Всех кандидатов на медаль можно смело разделить на две категории: «юные гении», честно заработавшие медаль, и «случайные» отличники. Что касается первых, то с ними обычно нет проблем. Ребята уверены в своих знаниях, их кругозор порой шире и богаче, чем у иного учителя-предметника. И при поступлении они, как правило, подтверждают свое право на медаль. Другое дело «случайные» отличники. Обычно их просто вытягивают, подчас неприкрыто и откровенно, лишь бы у школы было хотя бы на одного медалиста больше.
В своей пока не столь богатой учительской практике встречался и с теми, и с другими. Но один «случай» никак не идет из памяти. В 11-м классе вдруг выяснилось, что Алексей (назовем его так) идет на серебряную медаль. Мне всегда было тесно в нашей системе оценивания. По сути, у нас всего три отметки: «3», «4» и «5». Но ведь у каждого своя тройка, своя пятерка… У моего «случайного» отличника была четверка по русскому языку. Некрепкая, шаткая. В 10-м классе я выставил ее авансом. Впереди было лето, но с русским языком Алексей пообещал не расставаться. Однако пришла последняя учебная осень, и у него появились тройки за диктанты и даже двойки. Стало ясно, что «авансовую» четверку Алексей подтвердить не готов, и за первое полугодие я вывел ему «3». Серебряная медаль была обречена. Обстановка накалилась к концу года: приходили родители, умоляли исправить оценку, предлагали деньги, невзначай подкладывая под журнал тугие конверты. Но я пошел на принцип и вовсе не из-за плохого характера: я думал прежде всего о тех ребятах, что учились рядом с Алексеем. Им-то как объяснить его медаль? В общем, я занял круговую оборону. В день последнего звонка меня вызвали к директору. Первой, кого я увидел, войдя в кабинет, была мама Алексея. Директор наша, мудрая и опытная Ирина Ильинична, сказала, что последнее слово оставляет за учителем-предметником, то есть за мной. В итоге Алексей окончил школу без медали. Он поступил в университет, и больше мы не встречались. Но до сих пор я уверен, что в тот майский день поступил абсолютно правильно. Медали, безусловно, нужны, но это высокие награды, и их надо честно зарабатывать.
Алексей ТУРУСОВ, учитель русского языка и литературы, Чебоксары
Комментарии