search
main
0

День рождения черепахи. Формирование личностной культуры учащихся посредством авторской программы по внеурочной деятельности «Воспитание личности»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

​В начальной школе закладываются основы личностной культуры учащихся. Поэтому мы, педагоги, родители, окружающие люди, должны создать условия, чтобы все компоненты личностной культуры развивались успешно. Это осознание своих физических, интеллектуальных свойств, самооценка, субъективное восприятие внешних влияний. Очень важно при этом найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления успешного образования и воспитания в начальном классе. Это и составило цель нашей работы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Разработана программа по внеурочной деятельности «Воспитание личности», которая реализуется в рамках одноименного кружка. Цель программы – создание и поддержание положительной я-концепции у детей младшего школьного возраста.Дети уже с 1‑го класса учатся оценивать себя и свои поступки. В основе построения программы лежит концентрический принцип отбора тематики и содержания занятий по внеурочной деятельности. Это дает возможность расширять и углублять знания учащихся в соответствии с их возрастными особенностями. Данная программа рассчитана на 4года обучения.Первое занятие «Я – личность» начинается с того, что дети раскрашивают букву «Я». «Почему она у всех разная?» – «Мы все разные». Дети узнали, что человек отличается не только лицом, но прежде всего своим содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям. Знакомятся с выражением «богатство души». «От кого зависят характер, поведение, отношение к людям?» – «От меня самого». – «Как теперь можно назвать себя?» – «Я – личность!»На следующих занятиях рассматриваются выражения «воспитанный человек», «культурный человек», «тактичный человек», «милосердный человек», «сердце болит», «душа болит».Неожиданностью было для детей задание, когда учитель разрешил обидеть куклу Лизу. Они наглядно увидели, что нанесенная обида остается в душе очень долго, и никакие комплименты не могут ее загладить. Такие занятия воспитывают у детей нравственные чувства и этическое сознание.Главное средство воспитания – заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Мы все разные, но все мы должны быть добрыми, милосердными, аккуратными, ответственными.Проводятся повторительно-обобщающие занятия с элементами драматизации, посвященные проблемам воспитания и развития детей. Занятие «Доброта, что солнце» проходит в форме путешествия в страну Доброты. Нужно показать, как дети знают правила, и тогда сдадут экзамен на звание достойных жителей страны Доброты. Важно на занятии продолжать развивать у учащихся понимание того, что каждый человек индивидуален и неповторим, но он существует среди других людей. «Что же такое доброта? Почему мы должны быть добрыми по отношению к другим?» – вопросы, на которые должны ответить дети в конце занятия.Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися являются личный пример учителя, сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. На классном часе «Что может быть семье дороже?» присутствуют родители. Сначала дети объясняют родство членов семьи, выясняют, кто в семье главный. Вместе с родителями пишут качества счастливой семьи. После обсуждения зачитывают. «А можно наше государство назвать семьей?» «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В заключение все поют песню: «Маленькая страна – это моя семья, там, где родился я и вырос, где любят все меня».Мониторинг результатов, который мы проводим с помощью рабочих тетрадей А.А.Логиновой и А.Я.Данилюка «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся», показал, у четвероклассников сформировано осознанное поведение, они умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, развито умение совершать хорошие поступки. В классе сложилось коллективное мнение. Ученики ценят коллектив своего класса. Реализация программы «Воспитание личности» способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе: уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе, в классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости, все дети хорошо чувствуют себя в классном коллективе. Дети любят свою школу, у них есть любимые школьные предметы и любимый учитель. Они ценят знания, умеют их добывать самостоятельно. Интересуются познавательной литературой, просят, чтобы на каждом уроке были пятиминутки на развитие познавательных способностей. Они рисуют, лепят, поют, сами проводят конкурсные программы, мастер-классы. Это воспитывает такие качества, как трудолюбие, ответственность и творческое отношение к учению. У класса есть много дел, которые приносят большую пользу людям – малышам, взрослым, школе. В классе есть почетные «жители». Это дети, которые занимаются не только по общеобразовательной программе, но и по программе VIII вида. Все они показывают хорошие результаты в любом мероприятии разного уровня.В этом учебном году у мальчиков с ОВЗ был конфликт. Они воспитываются в приемных семьях, поэтому проблем в воспитании много. Классный руководитель внес изменения в свою программу, включив раздел «Стили поведения». На таких занятиях дети привели примеры конфликтов, ответили, из-за чего может быть конфликт. Почему возникают конфликты? Мы все разные и ведем себя по-разному. Дети ознакомились с разным поведением людей во время конфликтов через сценку «День рождения черепахи». При разборе важно, чтобы дети сами увидели, кто вел себя правильно. Что нужно делать, чтобы не было конфликтов? Разработать правила. Дети разрабатывают правила, как нужно себя вести, чтобы не было конфликтов. Каждая группа представляет свои правила. Идет обсуждение. Вырабатываются общие для всего класса. Как разрешить конфликт? Надо найти причину. Дети сделали проект «Стили поведения». Плакат висит в классе на видном месте. Уже ровно два месяца в нашем классе никаких конфликтов!За творческую, бурную, активную жизнь наш класс-комплект постоянно награждается переходящим вымпелом «За честь школы» среди начальных классов.Школа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.Данная программа – «Воспитание личности» – соответствует Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года! А самый положительный результат, что дети ждут таких занятий. Спрашивают: «Когда будет следующее?»

Ангелина КАЗАКОВА, учитель начальных классов, Беляевская средняя общеобразовательная школа, село Беляевка, Оханский район, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте