Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие

Дальний Восток задает образовательные тренды

Дата: 21 сентября 2020, 15:45
Автор:

19-21 сентября в Южно-Сахалинске проходил форум «Образование – энергия будущего». Еще несколько лет назад образовательные новшества были для сахалинских педагогов чем-то странным и даже пугающим. Сегодня учителя с Дальнего Востока готовы делиться с коллегами из всех уголков страны современными методиками обучения.

В рамках форума эксперты, управленцы, педагоги и родители обсудили ключевые проблемы и болевые точки российского образования и наметили пути дальнейшего развития. Мероприятия состоялись сразу в нескольких местах Южно-Сахалинска, большая часть площадок – под открытым небом. Встречи были рассчитаны не только на экспертов и специалистов в области образования, но и на родителей, школьников и дошкольников. Гости мероприятия смогли поучаствовать в шахматном фестивале, театральной мастерской, понаблюдать за школьными экспериментами, метапредметной олимпиадой и мероприятием для полилингвальных дошколят.

Одна из главных задач мероприятия – вовлечение жителей города в образовательную политику, формирование направлений, по которым будут развиваться городская, муниципальная и областная системы образования.

Уйти от привычной модели

Первый форум состоялся в августе прошлого года. На нем обсуждалась концепция развития системы образования в областном центре до 2030 года. Уже тогда говорили про постепенный уход от стандартизированной системы образования, которая подразумевала обучение строго в стенах школы по догматичному принципу «сначала математика, потом русский, потом физра».

Южносахалинские учителя не побоялись признаться самим себе, что привычная модель школьного уклада детям не нравится и назрела необходимость изменить подходы к образованию.

На церемонии открытия мэр города Сергей Надсадин обратился к резолюции первого форума и сравнил прошлогодний план с текущим состоянием дел в отрасли. Одной из задач было создание нормативно-правовых и финансово-экономических условий для реализации индивидуальных образовательных программ учащихся. В частности, успешно отработана модель дистанционного обучения. Своими наработками школы Южно-Сахалинска готовы делиться со всеми общеобразовательными учреждениями, которые все еще испытывают трудности при организации удаленного обучения.

– Моделирование сетевой школы – это этап, который воспринимается в качестве лабораторной работы. Самоизоляция и вынужденный массовый переход на дистанционные технологии в апреле – мае показали, что постановка такой задачи год назад была актуальной. Теперь дело за трансформацией и улучшением такого вида образования. Впереди согласно планам резкое повышение качества и доступности образования в Южно-Сахалинске и во всей области, – отметил Сергей Надсадин.

По его словам, благодаря своевременно проделанной работе Южно-Сахалинску удалось избежать главного недочета дистанционного обучения, с которым столкнулись практически все российские школы, – ответственность за результат образования фактически легла на плечи родителей.

– Образованием детей должны заниматься специалисты. Но при этом мы все должны понимать, что профессионалы выращиваются здесь и сейчас. Мы столкнулись с ситуацией, в которой педагоги фиксируют свои профессиональные дефициты, институциональные противоречия. Это значит, что необходимо выстраивать экосистему, позволяющую эффективно действовать нашим педагогам в условиях доверия родителей и продуктивной деятельности учеников, – отметил глава Южно-Сахалинска.

Образование за пределами школы

Еще один пункт программы первого форума – создание кадровых условий для индивидуализации образования. Всего за год запущены два системных проекта: «Развивающее образование для всех» и «Полилингвальное образование дошкольников».

В кратчайшие сроки 16 дошкольных организаций успешно завершили подготовительный этап и с 1 сентября 2020 года приступили к реализации содержательной части проекта «Развитие ребенка-дошкольника в полилингвальной образовательной среде». В рамках форума гостям представили игровые упражнения на английском, корейском, китайском, японском и русском языках.

– Мы считаем, что развитие детей в многоязычной среде – очень перспективная технология, которую необходимо осваивать начиная с дошкольного образования. Уже больше года мы расширяем сеть полилингвальных детских садов в Южно-Сахалинске. В этих детских садах не ставится специальная задача научить детей в совершенстве владеть иностранными языками, а реализуются уникальные технологии развития детей в многоязычной образовательной среде, – заявил Сергей Надсадин.

Задача-максимум для Южно-Сахалинска – стать городом образования. Современный ученик должен получать знания не только в школе, но и на базе учреждений культуры, спорта, в учреждениях дополнительного и высшего образования, в некоммерческих организациях. В приоритете так называемое бесшовное соединение общего и дополнительного образования. Город уже сейчас представляет собой большое образовательное пространство, в котором дети и подростки учатся в парках, музеях, на творческих площадках, высокотехнологических предприятиях, а не только в школе. Это так называемая модель расшколивания – переноса образовательного процесса за пределы школы, которую можно будет тиражировать на всю страну.

Слово школьникам

На форуме работала школьная лаборатория юных журналистов «Эврика MediaLab», в рамках которой ребята брали интервью у ключевых спикеров. Ограничений и цензуры не было. Ответ перед ребятами держали научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский и мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин.

В частности, ребята спросили взрослых, что лучше – ЕГЭ или экзамен по билетам.

– Экзамен – это не очень хорошая вещь, – убежден Александр Адамский. – Изначально он появился в религиозной среде у иезуитов и представлял собой моделирование страшного суда. И, согласитесь, экзамен чем-то действительно напоминает суд. Это очень архаичный метод. Но и ЕГЭ уже морально устарел, 7-10 лет пройдет, и ему на смену придут цифровые следы, так называемая учебная биография ребенка. Такой подход скажет гораздо больше об уровне освоения материала, чем разовые экзамены. Можно проводить разовые тесты, но они малоинформативны. А если ребенок каждый день оставляет тысячи цифровых следов и система показывает дефициты и достижения – это гораздо более эффективный подход к образованию ребенка. Так что будущее за персонифицированной системой оценок.

Отвечая на вопрос о том, нужен ли обязательный ЕГЭ по истории, эксперт отметил, что любая обязаловка вызывает сопротивление. «Если мы хотим, чтобы дети невзлюбили историю, то самый лучший вариант – ввести обязательный ЕГЭ по предмету. Обязательного в школе должно быть как можно меньше», – считает спикер.

Вопросы учеников касались не только школы, но и жизни своего региона. «Почему топливо в Южно-Сахалинске стоит дороже, чем там, куда мы его поставляем?» – задали неудобный вопрос мэру города.

– У нас добывается только сырье, потом его надо транспортировать на завод, а затем еще вернуть. Вот эта транспортная составляющая дает увеличение стоимости, – ответил Сергей Надсадин. – Сейчас в Сахалинской области предпринимают шаги по реализации топливных альтернатив. Газомоторное топливо, например, или электричество. Благодаря этому можно будет существенно снизить цены. Для Сахалина будет гораздо лучше, если по острову будут ездить автомобили, которые «заправляют» электричеством или экологически чистым газом.

Возвращаясь к теме образования, ребята выразили неудовольствие в связи с тем, что некоторые учителя запугивают детей ЕГЭ.

– Есть три волшебных фразы: «Ты должен», «Как тебе не стыдно», «В жизни пригодится». Эти формулы свидетельствуют о профессиональной непригодности учителя. Запугивание – последнее прибежище непрофессионала, – уверен Александр Адамский.

Говоря на тему профессиональной подготовки педагогов, он высказал мнение о необходимости изменить подход: «Больше уделять внимания навыкам личностного общения и поддержке детей, выявлению их особенностей и тех видов деятельности, в которых ребенок сможет себя раскрыть».

А что дальше?

Южно-Сахалинский образовательный форум стал частью календаря осенних событий не только для педагогического сообщества, но и для горожан. Интерес жителей подтверждает большое количество посетителей открытых площадок форума, которые 19-20 сентября работали в городском парке. По итогам мероприятия мэр Сергей Надсадин и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский обозначили планы по проведению мероприятия в 2021 году. Желание присоединиться к образовательному событию изъявили несколько районов области. За этот год педагогическому сообществу Южно-Сахалинска предстоит поделиться с ними накопленным инновационным опытом и обсудить перспективы сотрудничества.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt