search
main
0

Дело не только в дисциплине. В Америке считают, что форма делает жизнь детей более безопасной

Моя племянница в этом году идет в школу. Для малышей – с 1-го по 4-й класс – в ее школе решили ввести форму. Не такую, как когда-то носили мы. Жакетик в крупную темную клетку, жилет, юбка, светлая водолазка – на мой непрофессиональный взгляд, вполне симпатично. Девочке, во всяком случае, очень идет. Но дело даже не в этом, дело в другом – на мой вопрос, а не противна ли ей сама мысль, что ее и ее одноклассников, точно солдатиков, одели в единую школьную форму, последовал неожиданный ответ: «Что ты? Это же здорово! Все сразу видят, что я ученица».

Как полагают психологи, это вполне предсказуемый ответ – у детей младшего школьного возраста тяга к внешней атрибутике очень велика, им страстно хочется, чтобы все вокруг видели, как резко изменился их статус и из детсадовцев они перешли на более высокую ступень. Так, мы сами когда-то ранней весной бежали с расстегнутыми куртками, несмотря на опасность простудиться и заболеть, дабы весь мир видел, что на груди у нас развевается только что повязанный пионерский галстук. (Хотя всему миру на это было глубоко наплевать.) Это потом, повзрослев, мы прятали тот же самый галстук в карман – что опять, кстати, свидетельствовало о нашем желании выглядеть старше. То же самое желание подсознательно присутствует и в нынешних старшеклассниках, протестующих против обязательного введения формы.

Кстати, вводить униформу для учеников могут только по собственному усмотрению представители общеобразовательных учреждений – совет школы, родительский комитет, общешкольное родительское собрание, конференция, попечительский совет. По Закону Российской Федерации «Об образовании», принятому в 1992 году, вопрос о школьной форме не должен и не может регламентироваться ни на федеральном, ни на городском уровне. Так что очень часто форма вводится по решению педагогического коллектива или родительского комитета. Иногда, впрочем, учитывается и мнение детей. Принимается такое решение большинством голосов, меньшинству же остается лишь подчиниться.

По мнению психолога Ирины Юкиной, у школьной формы есть свои определенные плюсы, про которые следует помнить. Вопрос только в том, что в данном случае превалирует при ее введении – положительные или отрицательные моменты. Прежде всего нельзя забывать, что Россия имеет богатый опыт ношения школьной формы. Так, до революции 1917 года детей дворян, крупных промышленников и интеллигенции, словом, гимназистов, можно было узнать по форме полувоенного характера: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец. Девочки носили памятные многим еще по недавним временам коричневые платьица с фартучками. Только в отличие от советской формы одежда для благородных девиц была выполнена из ткани куда более высокого качества и выглядела изящнее. Дети рабочих, ремесленников, мелких служащих, идя в школу, надевали лишь черные фуражки с красным кантом. Что же касается учащихся элитных учебных заведений, то они всегда гордились своей формой, будь то Царскосельский лицей, или Смольный институт, или английский Кембридж, или международная школа в США. Да и сейчас российские элитные школы очевидным образом тяготеют к собственной форме, гордо подчеркивая тем самым свою непохожесть, «особость», свое отличие от всех прочих учебных заведений.

Стили, фасоны, традиции школьной формы разные, но мотивы, которые заставляют педагогов выступать за ее введение, практически одни и те же, вне зависимости от экономических, культурных особенностей или географического положения. Согласно опросу Национальной ассоциации руководителей школ США (NAESP), 75 процентов американских школ считают, что форма делает жизнь детей более безопасной, так, например, благодаря ее введению стало меньше нападений на школьников с целью краж дорогой одежды. 80 процентов школ убеждено, что форма улучшает школьную дисциплину, примерно столько же учебных заведений полагают, что форма снижает нездоровую конкуренцию среди детей. Кроме того, родители считают, что форма делает более тесными отношения школы и семьи, а учителя замечают, что благодаря форме атмосфера в школе становится более рабочей, усиливается желание детей учиться.

В России пока такие серьезные исследования не проводились, но многие педагоги и родители уверены, что введение школьной формы не только придаст ученикам «божеский вид», но и благотворно скажется на их дисциплине, повысит успеваемость. А губернаторы и представители администраций краев и областей, кстати, и вовсе надеются заставить таким образом заработать наконец нашу швейную и текстильную промышленность, что, возможно, и не лишено оснований.

Помимо всего прочего, школьная форма выгодна с экономической точки зрения, ведь она удобна и практична, тем более что швейные предприятия предлагают, как правило, несколько вариантов моделей по цене в среднем от 200 до 1000 рублей, причем самых разных размеров. В классе же, где школьники одеты по-разному, подчеркивается – вольно или невольно – существующее ныне социальное расслоение, финансовый статус родителей, что может способствовать неадекватной личностной самооценке ребенка, причем как слишком заниженной, так и чересчур завышенной. Далеко не каждый малыш или подросток способен оценивать себя и своих приятелей в окружающем его мире по уму, а не по одежке. Благодаря же форме дети чувствуют себя более равными в стенах школы, независимо от того, из состоятельной они семьи или нет. Школьная форма не позволяет ребятам отвлекаться на разглядывание, кто в чем сегодня пришел, исключает элемент соперничества в одежде. Строгие костюмы напоминают как мальчикам, так и девочкам, что школа – это их работа, они чувствуют себя старше и немного солиднее.

Однако в этом введении единой униформы есть и свои минусы. Прежде всего несмотря на то, что спрос на отечественную школьную форму сегодня довольно большой, в России не так уж много фабрик и магазинов, специализирующихся на изготовлении и продаже этой одежды. И все же почти в каждом регионе есть организации, пытающиеся решать данную проблему. В Москве модную и удобную одежду для школы можно приобрести, например, в центральном «Детском мире», других специализированных магазинах. Домодедовское объединение «Орел» обеспечивает формой многие подмосковные учебные заведения. Большинство иркутских школ заказывают форму для своих воспитанников на швейной фирме «ВИД», которая предлагает свыше 20 моделей для мальчиков и девочек. В Чувашии лидирующими предприятиями являются «Рассвет» и «Паха тере». В Волгограде есть фабрика, специализирующаяся на форме не только для учеников, но и для учителей (кстати, вспомним, до революции русские учителя также обязаны были носить специализированную одежду, и это их ничуть не смущало). Фирма «Мальвина», которая находится во Владимирской области, – лидер на рынке школьной формы всего Центрального округа России. Кемеровская швейная фабрика «Томь» предлагает свою продукцию школам Кузбасса. В Ростовской области детей одевает и вовсе знаменитая фирма «Глория джинс». Дети от джинсовой формы в восторге, что немудрено: так как джинсы – это всегда «клево», в них не страшно двигаться, ибо их очень трудно порвать или испачкать, а разные модели можно носить в разные сезоны года. Родители тоже довольны – джинсовая одежда практична, легко стирается и отвечает как экономическим, так и экологическим требованиям. Недаром «Financial Times» назвала ростовскую форму лучшей в мире для детей и подростков. К тому же джинсы идут практически всем.

Но с другой стороны, среди детей, в особенности девочек, много противников введения школьной формы. По их мнению, невозможно разработать одежду, подходящую для всех. Индивидуальные особенности человека непременно вступят в противоречие с предлагаемой ему формой. Кому-то не идет цвет, или фасон, или стиль. Мы уж не говорим, что существует определенная категория строптивцев, которые терпеть не могут, когда им указывают, в чем ходить.

Кроме того, все знают, на каких стульях и за какими столами приходится сидеть российским школьникам. Малейшая зазубрина – и форма теряет свой вид. На младшеклассниках – так просто все «горит», точно форма сделана из легковоспламеняющегося материала. Ко всему прочему, предлагая детям модели школьной повседневной одежды, многие фирмы и предприятия нередко решают свои чисто коммерческие вопросы, а именно – сбыт залежалого некачественного товара. К такой форме все липнет, сама она плохо стирается, мнется, легко рвется, нет никакой возможности избавиться от бахромы и катышек – вот неполный перечень родительских претензий.

Наконец, будем честны до конца – школьная форма в принципе не уничтожает проблему социального неравенства, дети все равно прекрасно осведомлены, насколько обеспечены родители их одноклассников. Это видно по портфелям, часам, курткам…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте