– Надо записывать сына в первый класс. Школа рядом, но я про нее толком ничего не знаю, хорошая ли, – посетовала недавно переехавшая в Геленджик медсестра санатория «Горизонт».
– А давайте заглянем на наш сайт, там любая интересующая вас информация на эту тему,- предложила менеджер по кадрам городского управления образования и щелкнула мышью.
«МУ СОШ №2 г. Геленджика, – поплыл текст, –
ул. Полевая,2, тел. 2-16-81, директор Валентина Алексеевна Мозжова, руководитель высшей категории.
Школа введена в эксплуатацию в 1965 году. Проектная наполняемость -750 мест. Фактически обучается 1500 человек. В школе оборудованы 46 кабинетов. Есть медицинский кабинет. Функционируют 4 мастерские. Число классов-комплектов 61. Средняя наполняемость класса 26 человек.
Обучение в традиционных классах ведется по 5-дневному режиму, в классах с углубленным изучением дисциплин – по 6-дневному. Есть 6 классов компенсирующего обучения».
И так далее – бюджет, кружки, возможности дополнительного образования, связь с вузами и направление профильных классов.
Подобная информация нужна не только родителям, но и спонсорам, партнерам, управленцам, коллегам, научным сотрудникам. А главное – она всегда под рукой у любого сотрудника управления. Пожалуй, с информатизации управления и начали свою модернизацию образования в Геленджике. Говорят, руководитель управления образованием Геленджика Сергей Зенгин и во сне не расстается с ноутбуком. Впрочем, когда он спит, тоже неизвестно: с 8 утра он уже в мэрии (как и сам мэр Геленджика Сергей Озеров, признанный на Кубани человеком года), а потом – ремонт школ, открытие лагеря, закрытие спартакиады учителей или семинара творческих педагогов России… Рабочий день заканчивается далеко за полночь. Но глядя на его вдохновенное лицо, быстрые реакции, сияющие глаза, понимаешь: для него эта каторга в самом деле – сладкая. Заслуженный учитель РФ. Финалист российского конкурса «Учитель года». Кандидат педагогических наук. Неукротимый новатор и исследователь…
Но каким бы он ни был сильным управленцем, в одиночку ему не удалось бы реализовать совершенно фантастическую для небольшого городка с небогатым населением задачу – сделать свои школы не хуже столичных.
Стиль управления образованием в Геленджике – это оперативность, демократизм, гласность, межведомственное сотрудничество, партнерство с общественными организациями и спонсорами, высокая информационная культура.
Сергей Семенович уже два года является координатором программ ЕС по реализации гражданского и правового образования в муниципальной системе. На этих принципах возведена и система управления школами как общественно-государственными учреждениями. У Геленджика теперь учатся не только другие города, но и другие страны.
Эффективность взаимодействия различных ведомств мэрии, обеспечивающих приоритетность развития образования, объясняется и тем, как грамотно и открыто – с регулярными публичными отчетами перед школами и родителями – работает Совет по развитию муниципальной системы образования, который возглавляет лично мэр Сергей Озеров. В него входят и педагоги, и главы поселковых администраций, и руководители предприятий, здравниц, спонсоры.
Каждый месяц на планерке администрация города подробно анализирует выполнение целевых программ, связанных с детством, школой, социальной защитой. Выясняют, что надо оперативно поменять, кому незамедлительно помочь. И если во многих городах есть тенденция наибольшие средства направлять в элитарные гимназии и лицеи, то в Геленджике – парадокс? – в первую очередь заботятся о создании наилучших условий для тех школ, что расположены в наиболее бедных поселках.
Главными направлениями деятельности совета в минувшем году – он был объявлен Годом образования в городе – стали информатизация образования и создание городской образовательной сети, качество урока и профилизация школ, здоровье учителя и школьника, воспитание и дополнительное образование. Особое внимание уделяется предметам, обеспечивающим самостоятельность, жизненную компетентность и способность зарабатывать деньги собственным трудом как можно раньше.
Совет, кстати, рассматривает и вопрос о профилизации – какие профильные классы нужны, какие специальности будут востребованы в курортном городе, какие сферы деятельности, образования, науки, искусства затребуют геленджикских ребят.
Никакого насильственного «комплектования списков» не допускается. Кроме курсов, дополнительного образования и элективных факультативов в городе каждую неделю в просторных залах и аудиториях читаются публичные лекции по наиболее острым и проблематичным темам науки. Геленджик – любимое место отдыха вузовских преподавателей, и научных работников Петербурга, Москвы и других городов. Здесь много университетских филиалов – лекторов хватает, а программа широко тиражируется среди населения.
Совет поддерживает развитие профилизации местными силами и направляет в поддержку внебюджетные средства и оборудование.
В поселке Архипо-Осиповка, например, создали такой планетарий, что изучать астрономию туда ездят все школы по графику. Там же сделали профильный спортивный класс с уникальным оборудованием – на этом настоял в совете глава местной поселковой администрации. Для подготовки спасателей в Геленджике построили еще и горный лагерь международного класса.
Все профильные классы находятся под патронажем вузов. В 3-й школе Институт климатологии оборудовал потрясающий класс физики. Здесь же Институт менеджмента организовал профильные классы для подготовки специалистов в области сервиса и туризма – наиболее востребованных на побережье Черного моря.
Совет отдельно обсуждал программы сельских школ. Ведь на селе малоимущее население остро нуждается в том, чтобы выпускник мог сам себя содержать и, по возможности, оплачивать дальнейшее свое образование в вузе. Решили на базе сельских школ создавать филиалы ПТУ, где в малых группах будут обучаться подростки строительным специальностям, профессии водителя, повара, продавца, слесаря, электротехника, садовника и так далее.
Особая забота совета – лето. Все дети и учителя должны подлечиться и отдохнуть – на это заложены деньги в бюджете. Но все подростки должны почувствовать радость самостоятельного труда. Общее собрание трудового отряда старшеклассников обычно открывает сам мэр, он же контролирует организацию труда и отдыха.
– Чем чище и наряднее будет наш город, чем обаятельнее наши улыбки и сердечнее гостеприимство, тем охотнее поедут к нам люди отовсюду, – говорит мэр перед началом «трудовой сессии». Тогда город наш станет богаче, и школам его, и людям в нем станет жить лучше.
Средства адресно выделяют школам спонсоры – здесь немало и зарубежных фирм, чьи дети учатся в Геленджике, и Фонд развития города, и другие общественные фонды. Никаких вступительных взносов с родителей в Геленджике не берут.
– Зачем тогда нужны управление и мэрия, если директор школы будет черпать деньги из кармана родителей? – говорит Зенгин, в то же время бескомпромиссно отстаивающий право директора школы на максимум самостоятельности. – Директору доверяют самое ценное – жизни детей, поэтому тем более надо доверять и решение всех проблем. И разделять с ним ответственность.
Благотворительный марафон минувшего года, организованный советом по развитию образования, принес школам дополнительно 8 миллионов рублей. Профинансировали новую программу в детских садах, – «Права ребенка». Задача нынешнего года – ее тактическое решение будут обсуждать на предстоящем августовском совещании – создать систему гражданского и правового образования, доступную и детсаду, и школе, и учителям, и родителям. Геленджик учится строить эффективное гражданское общество, которое могло бы грамотно участвовать в управлении образованием.
Комментарии