Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Острая тема

День знаний

Учительская газета, №35 от 23 января 2021. Читать номер
Автор:

Начиная учебный год, неизбежно задаешь себе вопросы: для чего я это делаю снова? Что мне важно? Чему я могу и хочу научить? Вопросы вроде бы простые и очевидные, и за 16 лет педагогического стажа можно было выработать на них надежные ответы. Но что-то происходит и со мной, и со страной, и с миром. Что-то меняется и ставит под сомнение уверенность и очевидность.

Можно много говорить о навыках XXI века, о меняющемся мире и умении меняться вместе с ним, но только вот в реальности все меняется не всегда в лучшую сторону. Недавний призер Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, реально по­участвовавший в общественной жизни и выразивший свою гражданскую позицию, сидит в тюрьме. Ректоры вузов уже пообещали таких особо активных отчислять, а представитель Высшей школы экономики, чей студент и оказался в заключении, выступил в печати с заявлением, что они там у себя создают «будущее для всех», поэтому никакой внятной позиции по отношению к текущей ситуации занимать не намерены. Университет, по его словам, – это «сосредоточие свободной мысли и свободных мыслителей», но не действия.
Возможно, у меня не хватает элитарного образования, чтобы произвести столь элегантное разграничение, но предлагать свободу мысли без возможности реализовать ее в действии по меньшей мере странно. Какое будущее ожидает этих «свободных мыслителей»? Такой же «загон» из решеток и оцепление из омоновцев, как на санкционированных митингах? Будут мыслить свободно, но на специально выделенной для этого территории? Или подразумевается, что своими свободными мыслями они изменят будущее? Но тогда где граница между настоящим и будущим? Разве будущее не наступает прямо сейчас, когда вы переходите к следующей строке этого текста?
Мы не можем делать вид, что находимся на отдельном острове, где действуют свои установления, и не замечать окружающего, потому что никакого острова нет и все мы находимся в общем потоке жизни.
Мы не можем говорить то, во что не верим сами, потому что это разрушительно: зазор между двумя «правдами» рано или поздно обязательно станет непреодолимой пропастью.
Мы не можем лишать возможности прожить свободную и собственную жизнь ни тех, кто входит в наши двери, ни самих себя.
Образование дает не сумму знаний, но способы действия в этом мире. Невозможность действия в пространстве жизни отнимает будущее не только у конкретного человека, но и у самого этого пространства.
И вопросы, которые стоят сегодня перед педагогом, передо мной, накануне первого в этом учебном году звонка, не абстрактны, а насущны и довольно серьезны: учить способности выживать или преодолевать страх? Поступать по совести или быть готовым к компромиссу? Приспосабливаться или жить в открытую? Знаю ли я сам сегодня эти ответы и поступаю ли сообразно им?
И что, как не возможность действовать в настоящем, обязаны мы дать новому поколению? Действовать сегодня, завтра и каждый день, чтобы мысль становилась делом, информация – знанием, а существование – жизнью.

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt