search
main
0

Дебаты, или Как эффективно прокачать свой навык публичных выступлений

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» – эта фраза Антуана де Сент-Экзюпери очень актуальна для обучающихся старших классов. Отечественные психологи называют ведущей деятельностью юношеского возраста учебно-профессиональную. Однако по своему скромному педагогическому опыту скажу, что в эпоху массовой цифровизации и виртуальных медиакоммуникаций многие старшеклассники испытывают большой дефицит интеллектуального общения со сверстниками и взрослыми.

Дискуссия – мать истины. На своих уроках обществознания я поддерживаю дискуссии внутри класса, учу четко и коротко формулировать вопрос, тезис, проблему. Ученики слушают и слышат друг друга. Такой формат проведения уроков непривычен, сложен и для учителя, и для школьников. Одни приносят в жертву тишину и вносят элемент порой неконтролируемого оживления в спорах, другие боятся ошибиться, сказать не то или, наоборот, пытаются угадать, что хочет услышать от них учитель. В такой нетипичной творческой ситуации обучения с открытым финалом рождается интерес, который важно удержать. Конечно, нет опыта, практики: тезисы голословны, опоры на разные аргументы и факты из реальной жизни почти нет. Удивительно, сегодня мы наблюдаем серьезный переизбыток информации, что приводит наше сознание к противоположному эффекту: мозг перестает качественно и надолго запоминать текущую новостную повестку. Да и зачем, если всегда под рукой есть Яндекс.Алиса.

Начало

Почти любая тема на уроках обществознания при желании обречена на столкновение мнений. 45 минут не хватает, тесно, ученики увлекаются, продолжают обсуждать на переменах тему урока. Стало ясно, что необходимо расширять потенциал такой стилистики обучения. Так я пришел сначала к идее развития гражданского самосознания обучающихся через ученическое самоуправление. А потом, года три назад, родилась идея проведения в школе полноценного чемпионата по дебатам среди команд старшеклассников.

Первую пробную игру по теме «Мораторий на смертную казнь должен быть отменен» я провел на уроке в конце учебного года в 9‑м классе. Ребята определили две команды с позициями «за» и «против», кто-то вошел в состав жюри, кто-то выполнял функцию эксперта. Готовились неделю. Получилось здорово! Знаете, бывает такое состояние полного творческого единения с детьми в общем деле.

Мы решили повторить публично в актовом зале школы при зрителях. И снова успех! И острое желание спорить еще!

На следующий год я решил масштабировать свой удачный опыт на все параллели 9-11‑х классов. За методологическую основу чемпионата я взял модель формата дебатов Карла Поппера. Мне хотелось, чтобы старшеклассники в своих публичных выступлениях решили для себя четыре задачи:

– повышение уровня образования и воспитания;

– эмоциональный самоконтроль;

– личностное позиционирование;

– умение работать в команде.

Удалось привлечь активистов ученического самоуправления, которые помогали формулировать темы для дебатов, готовить презентацию, а после участвовали в качестве волонтеров во время самих игр. Мне оставалось только наблюдать со стороны за возрастающим интересом учеников, приглашать в качестве членов жюри на отборочные игры представителей администрации, директора, выпускников школы, учителей. Далее я подготовил два кубка призерам и главный переходящий ежегодный кубок победителю чемпионата.

Если в первый год участвовало 19 команд, то на второй год – 25. Многие старшеклассники высоко оценили свое участие в этих чемпионатах и присвоили дебатам звание лучшего мероприятия (номинация «Круче, чем бразильский сериал») по итогам года в результате общешкольного голосования.

Я дважды представлял опыт дебатов на Международном фестивале детских и юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи» – в Казани и Арзамасе. В дебаты играли ребята со всей России с 5‑го по 11‑й класс, а также взрослые. Идея ушла в народ.

Коротко о технологии проведения

1. Продолжительность чемпионата два месяца: от регистрации команд до финала.

2. Есть серия отборочных игр (в зависимости от числа зарегистрировавшихся команд участников) и финал, куда попадают сильнейшие команды.

3. В команде по три человека, каждый играет четкую роль (капитан, критик, систематизатор). В первоначальном варианте было четыре участника, но в итоге сократили до трех, чтобы игры были динамичнее и зрелищнее.

4. Каждая игра состоит из трех раундов для утверждения и отрицания заявленной темы.

5. Участники команд выступают по очереди со своими тезисами, аргументами и контраргументами.

6. Каждый раунд идет две минуты.

7. Команды могут брать тайм-аут на одну минуту.

8. Возможны перекрестные вопросы команд друг другу.

9. Победитель определяется членами жюри по результатам набранных баллов по пяти критериям (доказательность, харизма, культура речи, умение переключаться на аргументы соперника, соблюдение регламента).

10. Тему игры и позицию команды узнают непосредственно перед самой игрой в результате жеребьевки, но готовятся к ним заранее. Таким образом, к примеру, на отборочных играх заявлено 10 тем, ребята прорабатывают каждую из них с обеих позиций (за и против), собирая факты и аргументы, но узнают свою конкретную тему и позицию непосредственно перед игрой. Во время игры можно использовать блокноты и тетради. Мобильные устройства использовать нельзя.

11. Данный командный чемпионат проходит в первом полугодии, а во втором проводится уже индивидуальный для 9-11‑х классов. Там уже немного другие задания и требования, но принцип отборочных игр, хронометраж выступлений и награждение кубками победителей и грамотами всех участников сохраняются.

Позитивные эффекты

Имея достаточно большой опыт проведения подобных мероприятий, могу выделить следующие положительные моменты:

1. Уникальность данного чемпионата для школьной жизни. В основном везде и всегда побеждает дружба, но тут ребята получают порой очень болезненный опыт поражения. В режиме плей-офф команды играют публично в актовом зале, где тут же от жюри узнают, кто проиграл, а кто проходит дальше. Конечно, есть много споров и вопросов. Жюри старается быть максимально объективным и открытым в плане оценивания, но пережить опыт неудачи, когда готовился и старался, дорогого стоит. Тем слаще вкус победы у выигравших. Но на самом деле выигрывают все, потому что в этом азартном состязании все незаметно для себя эффективно прокачивают свой навык публичных выступлений.

2. Расширение кругозора и получение новых тем для разговоров уже после чемпионата. Когда ребята готовятся, они собирают много информации по темам, проводят опросы, изучают авторитетные мнения, анализируют значимые события в жизни страны и мира. К примеру, подготовка по таким неоднозначным темам дебатов, как «Классическое искусство нуждается в популяризации», «Зоопарки нужно запретить», «Должен ли журналист говорить только правду?» и др., уже дороже результата самой игры в образовательном плане.

3. Бесценный опыт взаимодействия в команде. Ребята распределяют роли, понимают, что от действий каждого на сцене зависит успех команды.

4. Личное позиционирование. От игры к игре я наблюдаю, как раскрываются многие ораторы с неизвестной ранее для них самих стороны, как входят во вкус, как у участников загораются глаза, какие живые эмоции переживают они в минуты своего выступления. Кто-то не выдерживает и замолкает в гнетущей тишине зала, девушки могут заплакать, кто-то выходит из-за трибуны и начинает воодушевленно расхаживать по сцене, жестикулируя и увлекая зрителей своей харизмой. Настоящий интеллектуальный спектакль.

5. Большой положительный и продолжительный резонанс после завершения чемпионата. Это настоящее событие в жизни всех участников. Об этом моя педагогическая философия – событийная педагогика. В школьной жизни должны случаться такие истории, которые максимально вовлекают всех участников. Мы должны погружать учеников как можно чаще и глубже в контекст разных событий в школе, чтобы они проживали их и выносили для себя новые знания и опыт.

Готов в дальнейшем делиться успешным опытом своего проекта со всеми, кто хочет испытать радость и удовольствие от интеллектуальных дискуссий.

Федор ГЛУХОВ, педагог-организатор, учитель обществознания школы №429 «Соколиная гора»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте