоюза.

Марина Стенина, ведущий специалист ЦК профсоюза, подчеркнула, что те проблемы, которые были названы в большинстве выступлений, являются общероссийскими. Она тоже не согласна с тем, что решение вопросов дошкольного образования – это приоритет национальных проектов на местах.

– Достаточно ли у муниципального образования сил для того, чтобы эти задачи выполнить? – спрашивает она. – Есть такие, которые могут привлекать дополнительные источники финансирования, используя какие-то новые формы работы, новые технологии. Но есть и такие дошкольные учреждения, которые не имеют такой возможности.

Несправедливо, считает представитель ЦК профсоюза, что проблемы дошкольного воспитания было предложено решать в рамках национального проекта в форме выплаты компенсации родителям за содержание детей в детских садах. Это нецелесообразно с точки зрения доступности услуг дошкольного образования. Количество очередников только увеличится.

«Мы вас услышали»

Проблемы, которые обсуждались на VI пленуме республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки Марий Эл, действительно сверхактуальны и злободневны. Это видно из всех выступлений, это видно из того, что в работе пленума участвовали три депутата Законодательного собрания Марий Эл, заместитель председателя Государственного собрания Республики, председатель Комитета по социальному развитию Валентина Злобина, председатель республиканского Профобъединения Ольга Цветкова, ведущий специалист ЦК профсоюза Марина Стенина.

В своем выступлении Марина Николаевна отметила высокую степень заинтересованности всех участников и гостей. Каждая республиканская структура готова обсуждать поставленные пленумом вопросы, и этот диалог поможет найти реальные пути решения проблем.

Марина Николаевна подчеркнула, что дошкольное воспитание реагирует на все изменения в сфере образования, в том числе на высвобождение педагогических кадров в связи с демографической ситуацией. В связи с этим ЦК Профсоюза обратил внимание Совета Федерации, Комитета по образованию и науке Госдумы на то, что необходимо уравнять права педагогов школы и детских садов, тем самым дав учителям реальную возможность перейти в случае сокращения в дошкольное учреждение. Сегодня большинство педагогов к этому не готовы, потому что в школе 18 часов нагрузки и 50 дней отпуска, а в детсаду – 36 часов работы и 42 дня отдыха.

Заместитель председателя Государственного собрания Марий Эл Валентина Злобина поблагодарила участников пленума за то, что они четко и ясно обозначили не только те проблемы, которые требуют кардинальных изменений в законодательстве РФ, но и те рабочие вопросы, которые станут сферой парламентского контроля республики, их можно будет решать на местном уровне: «Мы услышали о ваших проблемах и будем над ними работать».

Председатель Профобъединения Республики Марий Эл Ольга Цветкова предложила в ближайшее время провести в одном из районов заседание социального комитета. Она считает, что первым национальным проектом должен был быть проект по дошкольному воспитанию, потому что именно в детском саду начинает формироваться человек. Ольга Николаевна сообщила о шагах муниципальной власти по повышению зарплаты воспитателей. Так, в Козьмодемьянске за счет собственных средств ее подняли сначала на 7%, а с 1 апреля еще на 3%. Это, по словам Ольги Цветковой, первый шаг, а второй – найти небольшие гранты в тех же муниципалитетах на развитие дошкольного образования.

Все предложения (а они не только звучали в выступлениях участников пленума, но и подавались в письменном виде) будут изучены самым внимательным образом и в республиканском профсоюзе, и депутатами, и правительством Марий Эл. Есть уверенность, что все они станут основой как ближайших, так и более отдаленных действий по сохранению и дальнейшему развитию системы дошкольного воспитания.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте