search
main
0

День в истории. Мудрый совет. Выпуск 52

“This Day in History” – одна из постоянных рубрик на уважаемом преподавателями английского языка сайте The Free Dictionary: http://www.thefreedictionary.com. Предлагая вниманию посетителей сайта ежедневно какое-либо важное событие из истории человечества, создатели сайта одновременно дают нам важный урок. Каждый день нашей жизни и есть история!

Школьники пока не осознают, что любой их поступок имеет значение, а совокупность действий всех людей и составляет эпоху. Информационно-коммуникационные технологии дают прекрасные возможности для осуществления междисциплинарного подхода к обучению. Спросите любого ученика, даже старшеклассника, есть ли связь между предметами, почему стоит заниматься не только тем, что нравится, но и тем, что необходимо. Многие дети затруднятся с ответом. Мои коллеги, преподающие английский язык в Японии, говорят, что японские школьники всегда желают знать, для чего им лично нужен данный предмет. Если они уже настроены на определенную специальность, на работу, где знание иностранного языка не является обязательным, мотивировать их на изучение английского крайне трудно. В США сейчас возникают сложности иного плана. Недавно я прочитала о том, что студенты престижного университета Пенсильвании сорвали со стены портрет Шекспира за то, что он был… белым мужчиной. Вместо него на стенку привесили портрет черного поэта-гея. Сознаюсь, мне ни разу не приходило в голову задуматься о том, какого же цвета был Шекспир. Оказывается, по мнению некоторой части американской молодежи, «всю историю творили белые мужчины». Той же участи, кстати, подвергся и портрет Томаса Джефферсона, основного автора Декларации независимости, третьего президента США. Подробнее… Оказывается, переписать историю просто. Будет ли полученный портрет соответствовать действительности – вопрос другой.

Научить иностранному языку мы можем, это понятно. Но сегодня на первый план выступают иные проблемы: дисциплина, мотивация, межкультурные различия, многоуровневые классы. Чтобы увлечь школьников, помочь им понять, что такое образование как система, разобраться в том, что происходит в мире, можно выбрать международный проект, участие в котором предполагает сочетание навыков и умений, получаемых на разных уроках. Для меня таким проектом много лет был “The Local History”. Школьники выбирают тему своего исследования либо самостоятельно, либо с помощью учителя. Это может быть история семьи, города, страны, события, школы. Дети широко используют интернет, отбирают материал; они также проводят реальные опросы среди знакомых и родных, находят иллюстрации. Проект рассчитан на весь учебный год, поэтому можно составить скользящий график и представлять небольшие отчеты, презентации во время урока. Изучая местную историю, ребята говорят и пишут о ней по-английски. Часто бывает так, что в ходе расспросов они выясняют, насколько необычным был путь их собственной семьи в Сибирь, и строят маршруты, привлекая знания географии. Если вам удалось найти единомышленника в другой стране и наладить обмен электронными посланиями, дети начинают виртуальный диалог со сверстниками. Они обсуждают количество предметов и уровень преподавания, сравнивают изучаемые темы, посылают друг другу домашние задания и тесты. Вовлекаются все школьные предметы.

В конце учебного года наступает самая интересная фаза работы над проектом. Каждый ученик, либо небольшая группа готовят презентацию. Это может быть сайт или краткий доклад с ипользованием ИКТ. С детьми помладше можно создать небольшую книжечку и распечатать ее на принтере. Кстати, такое самодельное печатное издание всегда положительно воспринимается как администрацией школы, так и родителями. Поняв, что именно вы делаете, увидев реальное свидетельство трудов их детей, созданное на английском языке, взрослые готовы оказывать учителю поддержку и помощь.

«О ком лучше писать, что исследовать?» Такой вопрос часто задают и мои коллеги, и школьники. Выбор людей, которые создавали историю, огромен. Михаил Ломоносов, пришедший пешком в Москву учиться. Мари Кюри, открывшая радиоактивность. Юрий Гагарин, впервые полетевший в космос. И Шекспир, и Джефферсон. И многие другие. События, произошедшие с этими людьми, уже стали достоянием времени. Мы можем их изучать, можем понять, как они влияют на наше время. История – совсем не скучный предмет. Конечно, можно уморить школьников, заставляя их заучивать наизусть бесчисленные даты и имена. Именно такая учительница истории была у меня в средней школе. Помню, как безнадежно перепутывались в моей юной голове бесконечные войны, пока я не доросла до Александра Дюма. «История – это гвоздь, на который я вешаю свои картины», – говорил великий рассказчик. В подростковом возрасте именно благодаря его романам история Европы стала многим из нас понятной и интересной. А позднее пошло реальное серьезное изучение предмета.

Сегодня люди узнают новости мгновенно, практически в тот момент, когда что-то происходит. Интернет делает нас всех частью целого. Такое происходит впервые в истории человечества. Мне кажется, последствия информационного взрыва пока еще не изучены и не осознаны. Но наши дети растут именно в таких условиях. Они постоянно на связи, регулярно проверяют свои странички в социальных сетях. Громкий возглас на  уроке может не иметь ничего общего с изучаемой темой. Ребенок, особенно подросток, мог просто увидеть что-то волнующее на экране своего гаджета. К сожалению, в последнее время большая часть новостей пугает, будоражит детей. Им трудно понять, что и почему происходит вокруг. Думаю, одна из задач, которую сегодня приходится решать всем педагогам, независимо от преподаваемого предмета, состоит в том, чтобы объяснять детям: данный день в истории важен. Если они увидели нечто негативное в новостях, полезно показать им что-то позитивное, помочь увидеть, что жизнь складывается из самых разных событий. Нужно настраивать юные умы на положительный лад.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте