Школа – это место, где каждый из нас проводит самое беззаботное время, путешествуя по миру знаний, в который ведут нас наши учителя. В этом мире мы учимся, общаемся, раскрываем свои таланты в полюбившихся предметах. Учитель – это не просто профессия, а состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.
В нашей школе замечательные педагоги, благодаря которым московская школа на Юго-Западе №1543 процветает. У каждого учителя свои методика и подход, и это дает нам возможность реализовывать свои таланты и стремиться к новым вершинам. А в день самоуправления ученики 10‑11‑х классов смогли примерить роль педагога на себя.
Рассказывает Елена Волжина, учитель русского языка и литературы
За пару недель до Дня учителя две десятиклассницы из биологического класса попросили меня разрешить им провести урок литературы у пятиклашек.
– Хорошо, – сказала я, – приходите ко мне, поговорим о сказках Пушкина и выберем одну для вашего преподавания.
– Сказки Пушкина? О чем там говорить и о чем спорить? – разочарование было на лицах старшеклассниц, но я-то знала, что с ними сделают сказки Пушкина!
Выбрав «Сказку о царе Салтане» и перечитав ее, девочки подошли ко мне уже с большим желанием говорить о предстоящем уроке.
– Сначала посмотрите книгу Проппа «Морфология волшебной сказки», а потом обратимся к Пушкину, – потребовала я.
Через пару дней они примчались с вытаращенными глазами:
– Это так круто! Общие признаки и волшебные испытания, инициация и помощники!
– Теперь читайте статью Валентина Непомнящего о сказках поэта, и тогда начнем обсуждать урок в 5‑х классах, – уже улыбаясь, посоветовала я.
Через три дня Кристина и Стеша провели у меня час, обсуждая мысли гениального пушкиноведа, особенно их зацепил образ моря и бочки как символ жизни между двумя безднами.
Первый урок десятиклассницы задавали вопросы пятиклассникам и отвечали сами, перебивая друг друга, так восхитили их текст Пушкина и наблюдения Непомнящего. На втором уроке они смогли выслушивать ответы ребят из 5‑го «Б» и вместе с ними восхищаться чудом жизни, любви и веры.
Все были счастливы: встретившиеся царь и царица, Гвидон и царевна, прощенные сестры-злодейки, мои пятые классы, две девчонки из десятого и даже Пушкин с Непомнящим благосклонно взирали на всех со своих олимпийских высот.
А между тем…
Звенит звонок… Н., как всегда, опаздывает из столовой, Л. не сделал домашнюю работу и хочет на время стать невидимкой, С. деловито достает тетрадки: он всегда готов к уроку.
И вот в класс заходят… десятиклассницы Стеша и Кристина! Что происходит? Мы перепутали класс? Да нет, просто это день, когда старшеклассники вспоминают, что они учили пять лет назад, и пытаются справиться с тридцатью пятиклашками. Им, конечно, волнительно. Но мы тоже переживаем.
А учитель с замиранием сердца следит за ходом урока, скромно приютившись за партой. Так хочется что-то добавить к сказанному, исправить своего заместителя, но нельзя. Ведь сегодня на уроке он ученик, а не учитель. Все замечания потом, когда прозвенит звонок и закончится урок. Постепенно чувство волнения переходит в чувство восторга и гордости за своих учеников, за тех, на кого сегодня возложена обязанность быть примером для детей, быть их наставником, старшим товарищем и другом.
Нам стало любопытно, как же проходил день самоуправления много лет назад, и поэтому мы расспросили об этом учителя физики нашей школы Александра Юльевича Волохова, который работает здесь с самого ее основания!
Разговор с учителем
– Александр Юльевич, а как проходил день самоуправления в прошлые годы?
– Сначала собирался актив старшеклассников и решали, кто какой предмет будет вести.
– Все ли хотели стать учителями в этот день?
– О да! Мало кто отказывался от такой роли.
– Как готовились к урокам?
– Ребята подходили к учителям, предметы которых ученики должны были вести, и совместно они подготавливали материал.
– Как задолго это планировалось?
– Мероприятие очень важное. Где-то за месяц.
– А как все проходило?
– В кабинете директора сидел ученик, которого назначили на эту роль. А человек, назначенный завучем, бегал по школе и проверял, все ли старшеклассники пришли куда надо.
– А учителя могли присутствовать на уроках?
– Да, но их приглашали, сами они не могли прийти. Также им было запрещено вмешиваться в ход урока.
Старшеклассники о дне самоуправления
Даша Б. из 10‑го «Г» класса (учитель французского языка):
– Несмотря на все приготовления и расчеты, в то утро я чувствовала себя не очень уверенно. А если пятиклассники устанут и начнут шуметь? А если Людмила Васильевна останется недовольна и в следующем году не разрешит мне заменить ее? А если я забуду что-нибудь? А если ошибусь?..
– Ребята, сегодня урок проведет Даша!
– Bonjour, Dacha!
У меня даже глаза разбежались. 16 пар внимательных и умных глаз с дружелюбным любопытством рассматривали меня. Надо же, 5 лет назад я так же смотрела на старшеклассников, называла их на «вы» и немножко (или множко) побаивалась. А теперь сама хочу рассказать «меньшим братьям и сестрам» о том, что мне нравится…
Постепенно мой голос стал громче (по крайней мере, мне так казалось), я заговорила увереннее. О чудо – в классе стояла тишина.
Во время урока у нас была игра, в которой отличились все команды. Дети азартно обсуждали вопросы, тщательно следили, чтобы никто не подсматривал, иногда гадали, но ответили на все вопросы. Только одно задание было некорректно составлено: думаю, я тоже в 5‑м классе не угадала бы, какой французский средиземноморский курорт был самым популярным в XIX веке. А одну писательницу, названную пятиклассницей, наоборот, я сама раньше не знала. Так что мир становится лучше!
Варя Н. и Варя Г. из 11‑го «Г» класса (учителя литературы):
– Мы рады, что нам удалось побывать на месте учителей, для нас это было необычно, мы долго готовились к нашему уроку. Класс, у которого мы провели урок, оказался очень смышленым и шумным, но, вспоминая себя в 6‑м классе, мы понимали, что были такими же, поэтому не сердились. Было забавно наблюдать за азартом детей, желающих выиграть викторину, надеемся, что они будут продолжать учиться в нашей школе с таким же рвением.
Ваня П. из 11‑го «Г» класса (учитель истории искусств):
– Для меня это первый такой опыт, поэтому было, конечно, и необычно, и волнительно. И, в общем-то, несложно, потому что наш предмет, наша тема и общение сразу затягивают и доставляют удовольствие.
Из того, что мне стало более понятно: во-первых, я очень рад, что готовил урок не один, вдвоем всегда получается и веселее, и осмысленнее (и это не только про день самоуправления, конечно), во-вторых, мы старались подстраиваться под аудиторию, но, кажется, получилось это не до конца, ребятам могло быть сложновато. Поэтому вывод: учитель должен в первую очередь думать об учениках, а не о себе, мы же в этот раз отталкивались скорее от себя. Но это все частности, урок сам прошел прекрасно, опыт новый и важный, а пятый класс нам попался замечательный.
Маша Н. из 11‑го «Г» класса (учитель немецкого языка):
– «Theoretisch kann man praktisch» – цитата в кабинете немецкого языка, которую я вспомнила после проведенного урока на дне самоуправления. Смена ролей – распространенный прием – совершенно меняет восприятие и устоявшийся взгляд на действительность. Преподавание – это очень жертвенная деятельность, при которой человек отдает свои энергию, силы и знания, однако ощущает на себе постоянное внимание, знает, что перед ним сидят слушатели, в которых он вкладывает мысли, близкие ему.
Я почувствовала стремление заинтересовать детей, не перегрузить их. А главное – в одиннадцатом классе переосмысливается семилетний вклад учителей в нашу личность.
Пятиклассники, конечно, очень оживленные и радостные ребята. Надеюсь, что они получше ознакомились с Германией. Наша цель заключалась именно в этом.
Наташа Ж. из 11‑го «Г» класса (учитель немецкого языка):
– С учителями мы сталкиваемся сейчас почти каждый день своей жизни, однако не всегда нам удается понять, что на самом деле стоит за этой профессией. Вместе с подготовкой к дню самоуправления, а также проведенным мной у пятиклассников уроком я смогла осознать несколько очень важных вещей: сколько сил и души вкладывает каждый учитель в свою работу, а также как важно ему получить отклик от учеников. Сейчас я с радостью здороваюсь с пятиклашками при встрече, понимая, что все то, что мы для них подготовили, им понравилось.
Амина Ч. из 11‑го «Г» класса (учитель истории искусств):
– В начале урока у меня было очень напряженное состояние: как дети все поймут? Как все успеть? В результате они очень меня удивили, я совершенно не ожидала, что будет так много интересных вопросов и столько же неожиданных ответов и рассуждений. В целом все прошло хорошо, но и говорили мы на непростую тему – «Эволюция искусства анимализма от наскальной живописи». По такой теме можно и целую исследовательскую работу написать! Пока мы говорили, я осознала, что с пятого класса мозг человека начинает критически думать. Мы помимо собственных рассуждений услышали много новых и совершенно других от пятиклассников. И благодаря этому дню самоуправления мы хоть на чуть-чуть, но сблизились с пятыми классами.
Сергей Г. из 11‑го «Г» класса (учитель английского языка):
– Мне посчастливилось вести уроки английского языка в 5‑м «В» и 5‑м «Г» классах. Такой опыт преподавания был для меня первым, и я очень рад, что поучаствовал в этой интересной акции. Мне понравилось то, что получилось быстро установить контакт с учениками. Было видно, что ребята вовлечены в урок. Надеюсь, что моим первым ученикам тоже понравились мои уроки и, когда придет их время, они с таким же удовольствием будут делиться своими знаниями с очередной параллелью пятиклассников.
Стефания С. из 10‑го «Б» класса (учитель литературы):
– Раньше я очень скептически относилась к профессии учителя и думала, что никогда им не буду и даже не захочу быть.
Но как я удивилась, когда поняла, насколько это крутая профессия! Я смогла прочувствовать, как классно делиться своими идеями с детьми и обсуждать их с ними. Ты еще больше осознаешь, насколько не важны оценки, суть обучения заключается вообще не в них. Еще и преподавать такой предмет, как литература, – одно удовольствие. Это был удивительный опыт, и я благодарна всем, кто помог ему осуществиться.
И напоследок хочу сказать, что профессия учителя имеет одно весомое преимущество перед другими – та любовь, которой ты делишься с детьми, возвращается тебе как минимум в двойном размере, и ты испытываешь невероятное блаженство, когда осознаешь, что то добро, которое ты пытаешься нести в этот мир, действительно откликается в других людях, в том числе и в детях.
Эта мысль о добрых делах лучше всего отражена в Библии: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».
Виталий Г., Яна А., ученики 5‑го класса московской школы на Юго-Западе №1543;
Марк В., ученик 6‑го класса московской школы на Юго-Западе №1543;
Александр К., ученик 8‑го класса московской школы на Юго-Западе №1543
Комментарии