Воспитание должно просветить сознание человека, чтобы перед его глазами лежала ясно дорога добра.
Константин Ушинский
Я пришла работать в студию раннего творчества «Гармония» и погрузилась в пространство безусловной любви и творчества. Это то место, которое вдохновляет, радует и укрепляет жизненные силы.
Дети всегда считывают мое состояние, их не обманешь, они отлично чувствуют, любишь ты их или нет. Каждый день обучаю их, и они учат меня. Это всегда тема с вариациями, возможность импровизировать и действовать в состоянии неопределенности. И то, что срабатывало в одной ситуации, может совершенно не подействовать в другой. Если занятие прошло хорошо, то я всегда чувствую прилив сил и «ресурсное состояние» легкости и естественности бытия. Плюс спасительное чувство юмора.
Репетиция на сцене, читаем стихи про наших пап.
– Прочитайте так, чтобы мы поняли, что ваши папы самые замечательные!
И вдруг ко мне подходит мальчик и на ухо, стесняясь, говорит:
– А мой папа… толстый…
И мой ответ:
– Большой секрет жизни в том, что любят разных: худых, толстых, высоких. И только благодаря любви твоих замечательных родителей появился в этом мире ты, удивительный и неповторимый!
Пару лет назад я использовала на занятиях отличные тетради для словесного творчества О.Л.Соболевой. К сожалению, сейчас они не переиздаются. На каждом занятии мы сочиняли истории и рисовали. Катя рассказала, что у нее получилось: «Одной девочке очень не хотелось оставаться дома с бабушкой. Сидит она на скамеечке и плачет. Мама все время на работе. Вдруг прилетела фея и забрала девочку к себе…» Так ребенок выплеснул свои переживания в рисунке. Вот такая психотерапия.
Бывает и иначе. Долгое время ничего не меняется, затишье, кажется, ничего не происходит, не срабатывает, и вдруг через полгода качественный скачок. Робкий тихоня начинает шалить. Ура! А гиперактивный сверхзвуковой пятилетка постепенно «входит в берега» и начинает управлять своим поведением.
Мне посчастливилось учиться у прекрасного русского педагога Н.А.Зайцева. Каждый день я использую в работе его уникальные кубики и систему обучения чтению. Она позволяет быстро и легко научить детей читать, при этом сохранить им здоровье. Дети много поют, двигаются, играют. Обстановка естественная и непринужденная, нет напряжения. Детский ум пытлив, ребята вовлечены в игру. Обучение, которое происходит в игре и движении, «отвечает законным потребностям свежей, подвижной детской природы» (К.Д.Ушинский).
Кубики разных цветов, размеров и даже звучат по-разному. Чем больше задействовано различных органов чувств, тем быстрее и легче формируются навыки. А еще веселые попевки, когда за две минуты пропеваются все слоги, дети много двигаются, в эти моменты их мозг работает гораздо эффективнее. Не портится осанка – подолгу сидеть не надо, не испортишь зрения – на кубиках крупные буквы и нет резких сочетаний цветов. А еще складовые картинки: «Кто быстрее прочитает, тот картинку себе забирает». Много игр с указками, когда дети указкой по таблице пишут разные слова, отгадывают мудреные русские загадки. Например: «Не на меру, не на вес, а у всех людей есть!» (ум), «И рать, и воеводу – всех повалил» (сон).
«Чем больше ребенок получает сенсорного и кинестетического опыта, тем активнее растет его мозг за счет построения все новых нейронных путей. Это является основой для развития интеллекта ребенка, его самосознания, способности доверять миру и себе, а также желания учиться» (кинезиолог Е.В.Ковалева).
Я педагог по развитию речи. У меня есть прекрасная возможность знакомить детей с красотой родного слова. «Слово как источник счастья». Кстати, это название темы сочинения, которую давали гимназистам более 100 лет назад.
Мы разучиваем прекрасные стихи русских классиков А.С.Пушкина, И.А.Крылова, А.А.Фета, И.Бунина, С.Есенина. Их стихи вдохновляют меня. Метафорическая речь благотворно влияет на развитие ребенка. Чтобы увлечь его, я обращаюсь к яркому детскому опыту. Например, всем знакомое четверостишие:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Оно позволяет задать и получить ответ на множество вопросов: «А что такое нива? Кто видел настоящее поле? Расскажите, что вы видели? А кто когда-нибудь видел настоящий туман? Что ты чувствовал тогда? А про ежика в тумане слышали? Почему горы синие? А кто бывал в горах? Что там было самое интересное? Почему осенью солнце тихое? А какое оно летом?»
Главное – выслушать каждого, отметить, похвалить. Это несложно:
– Как здорово, что ты это вспомнил вовремя, к месту!
– Как я люблю слушать ваши истории!
– Как ты сегодня красиво стихи прочитал, мне так нравится твой голос! С какой интонацией!
– А кто смелый и тоже готов сам рассказать?
Люблю создавать такую атмосферу на занятиях, чтобы каждый захотел говорить, делиться своими мыслями, опытом, чувствовал себя увереннее. Ведь помочь ребенку, который не знает, что сказать, можно ободряющей фразой или признанием:
– Это у всех бывает, слово может потеряться, дай себе время подумать, я спрошу тебя позже.
И даже у самых робких все получается!
Иногда родители жалуются, что детям не нравится учить стихи. Выход есть. Ни в коем случае не учите их, как скучное правило, превратите заучивание в игру, в мини-спектакль! Дома, на прогулке декламируйте стихотворения с разными интонациями: грозно, как тигр, или робко, как мышонок, или как бабушка, как герои смешариков или других любимых мультиков… Попробуйте! В этой игре ребенок и не заметит, как запомнит все без скучного заучивания.
Идете по улице с ребенком и сами рассказываете. Много раз, с восторгом, с воодушевлением. У вас душа поет, ну не можете молчать. Заинтересовать можно только тем, что любите сами. Ну а если вы совсем не любите стихи, притворитесь, что это не так. Вдруг откроете для себя что-то не замеченное в школе. И потом это же наши генетическая память, культурный код и чувство языка.
Все свои знания, приемы и подход к детям я реализовала во Дворце творчества детей и молодежи «Преображенский». Я очень люблю наш дворец. Он находится в благодатном месте, рядом с храмом, прудом и прекрасным парком. Территория обширная, и каждый сантиметр ухожен и благоустроен. Сюда с удовольствием приходят отдохнуть, погулять. Эта красота благотворно влияет на всех.
Но главное, что делает дворец уникальным, – это любовь и каждодневный огромный труд множества сотрудников, педагогов, воспитанников, круг моих единомышленников. У нас сложилась великолепная команда увлеченных, ярких, творческих педагогов, интересных людей с прекрасным образованием, владеющих эффективными современными методиками.
Мы рады, что наши воспитанники очень хорошо подготовлены к школе. Их знания основаны на ярких, живых образах, богатом и разнообразном опыте. А родители? Нам с ними повезло. Они разделяют наши подходы и ценности.
В результате создается уникальная творческая атмосфера. В такой ситуации выигрывают все. Благодаря нашей общей любви и энергии мы слышим: «А я к вам еще приду!», «Тетя учительни-и-и-ц-а-а…», «А эти листочки я собрал для вас!», «А обнимашки?».
Януш Корчак, великий педагог, писал так: «Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм. Сдерживающее начало здесь – отвращение к грязи, моральный эстетизм. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях – сталкиваясь, снижая полет и вздымая, наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний».
Воспитывает человека все. Прежде всего пример взрослых. Я безмерно благодарна дворцу и его педагогам. Здесь выросли мои сыновья, у них была счастливая возможность расти и видеть перед собой достойные примеры значимых взрослых.
Ольга КОВАЛЕВА,
педагог студии раннего развития «Гармония» Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»
Комментарии