На очередном заседании Общественного совета от имени Департамента образования отчет о работе в 2014-2015 учебном году представила заместитель руководителя Татьяна ВАСИЛЬЕВА.
Образовательные результатыС 2010 года подход к выявлению, поддержке и развитию таланта у детей в школах Москвы расширился. Принцип развития одаренных детей, предполагавший только поиск и отбор талантливых учащихся, совершенствование талантов в узком круге спецшкол, рассматривавший различные предметные олимпиады как элитное мероприятие для избранных, дополнился принципом развития детской одаренности в каждой школе.Новый подход обеспечивает системное развитие разнообразных талантов каждого ребенка в каждой школе, в территориальной доступности от дома. У каждой школы появились возможности, которые прежде были прерогативой нескольких десятков спецшкол.Развитие талантов осуществляется в тесном сотрудничестве с городскими структурами, подведомственными столичным департаментам образования, культуры, физической культуры и спорта, совместно с профильными вузами, специализированными образовательными организациями. Переход школ на пятидневную учебную неделю дал стимул к освоению культурно-образовательного пространства города, проектной деятельности в вузах, организациях культуры.В многопрофильных школах появились условия для создания атмосферы для достижения высоких образовательных результатов.Итоги единого государственного экзамена демонстрируют рост числа выпускников, показывающих высокие результаты. Так, доля набравших 190 и более баллов по трем предметам увеличилась с 2010-2011 учебного года с 34,7% до 44,6%, набравших 220 и более баллов – с 14,3% до 23,7%, а набравших 250 и более баллов – с 3,2% до 8,2%.Сегодня участие во Всероссийской олимпиаде школьников перестало быть уделом избранных. Участвовать и побеждать в олимпиаде теперь можно, обучаясь в любой школе (с 2012 года школьный этап проводится во всех московских школах). Олимпиады становятся реальным инструментом выявления и развития таланта каждого. Количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015 г., – более 600 (более 90% всех школ города). Для сравнения – в 2010 г. их было около 400 (25% московских школ).Благодаря этому качество участия сборной Москвы в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников значительно улучшилось. В 2015 г. на всероссийском уровне достигнуты очень высокие результаты – 583 человека стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Этот показатель по сравнению с 2010 г. возрос более чем в 2 раза (в 2010 г. 278 человек стали победителями и призерами). В текущем году 124 обучающихся из московских школ добились высшего результата в заданиях по выбранному предмету и стали победителями заключительного этапа (в 2010 г. эта цифра составляла 73 человека).Основная тенденция – неуклонный рост числа школ, которые готовят призеров и победителей. С 2010 года количество школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, увеличилось в 2,5 раза – с 74 школ (5% от числа всех общеобразовательных организаций) до 181 (28,3% московских школ). Эти показатели свидетельствуют о том, что качественное образование в Москве сегодня доступно гораздо большему числу детей.Другим подтверждением роста качества образования в Москве стал тот факт, что в опубликованный в сентябре 2014 года рейтинг 500 лучших школ России включены 126 московских школ (2013 год – 89 школ).В список лучших 25 школ страны вошли 13 образовательных организаций города Москвы (2013 год – 7 школ).Социальные результатыСоциальные результаты проявляются прежде всего в возросшей доступности образования.Полностью ликвидирована очередь на получение места в детском саду (в 2010-2011 учебном году в очереди стояли более 15 тысяч детей в возрасте старше 2 лет 6 месяцев).Введенная система электронной записи позволила навести порядок при поступлении в 1-й класс, снять зачастую необоснованный ажиотаж вокруг зачисления в отдельные школы, ликвидировать первоапрельские костры у общеобразовательных организаций.Для 22% поступивших в первые классы в прошлом году и для 52% поступивших в этом году процедура зачисления упростилась до минимума, поскольку эти дети перешли в первые классы из дошкольных групп этих же школ.Расширяется практика инклюзивного образования. Это позволило прийти в школу детям, которых до этого обучали дома или в закрытых школах, что ограничивало их возможности для развития и социализации. Сегодня по программам инклюзивного образования в обычных школах учатся более 8 тысяч детей (в 2011 году – 6,7 тысячи детей).Важно, что доступным стало не просто образование, а качественное образование. Составляемый на основе объективных результатов рейтинг школ наглядно демонстрирует, что как минимум 400 школ демонстрируют высокое качество работы, и главное, что такие школы есть в каждом районе Москвы.Более чем двукратное снижение правонарушений также говорит о реальных социальных результатах системы образования.Создание условий для развития системы образованияОписанные результаты были бы невозможны без планомерной работы по созданию условий для развития системы образования.К числу таких условий относятся прежде всего повышение материального стимулирования педагогов и повышение престижа педагогической профессии.Увеличение финансирования образовательных организаций в сочетании с финансово-хозяйственной самостоятельностью, более рациональным подходом к использованию кадровых ресурсов обеспечили значительный рост заработной платы педагогических работников. Их средняя заработная плата выросла с 35,1 тысячи рублей в 2010 году до 62 тысяч в I квартале 2015 года. Средняя зарплата учителя за этот же период увеличилась с 39,2 тысячи рублей до 70 тысяч рублей. Увеличение бюджетного финансирования системы образования Москвы более чем на 43% за период с 2010 года позволило качественно укрепить ее материально-техническую базу.Всего за этот период построены более 170 зданий для дошкольников (более 26 тысяч мест), более 50 зданий для школьников (более 27 тысяч мест), 2 колледжа (850 мест).За тот же период были капитально отремонтированы 1,2 тысячи зданий, текущий ремонт проведен на 3 тысячах объектов. Всего на укрепление материально-технической базы системы образования Москвы за 2011-2014 годы направлены более 85,0 млрд рублей.В каждой школе организованы охрана и видеонаблюдение, контроль качества питания.Сегодня изменилась структура системы образования: в новых финансово-экономических условиях на смену большому количеству (более 4 тысяч) маленьких школ и детских садов с незначительным контингентом обучающихся и как следствие скромным бюджетом, неэффективными расходами, ореолом обездоленности и беззащитности, в том числе перед поставщиками, пришли крупные финансово устойчивые образовательные организации, предоставляющие своим воспитанникам и учащимся широкий спектр образовательных программ, обеспечивающие полную нагрузку своим педагогическим работникам и большие возможности для их профессионального роста, широко использующие потенциал уникальной социокультурной среды города. Сегодня в столице работают 639 многопрофильных школ, реализующих программы как общего, так и дополнительного образования, в том числе 600 школ с дошкольными группами.Нынче увеличивается количество профилей, которые старшеклассники могут выбрать для углубленного изучения (доля школ, реализующих более 3 различных программ профильного обучения в 2010 г., составляла 0%, в 2014 г. это число возросло до 56%).Дополнительные образовательные программы вышли за стены ограниченного круга образовательных организаций дополнительного образования. В Москве созданы финансовые и организационные механизмы, позволившие сделать дополнительное образование неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса в каждой школе. Вовлечение же в орбиту дополнительного образования не только образовательных организаций, но и масштабного потенциала столичной науки, культуры, спорта стало основой для выхода дополнительного образования в Москве на качественно новый уровень.На сегодняшний день, по данным системы учета контингента, в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования, Департаменту культуры, Департаменту физической культуры и спорта, обучают более 600 тысяч человек (следует отметить, что это число не человеко-кружков, отражаемых в формах статистического наблюдения, а количество уникальных детей, охваченных дополнительным образованием).Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС полностью обновлен компьютерный парк образовательных организаций. На сегодняшний день в школах Москвы образовательный процесс осуществляют с применением 160 тысяч компьютеров и ноутбуков, 28 тысяч мультимедийных проекторов, 17 тысяч интерактивных досок.Московская система образования вступила на новый этап, изменив подход к распределению ресурсов: на смену валовым поставкам оборудования пришли прямые заказы школ под конкретные проекты в интересах учеников, массовые типовые ремонты сменились ремонтами под конкретную педагогическую стратегию конкретной школы по дальнейшему использованию отремонтированных и вновь построенных помещений и зданий.Экономические результатыНаиболее наглядно экономические результаты описывают показатели экономической эффективности.Анализ данных по завершенным финансовым годам и I кварталу 2015 года демонстрирует, что при увеличении контингента в дошкольном, общем и профессиональном образовании на 17,3% с 2010 года (2010 год – 1 120,6 тыс. человек, I квартал 2015 г. – 1315,3 тыс. человек) общая численность работников в системе образования за тот же период снизилась за счет сокращения внутришкольных чиновников на 21,8% (2010 год – 238,1 тыс. человек, I квартал 2015 г. – 187,2 тыс. человек). Как результат доля педагогических работников в системе образования увеличилась с 39% до 47%.Уменьшение штата управленцев затронуло и надшкольные управленческие структуры. За четыре года высвобождены более 68 тысяч квадратных метров площадей, которые раньше занимали городские административные органы системы образования, и переданы для организации образовательного процесса.В 2009 году «Учительская газета-Москва» писала: «Столичное образование – это полторы тысячи школ, среди которых есть золотые крупицы, те образовательные учреждения, что успешно работают, создавая Школу будущего, нашу новую школу».Раньше качественное образование было прерогативой пары десятков элитных школ. Сегодня массовое качество образования – курс столичной системы образования.
Комментарии