search
main
0

День и ночь. Начинающих испытывает жизнь

Они очень разные. Как зима и лето, как море и небо. Единственное, что их сближает, – это работа, они учителя начальных классов. В четвертой школе-новостройке города Дмитрова в этом году появились сразу два молодых специалиста. Их кабинеты расположены на первом этаже, их ученики встречаются на каждой перемене, и вполне возможно, вскоре они станут близкими подругами. Ничто не роднит сильнее общей судьбы.

Юный философ

От Дмитрова до Москвы на транспорте добираться два часа, а до факультета начальных классов МПГУ, что на Ленинском проспекте, еще час на метро. Шесть часов в день на дорогу в течение пяти лет тратила студентка дневного отделения Таня Свиридова. В электричке вместо видов из окон перед Таниными глазами мелькали конспекты, контрольные работы, огромные тома по педагогике. Дома времени хватало, чтобы быстро поесть, перекинуться несколькими фразами с родными и провалиться в недолгий сон.

Как это часто бывает именно с учителями начальных классов, Таня о профессии мечтала с раннего детства, на уровне интуиции чувствуя, что это ее:

– Мне всегда было интересно окунуться в школьную атмосферу. Именно в младшей школе уроки проводить интересней, можно много всего интересного напридумывать. И потом, в среднем или старшем звене учитель ведет всего один-два предмета. Каждый день он дает, например, по 6 уроков математики. А у меня всегда что-то новое.

В своей пока еще недолгой педагогической жизни Таня по-настоящему испугалась дважды: на своем самом первом уроке, который давала еще на практике в институте, и на родительском собрании в мае 2005-го, когда до окончания вуза оставались считанные дни.

– Понимаете, в институте нас учат работать с детьми, но не с родителями. А как себя вести со взрослыми, никто не рассказывает.

Тогда Таня искренне призналась, что поскольку для нее это первый класс, то и учиться будем все вместе. По мере того как Татьяна Юрьевна спокойно и уверенно рассказывала родителям о том, что ждет их детей в новом учебном году и как лучше подготовиться, недоверчивые и тревожные взгляды рассеивались. Но не у всех. Уже после первого месяца работы одна из мам, посчитав, что неопытная молодая учительница дает материал не по уровню развития ее ребенка, отправилась на разборки. Вот тут спокойствию и интуиции Свиридовой можно только позавидовать, ведь умению уверенно и тактично объяснить родителю, что школьная программа для первого класса состоит из галочек и крючочков, тоже не учат в институте.

До начала учебного года Татьяна Юрьевна видела только четверых учеников, они приходили вместе с родителями помогать оформлять кабинет. Когда 1 сентября на линейке увидела свой 1-й «Г», немного растерялась: «Их так много, как их всех запомнить?» Прошло 2-3 дня, и учитель уже называла каждого по имени.

У Свиридовой в жизни многое происходит не так, как обычно. Вот, к примеру, традиционно хулиганят обычно мальчишки, а в 1-м «Г» – девчонки. На перемене обязательно переругаются, подерутся и придут к учителю жаловаться. И несмотря на то, что в 1-м классе оценки ставить нельзя, Татьяна Юрьевна, бывает, не выдержит и поставит «2» за поведение.

– У меня нет деления на любимчиков или нелюбимчиков, – рассказывает Свиридова. – Мне просто очень нравятся прилежные ученики, которые и учатся нормально, и ведут себя хорошо. Мне приятно, когда они воспринимают то, что я хочу донести до каждого. Раньше я боялась, что будут такие ученики, которые весь урок просидят, просмотрят в потолок. Что делать с двоечниками, которые по моей вине отстают? Этот вопрос меня мучил всегда.

Таня до сих пор не знает на него ответа, потому что в классе нет отстающих. Первые полгода показали, что университетские знания Свиридова великолепно умеет перекладывать на практику и подстраивать под вполне конкретных детей. А еще умеет Таня учиться у своих учеников. Этим редким качеством обладает не каждый учитель. Часто, когда на продленке ее ребята начинают играть в школу, она смотрит на себя со стороны и с удивлением отмечает свои фразы, жесты. Иногда некоторые обороты режут слух. «Это те самые, от которых надо избавляться», – решает для себя Таня.

Пока открытые уроки Таня показывала только заместителю директора по начальной школе Наталье Поташовой. «Да, с методической точки зрения урок построен верно, – отметила Наталья Николаевна, – но как у молодого специалиста есть типичный недостаток: не видит класс».

Как молодому специалисту Свиридовой платят немного – 7000 рублей за уроки и группу продленного дня. Таню это не смущает, за плечами надежная стена – муж, который позволяет получать от работы удовольствие. А Татьяна старается не мешать работу и дом. Все рабочие моменты решает во время продленки. Иногда, правда, Таня-учитель не выдержит и поделится с мужем интересным наблюдением, которое она сделала. О том, например, что у детей иногда возникают важные проблемы, на которые взрослый человек никогда не обратит внимания. Вот, к примеру, одна девочка случайно унесла домой чужой учебник. Яркая и красочная книга стала предметом слез другой свиридовской ученицы…

Татьяне Юрьевне не надо ничего изобретать, потому что под рукой есть иллюстрированный учебник по технологии Татьяны Просняковой «Азбука мастерства».

– Этот учебник входит в комплект «Перспективная начальная школа» и очень помогает в работе, – рассказывает Таня. – Если точно следовать методическим советам, то остается много свободного времени, которое можно потратить на индивидуальную работу.

С виду строгая и уравновешенная, Свиридова в душе романтик. Самая ее большая мечта была вернуться работать в ту же школу, которую закончила сама. Ее звали туда после второго курса. После третьего появилась возможность перевестись на вечернее отделение и работать, но она решила доучиться. А в 2005 году в ее школе уже не было мест. Но нет худа без добра, и через много-много лет, когда будут писать историю четвертой школы города Дмитрова, вспомнят про директора, которая пришла молодым специалистом и работает со дня основания школы… Хорошо, что сама Таня об этом сегодня не задумывается.

Смехотерапевт

Когда Жанна выходила за Игоря Налеева, она и не задумывалась, что отныне гарнизонный уклад станет ее образом жизни. Познакомились и поженились они в Курске. А вскоре Игоря распределили в кинологическую часть под Дмитров. Служебная квартира, повышение по службе. Вот уже более 10 лет Налеевы живут на новом месте. Старшему сыну Роме уже 11, дочери Алине 5 лет. Все эти годы Жанна занималась детьми, семьей и немного подрабатывала в части. Теперь, когда ребята подросли, она решила – пришло время осуществить заветную мечту, стать учителем. Так сложилось, что выпускница факультета педагогики и методики начального образования Курского государственного педагогического института Жанна Налеева впервые вошла в свой класс спустя 10 лет после вручения диплома.

И этот класс сразу оказался вторым. Предыдущему учителю 2-го «А» пришлось срочно переехать в другой город. Запоминала ребят Жанна долго, брала домой фотографии, учила. Детям тоже было тяжело. Они только-только привыкли к одному учителю. Часто требования предыдущего учителя не совпадали с тем, что просила Налеева. Только жизненная мудрость и чувство юмора учителя не раз выручали в самых сложных ситуациях.

В семье на маму-учительницу тоже обижались. Мудрый Игорь, справившись с ревностью, привык к новому качеству быстрее всех, он – командир батальона – знает, что такое работа с людьми. Больше всех расстраивалась младшая, Алина. Мама теперь каждое утро уходила к другим ребятам, стала меньше заниматься и играть. Но прошло три месяца, и семье стали нравиться мамины истории про ее 2-й «А». А для Жанны Викторовны будто началась вторая жизнь. Ее голубая мечта стать учителем начальных классов и воспитать дружный коллектив наконец-то начала осуществляться.

– Тяжело кого-то выделять особенно, – рассказывает Жанна. – Ведь остальные дети это сразу почувствуют. Но мне нравятся больше всего хулиганистые ученики, те, кто постоянно ставят меня в разные ситуации, из которых оперативно приходится находить выход.

Налеева очень спокойный и добрый учитель. Если ребенок кричит и некрасиво себя ведет, она старается логично объяснить ему, почему это считается некрасивым. И действительно, если каждый в школе одновременно закричит, то станет очень шумно. А импульсивный Алешка до конца жизни будет вспоминать свою первую учительницу, которая порекомендовала ему записаться в хоккейную школу.

– В каждом классе есть очень подвижные дети, главное – вовремя направить их в мирное русло, – комментирует Налеева.

Очень оживленные уроки для Жанны норма, она любит пошутить и поиграть. А на замечание ребенка о том, что сегодня деревья стоят голые, она приветливо улыбнется.

– Всегда работать в напряжении нельзя, – объясняет свою позицию Жанна. – Обязательно надо смеяться. Я всегда стараюсь почувствовать настроение детей и подстроиться под них.

Жанну Викторовну совсем не пугает, что сегодня учителя зарабатывают мало. Она ведет часы и группу продленного дня, но ее зарплату рассчитывают только по 9-му разряду, как молодого специалиста.

– Я могу сравнить работу в школе и не в школе. – Для Налеевой школа – настоящий второй дом. – Тут намного интересней, каждый день ты узнаешь что-то новое, ищешь что-то в энциклопедиях, развиваешься. Когда приходишь в школу, то чувствуешь ответственность за детей. Ведь только от тебя зависит, как ребенок будет дальше учиться. Результат твоего обучения будет виден в старших классах.

Раньше на 8 Марта муж всегда старался подарить Жанне ее любимую черную розу, а дети приносили подарки, которые сами делали на уроках. С этого года в женский праздник у Жанны Викторовны прибавится хлопот. Теперь у нее целый класс мальчиков, которых надо воспитать мужчинами, и девочек, которые должны вырасти настоящими женщинами, такими, как их учитель.

Мнение

Наталья Поташова, заместитель директора по начальной школе:

– Нашим начинающим учителям, конечно, тяжело, потому что они все делают в первый раз. Мы помогаем им методически, отправляем на курсы повышения квалификации по новому комплекту «Перспективная начальная школа». У нас в школе читают лекции авторы учебников, и Жанна и Татьяна присутствуют на них, задают вопросы. С детьми у них контакт есть. Хорошо, что они во все вникают, им все хочется попробовать как настоящим молодым специалистам. Но реальный результат работы мы увидим только тогда, когда их дети перейдут в среднюю школу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте